Ступени управления налогами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Его сущность заключается в признании права налогоплательщика применять все допустимые приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. В налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика

Содержание работы

Ступени управления налогами
3
Задача
9
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)


11

 

СОДЕРЖАНИЕ

Ступени управления налогами

3

Задача

9

Список использованной литературы

  12

 


СТУПЕНИ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГАМИ

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Его сущность заключается в признании права налогоплательщика применять все допустимые приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. В налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика [2, с 56].

     Необходимость налогового планирования заложена в  самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов  для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы.

     Сущность  налогового планирования - признание  права налогоплательщика применять  все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе  и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможны различные модели поведения налогоплательщика. Поэтому принято разграничивать понятие «налоговое планирование» от таких понятий, как «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов». Необходимость  налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета в стране. Если удельный вес налогов не превышает 15% общего чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.

     При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах - группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

     Если  налоги забирают 40-50% и более, то налоговое  планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы.

     С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

            организация надежного налогового учета;

            контроль за правильностью расчетов налогов;

            минимизация налогов в рамках действующего законодательства [1, с 88].

Рассмотрим  каждую ступень подробнее.

         1 ступень - организация надежного  налогового учета. В настоящее  время на наших предприятиях  применяется такая модель налогового  и бухгалтерского учета, которая  предполагает существование и ведение параллельно как бухгалтерского, так и налогового учета. При организации налогового учета налогоплательщики могут взять за основу регистры бухгалтерского учета. Однако если в этих регистрах содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщики вправе самостоятельно оснащать их дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета. В то же время никто не запрещает налогоплательщику вести самостоятельные регистры налогового учета.

     Во  многих фирмах главная книга и отчетные формы приспособлены для ведения налогового учета. Для большинства небольших предприятий более удобным является ведение бухгалтерских записей на основе того же метода учета, который необходим для начисления налогов. Таким образом, расходы по уплате налогов, приведенные в отчете о прибылях и убытках, будут равны сумме налогов, которые необходимо уплатить налоговым органам.

     Важный  элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, - это  организация бухгалтерского учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях – это различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

     Текущее налоговое планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.

     В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных  актов в области налогообложения  определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных элементов.

     После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

     Затем согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ формируется  система договорных отношений предприятия. В рамках текущей предпринимательской  деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.

     Для этого подбираются типичные хозяйственные  операции, которые предстоит выполнять  предприятию; разрабатываются различные  ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

     То  есть, надзор за налоговыми вопросами  осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. При этом ни один серьезный проект не должен внедряться без предварительной экспертизы внешних налоговых консультантов  [3, с 35].

     2 ступень - контроль за правильностью  расчетов налогов. Ошибки в  налоговых расчетах, которые со  стороны налоговых органов караются  огромными финансовыми санкциями,  происходят в основном из-за  недостаточно грамотной работы  специалистов бухгалтерских и  экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета и только оставшаяся часть - результат несовершенства российского законодательства [3, с38].

     Причинами налоговых ошибок, возникающих в  практической деятельности предприятий, являются:

                  отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов;

                  ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;

                  несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно в местном;

                  арифметические и счетные ошибки;

                  несвоевременное представление отчетной налоговой документации;

                  просрочка уплаты налогов.

     Основным  способом уменьшения риска ошибок может  быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Всякая технология предусматривает разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а также процедур их реализации.

     Важными принципами технологий внутреннего  контроля являются следующие:

            в рамках технологий внутреннего контроля все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового решения;

            все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий, и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного другого решения. При изменении ситуации налоговое решение принимает группа экспертов (комиссия);

            предприятие должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

            любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

            для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки максимально используются стандартизованные документы. При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре;

            повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке; все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе «Таблицы типовых хозяйственных ситуаций» (операций). В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице;

            нетиповая ситуация требует оформления «Карты налоговых решений», которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению [4, с 56].

     Из  вышесказанного можно сделать вывод: воплощение в жизнь технологии внутреннего  контроля налоговых расчетов - основа налогового планирования на любом предприятии.

     3 ступень - минимизация налогов  в рамках действующего законодательства. Если работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

     Пути  минимизации налогообложения необходимо оценивать с учетом тактики и стратегии развития предприятия. Сегодняшняя экономия может завтра обернуться финансовыми потерями и снижением конкурентоспособности (например, включение всех затрат в себестоимость продукции не только снижает налоговую базу, но и приводит к повышению цен).

Уменьшение налоговых платежей - способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли.

Уменьшение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому, прежде чем применять любой способ минимизации, следует оценить его с точки зрения финансовых последствий для предприятия.

Последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий работы предприятия в разные периоды. Применению конкретной рекомендации обязательно должны предшествовать расчеты остающейся в распоряжении предприятия и свободной прибыли.

Уменьшение налога на прибыль путем использования чистой прибыли на льготируемые цели экономически обосновано лишь в случае роста балансовой прибыли в последующие периоды [5].

     Таким образом, процесс управления налогами состоит из нескольких взаимосвязанных  между собой ступеней, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика.
2. Задача. Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, объектом выбрал «доходы, уменьшенные на расходы». Определить при каком методе оценки материалов налоговая нагрузка будет наименьшей. Известно:

8 февраля поступило 30ед по цене 200 руб.

15 февраля  - 20 ед. по цене 205 руб.

18 февраля оплачено 17 ед. из первой партии и 12 из второй партии.

В феврале со склада в производство передано 24 ед. материала.

 

Решение

Для определения размера материальных расходов налогоплательщик для целей  налогообложения прибыли должен закрепить в своей учетной  политике метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг. Для целей определения стоимости приобретения товаров в учетной политике также закрепляется метод оценки покупных товаров при их реализации. Методы оценки сырья и материалов закреплены в пункте 8 статьи 254 Налогового кодекса. Заметим, что Налоговый кодекс не раскрывает содержания методов, а только перечисляет их список. Так, для расчета стоимости товара, сырья и материалов существующими методами следует руководствоваться ПБУ 5/01. В настоящее время бухгалтер может использовать следующие методы оценки:

  по себестоимости каждой единицы;

  по средней себестоимости;

  метод ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов).

     С 1 января 2008 года бухгалтерам запрещено при списании материалов пользоваться методом ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов). Подтверждается она приказом Минфина России от 26 марта 2007 г. № 26н. 

Определим общую стоимость материалов за месяц:

30*200+20*205=10100 рублей

Определим общее количество материалов:

30+20=50 рублей

Расчет по методу средней  себестоимости:

Средняя себестоимость единицы:

10100/50=202 рубля

Себестоимость израсходованных материалов:

24*202=4848 рублей

Себестоимость остатка:

26*202=5252 рубля

Расчет по методу ФИФО

Себестоимость израсходованных материалов:

Информация о работе Ступени управления налогами