Стимулирование инновационного развития сельского хозяйства Беларуси налоговыми инструментами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:51, статья

Описание работы

Необходимы постоянные источники финансирования, направленные не только на разработку и внедрение новаторских проектов в отдельных организациях, но и на их распространение среди товаропроизводителей.
В качестве варианта решения указанной проблемы может выступать разработка адаптированной к современным условиям хозяйствования системы налогообложения, которая позволила бы снизить налоговую нагрузку аграриев и тем самым повысить их заинтересованность в инновациях.

Файлы: 1 файл

статья в интернет.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Алла Тетёркина

Стимулирование  инновационного развития

сельского хозяйства  Беларуси налоговыми инструментами

 

 

Введение

Сельское хозяйство Беларуси на фоне низкой активности инновационных процессов в экономике по-прежнему отстает от ведущих европейских стран по уровню своей результативности. Ситуационный анализ свидетельствует, что основной причиной тому служит отсутствие в республике эффективного механизма стимулирования инновационного развития отрасли и, прежде всего, его финансовой составляющей. Необходимы постоянные источники финансирования, направленные не только на разработку и внедрение новаторских проектов в отдельных организациях, но и на их распространение среди товаропроизводителей.

В качестве варианта решения указанной проблемы может  выступать разработка адаптированной к современным условиям хозяйствования системы налогообложения, которая позволила бы снизить налоговую нагрузку аграриев и тем самым повысить их заинтересованность в инновациях.

 

Результаты исследований

Инновационное развитие аграрного сектора Беларуси осуществляется в рамках общей инновационной политики страны. Основополагающим нормативно-правовым документом в этой сфере является Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19.01.1993 г. № 2105–XII (в редакции от 04.05.2010 № 115-3), который предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью [7].

В качестве важнейшего инструментария, используемого в целях активизации инновационных процессов в аграрной экономике, выступает система налогообложения. Ее основные принципы, виды налоговых платежей, порядок их установления, введения, изменения и прекращения, а также отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, права и обязанности плательщиков закреплены Налоговым кодексом Республики Беларусь [3].

Анализ данного  законодательного акта позволяет утверждать, что в республике распространены такие меры как отмена и льготирование ставок налога на прибыль по отношению к субъектам, занятым созданием и реализацией новшеств. В то же время недостаточно проработанным является вопрос налогообложения предприятий, осваивающих нововведения. Эта проблема особенно актуальна для сельского хозяйства. Рискованный характер земледелия в сочетании с дополнительными затратами на новые технологии или отдельные ее элементы существенно сдерживают инновационное развитие отрасли.

На сегодняшний  день отечественные товаропроизводители  аграрной продукции функционируют  в единой налоговой среде, не учитывающей степень их вовлечения в инновационные процессы. Имеют место лишь варианты выбора налогового режима [3].

Около 98 % сельскохозяйственных организаций в Беларуси находятся на особом режиме налогообложения. Главной отличительной чертой его является уплата единого налога, который составляет 1 % от валовой выручки и заменяет большинство видов налоговых платежей, за исключением акцизов, НДС, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, лицензионных и регистрационных сборов, а так же обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения.

Основным  условием перехода на данный режим выступает наличие у товаропроизводителя выручки от реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, размер которой должен превышать  50 % совокупной выручки за предыдущий финансовый год.  Вместе с тем, если предприятие уплачивает налоги по особому режиму, то оно имеет право применять его и в отношении подсобных производств и промыслов [3, 4, 5, 6].

Распространение такой практики позволяет аграриям республики получать существенные налоговые льготы. Только в 2011 г. их размер превысил 3 трлн руб. Вместе с тем проведенный анализ показывает, что в последние годы уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве в 1,5–2 раза выше, чем в зарубежных странах. Это является одной из причин снижения результативности отрасли, а также роста задолженности по налогам и сборам. Отмечается сокращение собственного фонда накопления организаций и, как следствие, недостаток средств для внедрения инноваций, приводящий в последующем к дальнейшему снижению эффективности производства.

В этой ситуации правомерно определение наиболее благоприятных для отрасли параметров налогообложения и разработка мер по их достижению.  В рамках решения указанных вопросов целесообразно дать оценку результативности сельскохозяйственных товаропроизводителей через призму дифференциации показателей отношения уплаченных ими налогов к выручке от реализации товаров и услуг, использовав при этом метод статистических группировок (таблица 1).

Установлено, что линейное увеличение налоговой нагрузки сопровождается изменением сумм налоговых платежей из расчета на 100 б-га и одно хозяйство по траектории синусоиды с общей тенденцией к снижению.

 

Таблица 1. Группировка сельскохозяйственных организаций

по уровню налоговой нагрузки в выручке, 2011 г.

