Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития страхования жизни в РФ. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
ü разобрать понятие страхования жизни;
ü рассмотреть его формы и виды;
ü провести анализ страхования жизни в России;
ü обозначить проблемы и перспективы развития страхования жизни.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы страхования жизни……………………………….5
Сущность и необходимость страхования жизни……………………………5
Формы и виды страхования жизни…………………………………………...7
Глава 2. Анализ страхования жизни в России…………………………………….13
2.1. Динамика развития рынка страхования жизни в России…………………...13
2.2. Стимулирование развития страхования жизни через налогообложение на основе международного опыта…………………………………………………….18
Глава 3. Пути совершенствования страхования жизни в России……………….24
3.1. Проблемы страхования жизни в России и пути их решения……………….24
3.2. Перспективы налогообложения страхования жизни………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы
Приложение
Цели и принципы политики налогообложения
Три основных цели системы
налогообложения – это рост доходов
и пополнение государственного бюджета;
стимулирование и достижение экономических
целей – развитие отдельных отраслей
и видов деятельности, ликвидация
провалов рынка (в конечном итоге
также достигается и первая цель);
решение задач в социальной сфере
– поощрение или препятствие
определенному социальному
Инструментами для достижения второй и третьей целей могут быть как таможенные пошлины и акцизы, так и снижение налоговых ставок, налоговые вычеты, льготы и субсидии.
В качестве необходимых черт налоговой политики можно назвать:
– справедливость (большие доходы – большие налоги, исключение двойного налогообложения);
– нейтралитет (налоговая унификация в рамках одной отрасли, например в сфере финансовых услуг);
– простота (администрирование, расходы на сборы).
Применительно к страховой отрасли основные принципы налогообложения можно сформулировать так:
– налогообложение потребителей (страхователей), посредников (агентов, брокеров) и поставщиков (страховщиков) услуг необходимо строить как единую политику в отрасли. Невозможно рассматривать их по отдельности, а также в отрыве от принципов регулирования и механизмов налогового администрирования;
– налоговые преференции или послабления для каждой или одной из этих категорий приведут в конечном итоге к эффективному снижению цены и перераспределению спроса;
– налоговые преференции для потребителя могут быть сведены на нет несогласованным налоговым режимом, например, для посредников или поставщиков.
Страхование жизни в экономике и социальной сфере призвано играть тройственную роль. Во-первых, оно является эффективной функциональной заменой государственных социальных программ, посредством чего достигается снижение социального напряжения и ослабление давления на государственный бюджет в части финансирования системы государственного соцобеспечения. Во-вторых, с помощью страхования жизни осуществляется мобилизация долгосрочных сбережений, что, в свою очередь, приводит к обеспечению ресурсов для роста экономики, развитию национальных и социально значимых проектов, сокращению операционных издержек на аккумулирование сбережений для различного рода инвестиций, созданию «мгновенной» ликвидности. В-третьих, страхование жизни стимулирует более эффективное распределение капитала (инвестирование в наиболее надежные инструменты, обеспечивающие минимальный риск невыполнения долгосрочных обязательств).
Развитие страхования жизни и налоговые преференции
Однозначное влияние налоговых
преференций на развитие страхования
жизни выявить достаточно сложно,
но в каждой конкретной стране, в
каждой конкретной экономической ситуации
различные ролевые факторы
Очевидно, что для экономически развитых стран характерны следующие зависимости:
– в большей мере выраженная зависимость роста или спада рынка страхования жизни от ослабления или усиления программ государственного социального обеспечения, чем от наличия или отсутствия налоговых преференций;
– налоговые преференции в большей степени обеспечивают перераспределение накоплений из государственного в частный сектор, чем их рост, тем самым давая возможность снижения давления на государственную социальную систему;
– отмена налоговых преференций
в страховании жизни или
Для стран с растущей и развивающейся экономикой налоговые преференции:
– положительно влияют на рынок страхования жизни как на точку роста страховой отрасли в целом;
– в равной степени обеспечивают как рост национальных накоплений, так и снижение давления на государственную социальную систему.
Анализ развития политик
налогообложения в области
Модель для развивающихся экономик характерна стимулированием спроса и упором на формирование социального поведения потребителей в отношении страхования жизни, при этом налоговое бремя, в основном, перенесено на выплаты, работает упрощенное администрирование.
Модель для развитых экономик предполагает наличие устойчивого потребительского спроса на продукты страхования жизни, обусловленного традициями и уровнем государственной социальной поддержки, сложное администрирование, обеспечиваемое безбумажными технологиями.
Соблюдение принципов налоговой политики в РФ
При анализе существующей системы налогообложения в РФ в области страхования жизни можно сделать заключение, что существующая в настоящее время в РФ система налогообложения в секторе по своим характеристикам в большей степени характерна для развитого рынка, несмотря на то что сам рынок страхования жизни находится в начальной стадии своего становления.
Также наблюдается некоторое нарушение основных принципов действия системы налогообложения: принцип справедливости нарушен в части страхования в пользу детей, выгодоприобретателей – третьих лиц, где налогообложению подвержены и взносы, и выплаты.
