Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:53, курсовая работа
Существует устойчивое мнение, что государство посредством налогов обирает нас, поэтому необходимо любым способом защититься от него.
К тому же последнее время налоговый процесс резко усилился.
Введение 3
Глава I . Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 5
1.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 5
1.2. Налоги и их классификация 16
1.3. Налоговая система на современном этапе 21
Глава 2. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 35
2.1 Проблемы налоговой системы РК 35
2.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 38
Заключение 44
Литература 46
Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.
Совокупность налогов,
сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном
Формирование налоговой
Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы.
На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс, закладывающий базовую основу новой системы.
Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Не работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Сколько налогов в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, а того, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций под товары.
Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:
Упрощение, устранение противоречий;
Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан;
Предполагалось
сократить количество налогов до
40-45%, а подоходного налога с граждан
до 40%, чтобы не ослаблять стимулы
деловой активности, уточнить ставки
всех налогов: земельного, на имущество,
физических лиц, рентные платежи
и т.д. Главное должна быть прекращена
практика ведения новых неэффективных
налогов. По заданию Правительства
республики, Минфина и других государственных
структур было разработано несколько
альтернативных проектов “Кодекс о
налогах”. Принципы “правительственного
проекта” по утверждению разработчиков,
практиков и ученых следующие: справедливость,
то есть исключение льготирования одних
налогоплательщиков за счет других, простота
и экономическая нейтральность,
сопоставимость налоговых ставок, чтобы
на одни и те же товары не было бы большого
развития в налогах республики и
у партнеров в других странах.
Продумывалась также
Налоговые
отношения укрепились практикой. С
1 июля 1995 г. В Казахстане действует
новый Налоговый Кодекс. Он основан
на правовых параметрах принятых в
пространстве всего мира, и способствует
созданию внутренней правовой базы, позволяющей
нашей экономике быстрей
Итак, с
1995 г. - “года перелома” в налоговой
политике - началась меняться налоговая
система, хотя до совершенства еще нужно
много и много изменять. Изменения
налогообложения вызваны
Появилось
понятие совокупного годового дохода,
из которого вычисляются все расходы,
связанные с его получением. Значительно
упростили порядок
Но в любом случае распоряжение Президента - один из примеров той деятельности главы государства, в русле которой он принимает меры по повышению ответственности органов власти перед нардом. В соответствии с этим распоряжением правительству дано задание в десятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом.
Было
доложено, что на 1 ноября 1997 г. в целом
по республике собрано налогов и
других платежей 89% от прогнозируемой
цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В
основном за счет недобора подоходного
налога с юридических и физических
лиц, акцизов. Причинами этого явления
ясны: кризис неплатежей, представление
возможности налогоплательщикам погашать
убытки за счет совокупного расхода,
рост числа несостоятельных
Но от таких мер не всегда есть немедленная отдача, говорил на заседании премьер-министр А. Кажегельдин. Он же подчеркнул, что попытки ухода от уплаты налогов, наверное, будут продолжаться еще долго, в силу различных причин и сегодня речь надо вести об уменьшении их количества, если такие попытки невозможно исключить полностью.
К концу 1998 г. должна завершилась работа (второй этап построения налоговой системы республики Казахстан 1996-1998) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объеме условиям рыночной экономики. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения. Мы только-только вступили на тернистый путь создания усовершенствованной налоговой системы.
1.2 Налоги и их классификация
Налоги классифицируются по различным основаниям.
Косвенные налоги - это налоги
на определенные товары и услуги. Т.е.
косвенный налог – налог, где
субъект налогообложения
«Критерием деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку»3.
В качестве преимуществ прямых налогов Г. Карагусова отмечает следующее:
Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики4.
Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование. Впрочем, конструкцию раздела продукции, вряд ли вообще можно считать формой налогообложения.
Надо сказать, что в последнее время наше налоговое законодательство пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так и на физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных налога, взимаемых с организаций и с граждан.
В налоговой практике встречаются названия индивидуальный налог, субъектом которого являются физические лица и корпоративный налог, субъектом которого выступают физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское законодательство Казахстана подобного термина не знает.
Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе «выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов»5.
К общегосударственным налогам относятся:
Информация о работе Современная налоговая система Республики Казахстан