№ группы

Уровень налоговой нагрузки, %

Распределение хозяйств по группам, %

Сумма

прибыли,

млн руб.

Сумма начисленных налогов,

млн руб.

Уровень собираемости налогов, %

Сумма уплаченных налогов,

млн руб.

диапазон

в среднем по группе

на 100

б–га

на 1 хозяйство

на 100

б–га

на 1 хозяйство

на 100

б–га

на 1 хозяйство

1

≤ 0

-4,40

2,7

3,50

6445

-2,21

-4057

140

-1,60

-2955

2

0–3

1,5

0,5

1,85

3294

0,27

473

150

0,41

710

3

3–6

5,3

2,7

6,47

14074

2,30

5007

120

2,76

6008

4

6–9

7,7

18,9

2,98

5650

1,21

2301

100

1,21

2301

5

9–12

10,3

35,2

1,65

2533

0,95

1500

96

0,91

1440

6

12–15

13,4

25,0

1,06

1479

0,90

1209

96

0,86

1161

7

15–18

16,3

8,9

1,00

1319

0,90

1235

94

0,85

1161

8

18–21

18,9

2,8

1,39

1868

1,48

1984

98

1,45

1944

9

21–24

22,6

1,8

1,46

1898

1,97

2559

95

1,87

2431

10

24–27

25,9

1,0

1,00

1136

1,91

2495

98

1,50

2420

11

> 27

31,2

0,4

0,90

1084

1,55

1873

80

1,24

1499

В среднем

9,0

100

2,0

3060

1,03

1583

102

1,05

1607


 

Начальная точка – это предприятия, где отношение начисленных налогов к выручке имеет отрицательное значение (-4,4%). Данное явление обусловлено спецификой метода исчисления НДС. Его суть заключается в том, что сумма указанного налога, подлежащая уплате сельскохозяйственными организациями при реализации продукции, ниже величины входящего НДС по приобретаемым сырью и материалам. В результате складывается ситуация, в которой аграрии не платят налоги, а получают их возмещение из бюджета. Пиковые значения рассматриваемых показателей (2,3 млн руб./100 б-га и 5 млрд руб. на одно хозяйство) наблюдаются при уровне налоговой нагрузки, который колеблется в пределах 3–6 %, а минимум – в диапазоне 12–18 %.

Для прибыльности характерна более выраженная обратная связь. Ее максимум достигается в третьей группе – 6,47 млн руб./100 б-га и 14,07 млрд руб. на одно хозяйство, а минимум – в последней – 0,90 млн руб. и 1,08 млрд руб. соответственно.

Выявленные нами тенденции свидетельствуют об опережающих темпах роста суммы начисленных налогов по отношению к темпам роста выручки. К тому же из группы в группу меняется соотношение составляющих элементов самой выручки: растет удельный вес ее затратной части и уменьшается доля прибыли, следовательно, ухудшается результативность отрасли. На фоне этого снижается вероятность погашения налоговых обязательств в полном объеме.

Так, расчеты показали, что сельскохозяйственные организации, чья налоговая нагрузка не превышает 6 %, могут оплатить не только текущую задолженность по налогам, но и просроченную. Налоговая нагрузка в пределах 6–9 %, позволяет товаропроизводителям погасить свои налоговые обязательства на 100 %, а дальнейшее ее повышение приводит к снижению собираемости уровня налогов в среднем на 5 %.

Таким образом, можно констатировать, что наиболее благоприятное отношение налоговых платежей к выручке находится в диапазоне 3–6 % (5,3 % – в среднем). Данный интервал может быть принят в качестве оптимального, позволяющего максимизировать прибыльность отрасли, создав тем самым финансовую базу для ее инновационной активности, и одновременно максимизировать налоговые поступления в бюджет. Отклонение от указанных параметров требует реализации мер, направленных на их устранение.

Налоговая нагрузка, характеризующаяся отрицательной или нулевой величиной, безусловно, выгодна для товаропроизводителей. Однако применение ее в широких масштабах противоречит приоритетам государства, для которого налоги являются основным источником формирования бюджета. В данном случае со стороны регулирующих органов уместно введение дополнительных налогов, расширение налогооблагаемой базы и т. д.

Уровень налоговой нагрузки от 0 до 3 % следует определить как пониженный: налоговые изъятия минимальны и одновременно имеется резерв роста доходности сельскохозяйственных организаций. На этом этапе целесообразным является ужесточение налоговой дисциплины, сокращение налогового (отчетного) периода. 

При вариации отношения налоговых платежей к  выручке в рамках 6–9 %, собираемость налогов составляет 100 %. Однако показатели прибыльности здесь ниже по сравнению с показателями оптимального интервала, к тому же отмечается более низкое значение сумм начисленных налогов из расчета на 100 б-га и одно хозяйство. Поэтому данный диапазон правомерно рассматривать в качестве повышенного уровня налоговой нагрузки, когда актуальными становятся меры по применению налоговых кредитов, созданию налоговых преимуществ и т.д.

