Совершенствования налоговой политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1) изучить понятие финансовой политики и ее элементов
2) дать понятие налоговой политики и определить ее сущность, модели и методы
3) проанализировать основные направления налоговой политики;
4) проанализировать динамику налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;
5) оценить перспективы развития налоговой системы РФ;

Содержание работы

1. Теоретические основы налоговой политики и ее значимость в финансовой политики………………………………………………………………………………… 3
1.1. Понятие финансовой политики и ее элементы …………………………………...3
1.2.Сущность налоговой политики государства ………………………………………4
1.3. Субъекты, цели, модели и методы осуществления налоговой политики……….6
2. Анализ функционирования налоговой политики ……………………………… ....10
2.1. Направления налоговой политики ………………………………………………..10
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ ……………………………………………………………………………...11
3. Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации
3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования
3.2. Меры по совершенствованию налоговой политики, планируемой к реализации в 2013 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 117.38 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день сложились  три основные модели налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени:

  • Высокий уровень налогообложения (политика максимальных налогов)
  • Низкое налоговое бремя (политика экономического развития)
  • Достаточно существенный уровень налогообложения (политика разумных налогов)
  1. Политика максимальных налогов. При ее проведении происходит рост налогового бремени путем введения новых налогов, а так же увеличение налоговых ставок и облагаемой базы действующих налогов. В последующем это приводит к снижению объёмов производства, применению  легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие – происходит снижение налоговых поступление в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Этот тип политики используется в чрезвычайные периоды (экономических кризисов, военных действие), когда необходимо повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, а так же данная политика находит применение и в мирное время, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается высокими социальными расходами.
  1. Политика экономического развития. Данная модель характеризуется тем, что учитывает не только фискальные интересы государства, но и интересы налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами. Налоговое бремя снижено, величина прибыли возрастает, но налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из–за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.  
  2. Политика разумных налогов. Она является определенным компромиссом между двумя вышеперечисленными моделями и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющим не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Следует отметить, что чаще всего охарактеризованные выше модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различных сочетаниях. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

В зависимости от состояния  экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государства  считает приоритетным, используются различные методы осуществления  налоговой политики.

Метод налоговой  политики – это способ, используемый для практического решения целей налоговой политики. Налоговая политика проводится государством посредством следующих методов:

  • Управления (регулирования)
  • Информирования (пропаганды)
  • Воспитания
  • Консультирования
  • Льготирования
  • Контролирования
  • Принуждения
  1. Управления налогообложением. Это организующая и распорядительная деятельность финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение налоговой политики. К ним относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ.
  1. Информирование (пропаганда) и воспитание налогоплательщиков. Информирование – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой для правильного исполнения ими налоговых обязательств. Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознания необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязательств.
  2. Налоговое консультирование. Оно сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми лицами, ответственными за исполнения налоговых обязанностей, положение законодательства о налогах и сборах.
  3. Льготирование, контролирование и принуждение. Формирование налоговой культуры является длительным и противоречивым процессом, который связан как с налоговой «справедливостью» так и с общей культурой населения.

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ функционирования  налоговой политики

2.1. Направления  налоговой политики

Правительство РФ одобрило предложенные Минфином России основные направления налоговой политики на 2013г., а также на 2014 - 2015 гг. Документ был подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Нормативным правовым актом он не является, однако на его основе разрабатываются изменения, которые вносятся в налоговое законодательство. Следовательно, именно на этот документ предприниматели могут ориентироваться при долгосрочном налоговом планировании.

Основные направления  планируемых мер налогового стимулирования:

  1. поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
  2. совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;
  3. совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
  4. развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе  приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

    • налогообложение природных ресурсов;
    • акцизное налогообложение;
    • введение налога на недвижимость;
    • совершенствование налога на прибыль организаций;
    • совершенствование налогового администрирования;
    • страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В первую очередь, предполагается освободить от налогообложения некоторые  социально значимые выплаты физическим лицам (гранты, выплаты безработным  гражданам, суммы оплаты медицинских  услуг отдельными категориями работодателей  и др.). Кроме того, планируется  скорректировать порядок предоставления имущественного вычета по расходам на строительство и приобретение жилья. Предлагается также ввести налог  на недвижимость физических лиц. В рамках планируемого введения этого налога также будет рассмотрен вопрос налогообложения роскоши, который неоднократно поднимался в разных законопроектах, но пока ни один из них не был принят. Сумму налога планируется рассчитывать исходя из рыночной кадастровой стоимости (а не инвентаризационной, которую определяет БТИ) по ставке от 0,05 до 0,3 процента. Самая высокая ставка будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. руб. Сроки введения налога на недвижимость также напрямую зависят от периода проведения оценки капитального строительства.

