Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:12, дипломная работа
Налог» — это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность налога: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».
От поимущественных налогов следует отличать налоги на доходы от реализации имущества и налоги на доходы от владения или распоряжения имуществом. Эти группы налогов имеют разные объекты обложения:
Налогообложение доходов второго и третьего типов осуществляется либо в рамках общей системы подоходного налогообложения (налог на доходы физических лиц и корпорационный налог), либо путем введения специальных (дополнительных) налогов. К таким специальным налогам относится налог на прирост капитала, взимаемый с доходов от реализации определенных видов имущества (ценных бумаг, застроенных и незастроенных земельных участков, зданий, строений, сооружений). Доходы от владения и распоряжения имуществом, несмотря на то, что они чаще всего облагаются налогом в рамках общей системы подоходного налогообложения, имеют определенную специфику. Эти доходы облагаются налогом не только с учетом расходов на приобретение и содержание имущества: к ним почти всегда применяются особые режимы определения налоговой базы, для них характерен относительно высокий необлагаемый минимум, система различного рода зачетов и скидок. На практике налогообложение доходов от реализации и владения имуществом включает в себя индексацию расходов на его приобретение и содержание с учетом инфляции. Во всех странах ОЭСР ежегодно публикуется официальный индекс инфляции, на размер которого корректируются (увеличиваются) расходы по приобретению и содержанию имущества либо вычитаемые из доходов от реализации, либо учитываемые при определении налоговых обязательств по доходам в форме рентных платежей.
Система индексации может
применяться для пересчета
Системы налогообложения имущества, особенно налогообложения отдельных его видов в большинстве случаев не связаны с системами подоходного налогообложения. Нередко этим занимаются разные службы, например, в США эксперты, производящие оценку стоимости недвижимого имущества, даже не имеют доступа к информации о доходах налогоплательщиков, поступающих в федеральный орган – Службу внутренних доходов. Практика поимущественного налога в США имеет и такую особенность, как раздельное налогообложение определенных объектов на уровне различных звеньев административной иерархии: муниципалитета, графства, школьного округа.
В Соединенном Королевстве
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих моментов налоговой системы. В результате сложившаяся к концу 90–х годов в Российской Федерации налоговая система во все большей степени из–за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.
Огромная налоговая нагрузка на
законопослушных
В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
Принятие первой части Налогового кодекса России явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.
Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.
При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса пока приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу. По остальным налогам будут продолжать действовать до 2002 г. соответствующие законы, определяющие порядок и условия их исчисления и уплаты. После принятия остальных глав второй части Налогового кодекса он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.
Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач:
Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран