Сущность налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле можно понимать налоговый контроль как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Рассмотрев определения налогового контроля, приведенные в экономической литературе, можно сделать следующие выводы:
- многие авторы дают общетеоретическое определение налоговому контролю без выделения системообразующих признаков;
- все определения направлены на простые, детерминированные экономические объекты, функционирующие в условиях плановой экономики;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Введение 
1.1 Сущность налогового контроля

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ, налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Важно, однако, отметить, что определение налогового контроля, которое дает Налоговый кодекс, не конкретизирует деятельность налоговых органов в процессе контроля, а в научной литературе существует несколько различных трактовок понятия налогового контроля.

Например, О.А.Ногина в работе "Налоговый контроль. Вопросы теории" дает следующее  определение налоговому контролю: "налоговый  контроль можно определить как составную  часть формируемого государством организационно-правового управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а так же установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений." М. В Карасева отмечает, что "налоговый контроль в узком смысле — это регламентированная налоговым законодательством и подзаконными актами в области налогообложения деятельность налоговых органов, обеспечивающая соблюдение всеми участниками налоговых правоотношений норм законодательства о налогах и сборах ".1

 В широком  смысле можно понимать налоговый  контроль как совокупность мер  государственного регулирования,  обеспечивающих в целях осуществления  эффективной государственной финансовой  политики экономическую безопасность  России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

Рассмотрев  определения налогового контроля, приведенные  в экономической литературе, можно  сделать следующие выводы:

- многие авторы  дают общетеоретическое определение  налоговому контролю без выделения  системообразующих признаков;

- все определения  направлены на простые, детерминированные  экономические  объекты, функционирующие  в условиях плановой  экономики;

- зачастую авторы  не уделяют внимание специфическим  характеристикам налогового контроля.

Исходя из определений  налогового контроля, предлагаемых различными авторами, можно предположить, что налоговый контроль включает в себя:

- анализ результатов  деятельности всей совокупности налогоплательщиков в условиях быстроизменяющейся рыночной среды и адаптации налогового законодательства;

- оценку результатов  деятельности по критериям и  правилам, определенным Налоговым  кодексом Российской Федерации;

- установление  экономически значимого отклонения  реальных показателей налогоплательщиков  от расчетных;

- мероприятия,  разработанные с учетом особенностей деятельности налогоплательщиков, по устранению отклонений.

Важнейшими  элементами понятия "налоговый контроль" являются объект, субъект, виды контроля, формы его осуществления, оценка результатов деятельности, установление отклонений, и определение мер воздействия. Именно эти элементы контроля были выбраны в качестве основных принципов морфологии, представленной ниже, поскольку они являются важнейшими характеристиками, определяющими особенности налогового контроля.

Объектами исследования налогового контроля выступают , во-первых, меры предпринимаемые контролирующими структурами в целях обеспечения процесса налогообложения и привлечения нарушителей к ответственности, и во-вторых -налогоплательщики и их деятельность, связанная с выполнением ими своих налоговых обязательств.

Предметом налогового контроля является, прежде всего, правильность исчисления и уплаты налогов. При этом, при его осуществлении используются различные источники информации, в том числе и данные, представленные в регистрах бухгалтерского, налогового учета и отчетности, а так же в документах банковского и таможенно-банковского валютного контроля.

Субъектами  налогового контроля, в свою очередь, выступают государственные органы и должностные лица, законодательно наделенные функциями налогового контроля, и структуры, привлекаемые ими для осуществления контрольных мероприятий.

Содержанием налогового контроля, как и других видов государственного контроля является:

1) наблюдение  за функционированием подконтрольных  объектов;

2) анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;

3) принятие мер  по предотвращению нарушений  законодательства;

4) учет конкретных  нарушений, выявление причин и  условий их совершения;

5)пресечение  противоправной деятельности;

6)выявление  виновных и привлечение их  к ответственности.

 Налоговый контроль является необходимым условием эффективного налогового администрирования и успешного функционирования любой налоговой системы. Целью налогового контроля является, прежде всего, противодействие уходу от исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а так же обеспечение устойчивости налоговых поступлений, их правильного исчисления, своевременного и полного перечисления их в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Поэтому, при отсутствии или недостаточной эффективности налогового контроля трудно ожидать своевременности и полноты налоговых поступлений.

Порядок осуществления  налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности  участников мероприятий налогового  контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ. Осуществление налогового контроля производится в различных правовых формах. При этом контрольные действия регулируются на основании закона, где четко определены полномочия налоговых органов.

Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой - уважения к налогоплательщику, недопустимости причинения ему неправомерного вреда.

Именно в  рамках налогового контроля происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что несомненно, вызывает интерес к изучению природы налогового контроля. Причем соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков является немаловажным элементом правового регулирования налогового контроля.

Для реализации налогового контроля налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговом  органе. Это - первооснова налогового контроля. Важно отметить, что в  соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, постановке на учет подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

При  осуществлении  налогового контроля Налоговый кодекс предусматривает появление процессуальных фигур свидетеля, эксперта, переводчика, специалиста и понятых.Эту новеллу в налоговом законодательстве следует отметить как прогрессивную в целях установления истины по делам, связанным с осуществлением контроля.

Целями мероприятий  налогового контроля являются выявление  налоговых правонарушений и налоговых  преступлений, предупреждение их в  совершении в будущем и обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

В экономической  и правовой  литературе широко распространена концепция налогового контроля, которая сводит его сущность лишь к проверке соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и своевременности их уплаты. Признавая важность этих функциональных направлений деятельности налоговых органов, необходимо отметить недопустимость сведения сущности контроля только к способу обеспечения законности, поскольку, таким образом, ограничивается его активная экономическая направленность. Налоговые органы не ограничиваются ролью пассивного наблюдателя, они могут выступить инициаторами ликвидации экономически неперспективных предприятий. В процессе налогового контроля, как правило, оцениваются не только количественные результаты финансово-хозяйственной деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах» в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации.2

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом.» Успешные действия по стабилизации финансово-бюджетной системы РФ предопределяются созданием действенной системы контроля за соблюдением правовых норм налогового законодательства, правильным исчислением налогов и сборов, полнотой и своевременностью поступления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды. Правовое обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства в Российской Федерации осуществляется на основе изданных нормативных актов.

Основными из них являются Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О налоговых органах в Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред. от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ) и другие нормативно-правовые акты.

Сущность налогового контроля можно  рассматривать с двух позиций:3

- во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой;

- во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства.

Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов (оптимизации функционирования объекта контроля), и, во-вторых, организационной направленности в части совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля) законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов». Таким образом, контрольная функция в деятельности налоговых органов является основой.

Результативность контрольных  мероприятий в налоговой сфере находится в прямой зависимости от организационно — методологического фактора.

Чтобы налоговый контроль обеспечивал выполнение стоящих перед ним задач, необходимо соблюдение основополагающих принципов его организации, среди которых можно выделить первый – правомочность. Налоговые органы обязаны осуществлять контрольные действия в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным действующим законодательством.

Вторым важным организационным  принципом является обеспечение всеобъемлющей полноты контроля. Все налоги (не только федеральные, но и региональные, и местные), а также все без исключения налогоплательщики должны быть охвачены системой контроля независимо от объема поступлений в соответствующие бюджеты налогов.

Третий принцип – недопущение причинения вреда плательщику. Налоговый контроль должен осуществляться с учетом возможностей обеспечения оптимального взаимодействия фискальной и экономической направленности налоговой системы. Приоритетность фискальной составляющей может спровоцировать сокращение количественных показателей потенциальных объектов обложения за счет сокращения деловой активности. Это тем более опасно в период структурного кризиса экономики.

В качестве четвертого принципа можно  выделить принцип превентивности (предупреждения). Налоговые органы должны вести профилактическую работу в предупреждении возможности возникновения налоговых правонарушений.  В этой связи особое значение имеет пятый принцип налогового контроля – скоординированность работы и контрольных действий налоговых органов. Однако в настоящее время налоговые органы работают в условиях продолжающейся экономической нестабильности кризиса неплатежей во всех сферах хозяйствования. Это не может не сказаться отрицательно на объеме собираемых в государственную казну налогов. В этих условиях на первый план в проведении налогового контроля выходит задача добиться полной и своевременной уплаты налогов и сборов. Относительно низкие темпы роста поступлений налогов вызваны, как ухудшением финансового положения предприятий, тек и невыплатой заработной платы работникам. Рост недоимки по платежам в бюджет обусловлен прежде всего нерешенностью проблемы взаимных платежей, несовершенством налогового законодательства, сложным экономическим положением предприятий в связи со спадом производства и их неплатежеспособностью, инфляцией, нарушением денежного обращения, несостоятельностью ряда банков и отсутствием денежных средств на их корреспондентских счетах.

Информация о работе Сущность налогового контроля