Планируется изменить порядок  исчисления налога на прибыль организаций, а именно действующий механизм восстановления амортизационной премии. Амортизационная  премия применяется в случае реализации объектов, в отношении которых  данные вложения осуществлены, ранее, чем через пять лет с момента  их ввода в эксплуатацию. С 2015г. должны ускориться темпы роста акцизов на алкоголь и табак. Кроме прочих мер, предусматривающих увеличение бюджета, планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых. В частности, Правительство РФ одобрило увеличение ставок НДПИ для производителей природного газа.

2.2. Анализ структуры  и динамики налоговых доходов,  поступивших в бюджетную систему  РФ

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2013г. поступило  налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 780,1 млрд.рублей, что на 18,6% больше, чем в январе 2012 года.

 Поступление  налогов, сборов и иных обязательных  платежей  
в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

 
 




виды налогов

1 квартал, млрд. руб.

2012

2013

темп, %

НДПИ

612,7

632,2

103,2     

Налог на прибыль

568,7

548,3

96,4     

НДФЛ

457,5

506,6

110,7     

НДС

464,8

495,1

106,5     

Акцизы

166,4

210,5

126,5     

Имущественные налоги

121,7

127,3

104,6     





 Таблица 1

 

 

 

 

 

 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 26,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 22,1%, налога на доходы физических лиц - 16,2%, налога на прибыль организаций - 14,2%.

Структура поступивших  налогов, боров и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в январе 2013г.

График 1.

В январе 2013г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  федеральных налогов и сборов 725,3 млрд.рублей (93,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 13,0 млрд.рублей (1,7%), местных - 14,2 млрд.рублей (1,8%), налогов со специальным налоговым режимом - 27,3 млрд.рублей (3,5%).

Поступление налога на прибыль организаций

Таблица 2.

 

Январь 
2013г.

Справочно  
январь 2012г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

феде- 
ральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде- 
ральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

110,9

100

15,2

95,7

71,6

100

9,3

62,2

из него:  
зачисляемый в бюджеты  
бюджетной системы  
Российской Федерации по 
соответствующим ставкам

106,5

96,1

10,8

95,7

67,5

94,3

5,3

62,2

с доходов, полученных  
в виде дивидендов

1,2

1,1

1,2

-

2,1

3,0

2,1

-

с доходов, полученных в виде  
процентов по государственным и 
муниципальным ценным бумагам

2,9

2,6

2,9

-

1,5

2,1

1,5

-


 

Таким образом, поступление налоговых платежей от прибыли по основным видам деятельности было дифференцированным. Несмотря на снижение ставки по налогу на прибыль организаций, произошло изменение фактических выплат в бюджет в реальном выражении практически по всем видам экономической деятельности. Можно было бы предположить, что снижение налоговых ставок было компенсировано мультипликационным расширением налоговой базы (вследствие усиления, казалось бы, стимулирующей функции налога). Однако,в макроэкономическом разрезе из-за существенного временного лага снижение ставки налога на прибыль организаций не приведет автоматически в краткосрочном периоде к росту предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, устранению неформальных правил ведения бизнеса и расширению налоговой базы. Это возможно лишь в долгосрочном периоде.

 

 

 Акцизное налогообложение.

Решениями, принятыми в 2011 году, предусматривается индексация ставок акцизов на 2012 - 2014 годы, а  также ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка  налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности. В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции в указанном периоде предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары. При этом опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции индексируются ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию. В частности, состояние российского рынка позволяет в ближайшие три года производить индексацию ставок акциза на сигареты в среднем на 40% в год. Министерство финансов РФ предложило повысить ставки акцизного сбора на табачные изделия на большую величину, чем предусмотрено действующим законодательством. Такое повышение является прогрессивным, но недостаточным шагом.

Таблица.1 Действующие и планируемые ставки акцизов на сигареты с фильтром (без фильтра) в 2010 - 2014 гг.

Ставка акциза

2010

2011

2012

2013

2014

1.1.2012-

30. 06.2012

1.7.2012-

31.12.2012

Специфическая

(руб\1000шт.)

205

(125)

280

(250)

360

390

550

800

Адвалорная

6,5

7,0

7,5

7,5

8,0

8,5

Минимальная специфическая

(руб\1000шт.)

250

(104,9)

360

(143,4)

460

510

730

1040

Информация о работе Совершенствования налоговой политики Российской Федерации