Становление и развитие налогообложения организаций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Налогообложение организаций в России до 1917 года 5
1.1 Налоги в древней Руси 5
1.2 Налоговая реформа Петра I 12
1.3 Налоги в дореволюционной России 14
Глава 2. История развития налогов и налогообложения в СССР 17
Глава 3. Налогообложение организаций в Российской Федерации 25
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

Указанные недостатки были частично устранены с принятием Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г. N155-ФЗ) и Федерального закона от 5 августа 2000 г. N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

В настоящее время можно говорить о том, что налоговая система в России приобрела некоторую стабильность и определенность. В частности:

- налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных актах различных министерств и ведомств, как это было раньше. Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только представительными органами власти путем принятия соответствующих законодательных актов. Налоговое законодательство опирается на единый закон - Налоговый кодекс, который является документом прямого действия, содержащим основные правила взимания налогов в стране;

- налоги четко распределены по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги). Региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;

- налоговая система России представляет собой сочетание двух равнозначных групп налогов: прямых и косвенных. До 1990 г., как известно, косвенные налоги не имели широкого распространения;

- в налоговой системе России появились новые налоги (НДС, налог на имущество, страховые взносы и др.), которые не существовали раньше;

- налоговая система построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны государственной налоговой службы;

- новая налоговая система обеспечивает более справедливое распределение налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан и хозяйствующих субъектов;

- при налогообложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи, гарантирующие однократность налогообложения.

В целом действующая налоговая система призвана выполнять не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых объектов, стоимости имущества юридических и физических лиц, владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечивать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности в области формирования, распределения и использования доходов и имущества. Все это является важным инструментом государственного регулирования и стимулирования процесса экономического развития в России.

 

Все налоги, существующие сейчас в России, можно классифицировать по разным признакам.

 

По способам взимания выделяют:

 

1) прямые налоги (налоги на доходы и имущество), которые взимаются с конкретного физического или юридического лица:

 

а) с юридических лиц: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; страховые взносы и др.;

 

б) с физических лиц: налог на имущество физических лиц; налог на доходы физических лиц и др.;

 

2) косвенные налоги (заложены в цену товара, оплачиваются покупателем, а вносятся в бюджет продавцом): налог на добавленную стоимость; акцизы;

 

В зависимости от того, кто взимает налог и куда он поступает, выделяют федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся:

 

1) налог на добавленную стоимость;

 

2) акцизы;

 

3) налог на доходы физических лиц;

 

4) налог на прибыль организаций;

 

5) налог на добычу полезных ископаемых;

 

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

 

8) государственная пошлина.

 

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам и сборам относятся:

 

1) налог на имущество организаций;

 

2) налог на игорный бизнес;

             

3) транспортный налог;

 

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К местным налогам и сборам относятся:

 

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

 

Существует 4 вида систем налогообложения:

 

  Упрощённая система или УСНО;

  Традиционная система или ОСНО;

  Единый сельскохозяйственный налог;

  Единый налог на вменённый доход или ЕНВД.

 

ОСНО отличается своей сложностью, которая заключается в ведении полноценного учёта как бухгалтерского, так и налогового.

Список процентных ставок и того, какие налоги платит организация, работающая с ОСНО::

 

  На добавленную стоимость (НДС) – 18%;

  На прибыль – 20 %;

  На имущество – 2,2%;

  Страховые взносы (из вознаграждений физическим лицам) 30 %;

  Акцизы;

  Налог на добычу полезных ископаемых;

  Водный налог;

  Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  Государственная пошлина;

  Налог на игорный бизнес;

  Транспортный налог;

  Земельный налог;

Применение упрощенной система налогообложения предусматривает ряд ограничений: если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы превысили 45 млн. рублей; организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров;

организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

              Но если организация применяет упрощенную систему, то она освобождается от налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам 15, 9 и 0 процентов), налога на имущество организаций, НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Единый сельскохозяйственный налог вправе применять организации подходящие под определение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

              ЕНВД, в отличии от первых трех режимов, обязателен для применения. Список видов деятельности подпадающих под вмененный налог установлен статьей 34629 Налогового кодекса Российской Федерации.

              Приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики сегодня остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

 


Заключение

По завершению этой исследовательской работы можно сделать вывод, что на протяжении всего процесса становления и развития налогообложения организаций в Российской Федерации движущей силой налоговых инноваций было постоянное отставание государства от развития экономики и постоянной необходимости догонять и подстраиваться под новые условия. Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, ее центр принимал все новые и новые формы. Если в самом начале изучаемой истории главными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке (соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов. Перед устанавливающим налоги государством встает вопрос: что облагать (налоговая база), сколько брать (налоговая ставка), как рассчитывать (налоговая инспекция) и как минимизировать отрицательное воздействие налогов на экономическую активность (налоговая политика).

Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация - сошное письмо.

В 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.

Эпоха реформ Петра I (1672—1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды.

Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности — прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.

После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы.

Создание в России цивилизованного рынка дало начало формированию принципиально иной, нежели в период существования административно-командной системы, налоговой политики. Однако это отнюдь не означает необходимость механического заимствования западных моделей, эффективных только в условиях развитого рынка. Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и использования налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы к отечественным условиям.

 

 


Список использованной литературы

Нормативно- правовые акты

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации

2.      ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 (Одобрено Правительством Российской Федерации)

3.      Закон Пермского края от 23.11.2010 № 718-ПК

«О распространении действия Закона Пермской области «О налогообложении в Пермской области» на территории Пермского края и внесении в него изменений»

 

Дополнительная литература

1.      Абанин М.А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования. // Хозяйство и право, 2010

2.      Мальцман, Б.С. Все налоги. 1930

3.      Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. - М.: Книжный мир, 200

4.      Кучеров И.И. Налоговое право России. - М.: Юр.инфор., 2009

 

Периодические издания

1.      Форум-газета предпринимателей Пермского края «Dеловое прикамье»

2.      Журнал "Налоговый Вестник

3.      Журнал "Налоговая политика и практика"

 

Ресурсы Internet

1.      http://www.consultant.ru/online/ - Официальный сайт компании "Консультант Плюс"

2.      http://www.dp.perm.ru – официальный сайт «Деловое прикамье»

3.      http://www.garant.ru/ - Правовая сисема

4.      http://history-of-taxes.narod.ru

 

Приложение 1

Первая налоговая декларация - Сошное письмо

 

 

36

 



Информация о работе Становление и развитие налогообложения организаций в России