Если размер налоговых изъятий по отношению к выручке превышает  9 %-ый порог, следует говорить о высоком уровне налоговой нагрузки. Данное утверждение обосновывается фактом роста вероятности неуплаты налогов и накопления задолженности по ним. Финансовая характеристика товаропроизводителей существенно ухудшается, что является препятствием для ведения инновационной деятельности, а бюджет не получает запланированную сумму поступлений. В этом случае требуется отмена отдельных видов платежей, сокращение налогооблагаемой базы и т.д.

Исследования  показывают, что в 2011 г. налоговая нагрузка аграриев республики в среднем была приближена к 9 %. Снижение ее до оптимальных параметров (5,3 %) позволило бы оставить в распоряжении субъектов хозяйствования дополнительно порядка 720 млрд руб. Значительная часть указанной суммы могла  быть направлена на инновационные цели.

В качестве практической меры решения рассматриваемого вопроса нами предлагается изменение сроков уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Согласно действующему Налоговому кодексу Республики Беларусь, его налоговый период равен календарному году. Он в свою очередь разбивается на отчетные периоды – месяцы или кварталы, то есть временные промежутки, по истечении которых предприятия обязаны предоставить в налоговые органы отчетность и перечислить в бюджет авансовые платежи по налогу. Большинство товаропроизводителей осуществляют данные операции ежемесячно. Однако специфика функционирования аграрного сектора указывает на нецелесообразность применения таких сроков.

Природно-климатические и биологические факторы обуславливают длительность и сезонность процесса производства в сельском хозяйстве. Это находит отражение в динамике финансовых потоков отрасли. Отмечается отсутствие синхронности в поступлении выручки и осуществлении затрат. Имеет место расхождение во времени показателей дебиторской и кредиторской задолженности (увеличение кредиторской в период накопления запасов и дебиторской в период реализации продукции), что в отдельные периоды создает проблемы в обеспечении предприятий денежными ресурсами. В свою очередь, обязанность ежемесячной уплаты налоговых платежей вне зависимости от стадии производственного цикла может существенно их усугубить.

Исходя из вышеизложенного, нами рассмотрена возможность использования в отечественной практике налогообложения зарубежного опыта и увеличения отчетного периода единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции до квартала, полугодия и его приравнивание к сроку налогового периода, то есть году. Формализация расчетов имеет следующий вид:

 

     (1)

где – сумма экономии за счет увеличения отчетного периода с месяца до n месяцев, млн руб.;

, , … – сумма единого налога во втором, третьем, … n-месяце, млн руб.

n – количество месяцев, за которые рассчитывается сумма экономии

d – ставка дисконтирования

12 – количество  месяцев в году

Суть представленной формулы сводится к дисконтированию налоговых платежей, то есть определению их ценности с позиций возможности временного вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных средств. При этом в качестве стоимости денежной единицы принята ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

Исследование данных за 2009–2011 гг. показало, что с увеличением временного лага, по истечении которого осуществляется погашение налоговых обязательств, отмечается рост экономии денежных средств в среднем с 2,3 млрд руб. (при ежеквартальных платежах) до 14 млрд руб. (при платежах раз в год). Вместе с тем установлено, что чем больше отчетный период, тем выше удельный вес налога в выручке того месяца, в котором он уплачивается. Если налоговые сборы осуществляются раз в квартал, этот показатель составляет порядка 4 %. При годовом периоде он возрастает почти в 3 раза, что может вызвать затруднения у сельскохозяйственных организаций при расчетах с бюджетом и привести к накоплению просроченной задолженности по налогам (рис.1).

 

Рис. 1. Изменение сумм налоговых платежей и их удельного

веса в выручке в зависимости от временного лага отчетного периода единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, 2009–2011 гг.

 

Наличие рассмотренных выше противоречий обуславливает необходимость выработки в республике новых подходов к установлению сроков изъятия налоговых платежей. Они должны быть ориентированы на достижение компромисса между целевыми функциями максимизации экономии и минимизации доли налоговых обязательств в общем доходе товаропроизводителей.

Нами установлено, что наиболее приемлемый вариант – это выделение в рамках действующего налогового периода двух отчетных, равных 8 и 4 месяцам. В данном случае сумма экономии средств ниже, чем при уплате налога раз в год. Однако эта цифра существенно выше, чем при квартальных и полугодовых сроках. К тому же удельный вес налога в выручке в последнем случае снижается более чем в 2 раза (таблица 2).

Информация о работе Стимулирование инновационного развития сельского хозяйства Беларуси налоговыми инструментами