Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа
В широком смысле можно понимать налоговый контроль как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Рассмотрев определения налогового контроля, приведенные в экономической литературе, можно сделать следующие выводы:
- многие авторы дают общетеоретическое определение налоговому контролю без выделения системообразующих признаков;
- все определения направлены на простые, детерминированные экономические объекты, функционирующие в условиях плановой экономики;
Введение
1.1 Сущность налогового
контроля
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ, налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Важно, однако, отметить, что определение налогового контроля, которое дает Налоговый кодекс, не конкретизирует деятельность налоговых органов в процессе контроля, а в научной литературе существует несколько различных трактовок понятия налогового контроля.
Например, О.А.Ногина в работе "Налоговый контроль. Вопросы теории" дает следующее определение налоговому контролю: "налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а так же установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений." М. В Карасева отмечает, что "налоговый контроль в узком смысле — это регламентированная налоговым законодательством и подзаконными актами в области налогообложения деятельность налоговых органов, обеспечивающая соблюдение всеми участниками налоговых правоотношений норм законодательства о налогах и сборах ".1
В широком
смысле можно понимать
Рассмотрев определения налогового контроля, приведенные в экономической литературе, можно сделать следующие выводы:
- многие авторы
дают общетеоретическое
- все определения
направлены на простые,
- зачастую авторы
не уделяют внимание
Исходя из определений налогового контроля, предлагаемых различными авторами, можно предположить, что налоговый контроль включает в себя:
- анализ результатов деятельности всей совокупности налогоплательщиков в условиях быстроизменяющейся рыночной среды и адаптации налогового законодательства;
- оценку результатов деятельности по критериям и правилам, определенным Налоговым кодексом Российской Федерации;
- установление
экономически значимого
- мероприятия, разработанные с учетом особенностей деятельности налогоплательщиков, по устранению отклонений.
Важнейшими элементами понятия "налоговый контроль" являются объект, субъект, виды контроля, формы его осуществления, оценка результатов деятельности, установление отклонений, и определение мер воздействия. Именно эти элементы контроля были выбраны в качестве основных принципов морфологии, представленной ниже, поскольку они являются важнейшими характеристиками, определяющими особенности налогового контроля.
Объектами исследования налогового контроля выступают , во-первых, меры предпринимаемые контролирующими структурами в целях обеспечения процесса налогообложения и привлечения нарушителей к ответственности, и во-вторых -налогоплательщики и их деятельность, связанная с выполнением ими своих налоговых обязательств.
Предметом налогового контроля является, прежде всего, правильность исчисления и уплаты налогов. При этом, при его осуществлении используются различные источники информации, в том числе и данные, представленные в регистрах бухгалтерского, налогового учета и отчетности, а так же в документах банковского и таможенно-банковского валютного контроля.
Субъектами
налогового контроля, в свою очередь,
выступают государственные
Содержанием налогового контроля, как и других видов государственного контроля является:
1) наблюдение
за функционированием
2) анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;
3) принятие мер по предотвращению нарушений законодательства;
4) учет конкретных нарушений, выявление причин и условий их совершения;
5)пресечение противоправной деятельности;
6)выявление виновных и привлечение их к ответственности.
Налоговый контроль является необходимым условием эффективного налогового администрирования и успешного функционирования любой налоговой системы. Целью налогового контроля является, прежде всего, противодействие уходу от исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а так же обеспечение устойчивости налоговых поступлений, их правильного исчисления, своевременного и полного перечисления их в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
Поэтому, при отсутствии или недостаточной эффективности налогового контроля трудно ожидать своевременности и полноты налоговых поступлений.
Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ. Осуществление налогового контроля производится в различных правовых формах. При этом контрольные действия регулируются на основании закона, где четко определены полномочия налоговых органов.
Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой - уважения к налогоплательщику, недопустимости причинения ему неправомерного вреда.