В части обеспечения принципа нейтралитета: налоговый вычет до 120 тыс. рублей в части НДФЛ в год декларирован только для пенсионных программ, прочие программы, направленные на накопления, не имеют налоговых вычетов. Средства, направляемые работодателями на корпоративные программы добровольного пенсионного обеспечения в НПФ, не включаются в базу по расчету взносов в фонды социального страхования (бывш. ЕСН), взносы по накопительным программам страхования жизни, в т.ч. и пенсионным, тем не менее, являются предметом такого налогообложения. По сравнению с банковскими продуктами – продукты страхования жизни и пенсионного страхования в силу их долгосрочности и консервативного регулирования размещения активов в покрытие обязательств реализуют для потребителей отрицательные эффективные ставки доходности, а также менее выгодные условия по налогообложению в части дополнительного инвестиционного дохода. Налогообложение независимых страховых посредников (в части НДС) снижает их экономическую эффективность и тем самым ограничивает возможности развития их продающих структур по сравнению с собственными сбытовыми сетями страховщиков.
В части обеспечения принципа
простоты системы налогообложения:
администрирование налоговых
Предложения по изменению налоговой политики в области страхования жизни
Для стимулирования развития страхования жизни в России видится целесообразным введение следующих изменений:
– льготирование по НДФЛ в отношении взносов (или специальные налоговые вычеты) для всех категорий программ страхования жизни, направленных на долгосрочные накопления;
– увеличение лимитов расходов, относящихся на себестоимость, предназначенных для уплаты работодателями взносов по программам страхования жизни сотрудников;
– исключение из налогооблагаемой базы по оплате взносов в соцфонды (бывш. ЕСН) средств работодателей, направляемых на корпоративные накопительные программы страхования жизни, в т.ч. и в особенности дополнительного пенсионного страхования;
–устранение там, где имеется, двойного налогообложения (одновременно в части взносов и выплат), перенос налогового бремени со взносов на выплаты;
– унификация условий выплаты
инвестиционного дохода по продуктам
долгосрочного накопительного страхования
жизни с банковскими
– отмена НДС для независимых страховых посредников;
–введение формы администрирования налоговых вычетов, приемлемой для потребителя, как минимум – оформление вычета у работодателя.
Налоговые преференции в области страхования жизни – это не панацея, но важный инструмент развития отрасли в контексте общеэкономических национальных целей и задач. При своевременном и сбалансированном подходе этот инструмент может помочь в обеспечении роста и/или эффективного перераспределения национальных сбережений, а также в снижении давления на государственную социальную систему.
Глава 3. Пути совершенствования страхования жизни в России
3.1 Проблемы страхования жизни в России и пути их решения
Проблемы современного рынка страхования жизни в России непосредственно связаны с общими проблемами экономики в условиях перехода к рынку. Они в значительной степени являются результатом глубоких инфляционных процессов, затронувших все сферы производства товаров и услуг, а также жесткого налогового прессинга, созданного в целях мобилизации средств для решения целого ряда государственных задач, в том числе и социальных.
Следует отметить, что с помощью введенного налогового механизма поставленные цели в полном объеме достигнуты не были, но многие субъекты рынка - плательщики налогов стали решать свои проблемы, возникшие в результате его введения, через институт страхования.
Не вполне продуманная налоговая политика в значительной степени явилась причиной появления экзотических национальных видов краткосрочного, так называемого возвратного, страхования жизни. Эти виды широко применялись на российском страховом рынке не менее двух лет. Однако их проведение, в свою очередь, привело к появлению тех налогов, которые тормозят сегодня и будут сдерживать завтра развитие классических видов страхования жизни.
Совершенно очевидно, что
для развития долгосрочного страхования,
жизни, как и любого вида страхования
необходимо наличие следующих моментов.
Во-первых, у субъекта рынка должна
возникнуть потребность в определенной
страховой защите и экономический
интерес удовлетворить эту
Попробуем проанализировать, существует ли у сегодняшних субъектов российского рынка - потенциальных страхователей потребность в страховых услугах в рамках долгосрочного страхования жизни или может ли эта потребность возникнуть в ближайшем будущем.
Отношение различных категорий
страхователей к вариантам
Начнем с первого вида: страхование - вклад. Варианты этого страхования, проводимого Госстрахом, являвшимся практически единственным страховщиком в стране до конца 80-х годов, вызывали наибольший интерес у страхователей. Договоры смешанного страхования жизни, страхования к бракосочетанию (свадебное), страхования детей, представляющие собой комбинированные виды, доминантой в которых является ответственность по страхованию - вклад (дожитие до определенного возраста, срока или события - вступление в брак), составляли основу портфеля Госстраха по личному страхованию, и по количеству. В условиях инфляции интерес страхователей к этому страхованию был утерян так же, как и ко всем другим видам долгосрочного страхования с отсроченными страховыми выплатами.
Страхование-вклад является наиболее дорогим видом страхования жизни. Однако оно позволяло страхователю (которым чаще всего выступало физическое лицо), небольшими рассроченными (обычно ежемесячными) платежами за период действия договора сформировать значительный страховой фонд (резерв). Страховая выплата в размере этого резерва давала застрахованному реальную возможность эффективно решить те задачи, ради которых и заключался договор страхования жизни.
В настоящее время долгосрочное страхование-вклад могло бы, как и прежде, отвечать экономическим интересам определенных категорий страхователей - физических лиц, способствуя формированию средств для приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования, оплаты расходов на обучение, компенсации затрат на свадьбу и т.п.
Страхование на случай смерти
было практически совсем непопулярным
видом страхования жизни в
России до перехода к рынку. Не популярно
оно и сегодня. Однако это наиболее
дешевое страхование могло бы
вызвать совершенно определенный интерес
у страхователей - юридических лиц
при заключении договоров коллективного
страхования на случай смерти своих
сотрудников. Заключение такого договора
вполне обоснованно может