Сущность налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 18:11, доклад

Описание работы

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан – для удовлетворения общественных потребностей. Налоги вводятся законами Верховного Совета.
С экономических позиций налоги представляют главный инструмент

Файлы: 1 файл

Сущность налога и их роль.docx

— 27.19 Кб (Скачать файл)

Сущность налога. Основные принципы налогообложения.

    

     Налоги - это  обязательные платежи, взимаемые  государством на основе закона  с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан – для удовлетворения общественных потребностей. Налоги вводятся законами Верховного  Совета.

     С экономических  позиций налоги представляют  главный инструмент

перераспределения доходов  и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

     Налоговое  регулирование доходов ставит  своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

     Общественное  назначение налогов проявляются  в их функциях. Их две -

фискальная и экономическая.

     Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники,

для поддержки нуждающихся  слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

     Экономическая  функция налогов состоит в  воздействии через налоги на

общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

     Функции налогов  взаимосвязаны - реализация фискальной  функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е.экономической функции.

     Элементы налога  и способы его взимания

     Каждый  закон  должен конкретизировать следующие  элементы налога:

     1) объект налога - это имущество, доход, товар,  наследство, подлежащие

обложению;

     2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть  физическое или юридическое

лицо;

     3) источник  налога - т.е. доход, из которого  выплачивается налог (зарплата,

прибыль, доход, дивиденды);

     4) ставка налога - величина налога с единицы  объекта налога;

     5) налоговая  льгота - полное или частичное  освобождение плательщика от  налога.

     В практике  большинства государств получили  распространение три способа

взимания налогов:

     1) "кадастровый" -  (от слова кадастр - таблица,  справочник), когда объект

налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих

групп и их признаки заносится  в специальные справочники.  Для  каждой группы

установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что

величина налога не зависит  от доходности объекта.

     Примером такого  налога  может  служить  налог  на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

     2) на основе  декларации

     Декларация - документ,  в котором плательщик налога  приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что выплата налога производится после получения дохода.

     Примером может  служить налог на прибыль.

     3) y источника

     Этот налог  вносится лицом, выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога

производится до получения  дохода налооплатильщиком, причем получатель дохода

получает его уменьшенным  на сyммy налога.

     Например, подоходный  налог с физических лиц.  Этот  налог выплачивается

предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до

выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма  налога и

перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается  работнику. Этот способ

наиболее распространен в нашей стране.

 

Роль налоговой  системы.

 

Роль  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов. Налоги и займы – два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

      Налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета имеет  двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов  бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных  статей. В бюджетном процессе приоритет  сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без  необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) отдельных  расходов и возможностей обеспечения  под них соответствующего объема доходов.

Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета проявляется  через следующие показатели удельных весов:

  • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных налогов) в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели характеризуют с разной степенью детализации значимость налогов  в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых  поступлений в частности. Место  и роль налогов в финансовой системе государства определяют также и другие показатели – степень собираемости налогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения, размер убытка или дохода от действия той или иной льготы.

Поддержание баланса доходов и  расходов государства неразрывно связано  с проводимой в стране налоговой  политикой, а в рамках ее – рациональным соотношением различных функций  налогов.

 

Система налогообложения  в России

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность взимаемых на территории Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов и предусматривает три режима налогообложения:

  • Общепринятую систему, при которой малые предприятия являются плательщиками тех же налогов и сборов, что и любые другие коммерческие крупные или средние предприятия.   При данной системе налогооблагаемая база по большинству налогов исчисляется на основании данных бухгалтерского учета с некоторыми корректировками.
  • Упрощенную систему налогообложения, непосредственно предусмотренную для субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия, применяя указанную систему, уплачивают единый налог с совокупного дохода или с валовой выручки.
  • Налогообложение единым налогом на вмененный доход - режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой и рассчитывается вмененный доход и налог на него. 

Налоговые отношения, права  и обязанности налогоплательщиков, порядок расчета и уплаты налогов  регулируется налоговым законодательством  Российской Федерации, которое включает в себя Налоговый кодекс (НК), принятые в соответствии с НК федеральных и региональных законов о налогах и сборах.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту своего нахождения и месту нахождения его обособленных подразделений.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России и включают в себя следующие налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на наследование и дарение, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы вводятся в действие законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов и включают в себя: налог на имущество организаций, транспортный налог, и налог на игорный бизнес;

Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и включают в себя: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Основные налоги в Германии

Cистема налогообложения в Германии, очень сложна, так как насчитывает около 45 различных видов налога. Разобраться во всем этом сложно, да и не нужно, ибо, например, не всем обязательно знать, что есть налог на владельцев собак. Важно понимать, как рассчитываются основные налоги в Германии, а именно подоходный налог для физических лиц, налог с корпораций и налог на добавленную стоимость (НДС) для юридических лиц.

Не  вызывает сомнений, что Германия –  страна с высокими налогами, но это  самая богатая страна Европы, а  также самая мощная экономика  среди стран ЕС. Немецкие банки  имеют безупречную репутацию  и высокий рейтинг надежности. И за уплату этих налогов Германия предоставляет налогоплательщикам и жителям страны большие блага  и надежные социальные гарантии. Это  не игра в футбол в одни ворота, а  хорошо продуманная и отлаженная на практике система взаимодействия государства и его резидентов.

Налоги  в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных  доходов, поэтому они рассматриваются  правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики. В России, хотя налоговые  ставки ниже, также около 80 % бюджетных  доходов обеспечивают налоги, но что  получают налогоплательщики взамен от государства, мы знаем не понаслышке. И показатель этого – растущий интерес деловых людей России к бизнес иммиграции в страны Европы, в частности к бизнес иммиграции в Германию.

В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы Германии.

Основные  принципы налогообложения в Германии заложил Л. Эрхард. Кратко суть его подхода такова: налоги должны быть по возможности минимальными; при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога; налоги не должны препятствовать конкуренции; налоги должны соответствовать структурной политике. Система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны; в системе должно быть исключено двойное налогообложение; налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе; величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

Кратко  рассмотрим три основных вида налога:

  1. Подоходный налог с физических лиц.

Этот налог является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими  из разных источников. В отличие  от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. В нынешнее время необлагаемый налогом  минимум для подоходного налога составляет в год 5616 Евро для одиноких и 11232 Евро для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 Евро и 16307 Евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение  со ставкой 22,9%. Далее налог взимается  по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 Евро для одиноких и 240083 Евро для тех, кто состоит  в браке. Доходы, которые превышают  этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 Евро. У лиц, которые имеют земельный  участок, подоходный налог не взимается  с 4750 Евро.  
2. Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течение календарного года. Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. В том случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 45%. Таким образом, стимулируется распределение прибыли корпораций.  
3. Налог на добавленную стоимость (НДС).

 Этот налог заменил ранее существовавший налог с оборота. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Также как и в России ставка дифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. Объектом обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Практически - это общий акциз в отношении частного и общественного потребления. Как и любой другой косвенный налог, он ложится бременем на потребителя, а юридические лица являются его техническими сборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указанием его суммы в счетах.

Информация о работе Сущность налога