Именно в рамках налогового контроля происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что несомненно, вызывает интерес к изучению природы налогового контроля. Причем соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков является немаловажным элементом правового регулирования налогового контроля.
Для реализации налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе. Это - первооснова налогового контроля. Важно отметить, что в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, постановке на учет подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
При осуществлении налогового контроля Налоговый кодекс предусматривает появление процессуальных фигур свидетеля, эксперта, переводчика, специалиста и понятых.Эту новеллу в налоговом законодательстве следует отметить как прогрессивную в целях установления истины по делам, связанным с осуществлением контроля.
Целями мероприятий налогового контроля являются выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений, предупреждение их в совершении в будущем и обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.
В экономической и правовой литературе широко распространена концепция налог
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах» в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации.2
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом.» Успешные действия по стабилизации финансово-бюджетной системы РФ предопределяются созданием действенной системы контроля за соблюдением правовых норм налогового законодательства, правильным исчислением налогов и сборов, полнотой и своевременностью поступления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды. Правовое обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства в Российской Федерации осуществляется на основе изданных нормативных актов.
Основными из них являются Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О налоговых органах в Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред. от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ) и другие нормативно-правовые акты.
Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций:3
- во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой;
- во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства.
Эти стороны налогового контроля находятся в
неразрывном единстве, что позволяет представить
налоговый контроль в виде классической
кибернетической системы, сочетающей в
себе разнообразие статических элементов
и их динамическое взаимодействие, непрерывное
развитие и совершенствование. Прямая
связь обеспечивает результаты контрольного
воздействия, используемые для выработки
управленческих решений. Обратная связь
подытоживает качество проведения налогового
контроля, сигнализирует о степени его
воздействия на объект. Свойство прямой
связи активно используется в практике налогового
администрирования. Обратная связь служит
основой для выработки решений, во-первых,
Результативность контрольных мероприятий в налоговой сфере находится в прямой зависимости от организационно — методологического фактора.
Чтобы налоговый контроль обеспечивал выполнение стоящих перед ним задач, необходимо соблюдение основополагающих принципов его организации, среди которых можно выделить первый – правомочность. Налоговые органы обязаны осуществлять контрольные действия в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным действующим законодательством.
Вторым важным организационным принципом является обеспечение всеобъемлющей полноты контроля. Все налоги (не только федеральные, но и региональные, и местные), а также все без исключения налогоплательщики должны быть охвачены системой контроля независимо от объема поступлений в соответствующие бюджеты налогов.
Третий принцип – недопущение причинения вреда плательщику. Налоговый контроль должен осуществляться с учетом возможностей обеспечения оптимального взаимодействия фискальной и экономической направленности налоговой системы. Приоритетность фискальной составляющей может спровоцировать сокращение количественных показателей потенциальных объектов обложения за счет сокращения деловой активности. Это тем более опасно в период структурного кризиса экономики.
В качестве четвертого принципа можно
выделить принцип превентивности (предупреждения).
Налоговые органы должны вести профилактическую
работу в предупреждении возможности возникновения
налоговых правонарушений. В этой связи
особое значение имеет пятый принцип налогового
контроля – скоординированность работы и
контрольных действий налоговых органов.
Однако в настоящее время налоговые органы
работают в условиях продолжающейся экономической
нестабильности кризиса неплатежей во
всех сферах хозяйствования. Это не может не
сказаться отрицательно на объеме собираемых
в государственную казну налогов. В этих условиях на
первый план в проведении налогового контроля
выходит задача добиться полной и своевременной уплаты
налогов и сборов. Относительно низкие
темпы роста поступлений налогов вызваны,
как ухудшением финансового положения
предприятий, тек и невыплатой заработной
платы работникам. Рост недоимки по платежам в
бюджет обусловлен прежде всего нерешенностью
проблемы взаимных платежей, несовершенством
налогового законодательства, сложным
экономическим положением предприятий в
связи со спадом производства и их неплатежеспособностью,