Совершенствования налогообложения доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:32, доклад

Описание работы

В настоящее время имеет место тенденция, хотя и слабо выраженная, переориентации НДФЛ от фискальной к социальной составляющей. Так, с момента вступления в силу главы 23 НК РФ нормы, регламентирующие, например, размеры налоговых вычетов и порядок их предоставления неоднократно подвергались изменениям. Однако эти изменения не в полной мере соответствуют социально-экономическим процессам, происходящим в России. К тому же они носят характер точечных поправок и оказывают несущественное влияние на общий размер налоговой обязанности отдельного налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

Совершенствования налогообложения доходов физических лиц.docx

— 25.27 Кб (Скачать файл)

Действующее налоговое законодательство при предоставлении вычета не делает различий между семьей из четырех  человек, приобретающей квартиру в \»спальном\» районе города площадью 80 кв. м., и одиноким налогоплательщиком, купившим квартиру в центре города площадью 150 кв. м. Причем в невыгодном положении, с точки зрения пользования льготой, находится семья.

Вычет в связи с приобретением  жилья следует дифференцировать с учетом семейного положения  налогоплательщика.

Предлагаемые ограничения  в праве пользования вычетом  при приобретении или строительстве  жилья приведут к их существенному  сокращению, особенно в части использования  данной льготы обеспеченными слоями населения, что позволит снизить  потери для бюджета при повышении  размера стандартных вычетов.

Налоговое законодательство в значительной степени не учитывает  такие институты, как \»семья\», \»имущество семьи\». Таким образом, имеет место правовой пробел, приводящий к тому, что расходы, осуществленные из средств семьи, но членом данной семьи, не имеющим собственных источников дохода и, соответственно, не являющимся налогоплательщиком, не могут быть учтены. Вместе с тем нормы ГК РФ позволяют решить данный вопрос посредством составления соответствующей доверенности. Однако такое лавирование лишь затрудняет практическое применение норм налогового законодательства рядовыми налогоплательщиками, т.к. предполагает наличие специальных знаний. В связи с этим следует отметить введенную законодателем норму: налоговый вычет \»на детей\» может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из них от его получения (Закон N 121-ФЗ). Иными словами, один из супругов при условии, что он является налогоплательщиком, может передать свое право на использование данного вычета другому. Введение данной нормы является небольшим, но весьма существенным шагом в решении указанной проблемы.

Переход на совместное (семейное) налогообложение позволит устранить  многие недостатки действующей системы  налогообложения доходов физических лиц. Его сущность заключается в  следующем: годовые доходы супругов, проживающих совместно, объединяются в совокупный годовой доход семьи, который и подлежит в конечном итоге налогообложению. При этом налоговые вычеты, причитающиеся  каждому супругу, используются в  полном размере. Кроме того, будет  значительно упрощена процедура  предоставления социальных (медицинских  и образовательных) и имущественных вычетов, поскольку в этом случае вычеты предоставляются семье в целом, независимо от того, на кого из ее членов оформлена первичная документация, при подаче \»семейной декларации\». Однако за налогоплательщиками должно сохраняться право на выбор способа обложения: либо совокупный доход семьи, либо доходы супругов отдельно.

Одновременно необходимо законодательно зафиксировать дифференцированный подход к налогообложению доходов  физических лиц. Для исчисления налога система налогообложения должна учитывать семейное положение налогоплательщиков, т.е. быть дифференцированной для трех категорий налогоплательщиков: одинокий, работающие супруги или один работающий супруг. Данный подход полностью удовлетворяет  принципу справедливости и равного  налогового бремени и широко применяется  во многих зарубежных странах.

Кроме того, необходимо предусмотреть  ряд дополнительных мер, позволяющих  усовершенствовать анализируемую  область законодательства в общем, и механизм подоходного налога в  частности.

Во-первых, целесообразно  зафиксировать принцип подоходного  налогообложения на базе чистого  дохода. Это означает, что налогоплательщик имеет право вычесть из полученного  валового дохода все расходы, так  называемые деловые издержки, связанные  с получением дохода (некоторые по нормативам) независимо от его величины. Разумеется, эти расходы должны быть документально подтверждены. Такое  решение полностью соответствует  ст. 41 НК РФ, где доход определен  как экономическая выгода (прирост  благосостояния).

В частности, к расходам такого рода могут быть дополнительно отнесены затраты на:

- проезд к месту работы  и обратно при налогообложении  доходов от трудовой деятельности;

- реализацию продукции  (имущества), полученного в качестве  дохода в натуральной форме,  в т.ч. как части заработной  платы;

- участие в конкурсах  и спортивных соревнованиях при  налогообложении наград, призов  и других вознаграждений, полученных  по результатам конкурсов и  соревнований;

- улучшение и поддержание  в ликвидном состоянии имущества  налогоплательщика при налогообложении  доходов, полученных при его  реализации. Вычету в этих случаях  должны подлежать и расходы  на оплату услуг посредников  по реализации имущества.

Предлагается ввести данные вычеты в состав имущественных и  профессиональных. Вместе с тем возможность  их использования следует увязать  с подачей заявления как налоговому агенту – работодателю, так и  при представлении декларации в  налоговый орган.

Во-вторых, в законе должен найти отражение принцип обложения  личных доходов на базе чистого дохода. С учетом бюджетно-финансовых проблем  к реализации этого принципа следует, вероятно, идти постепенно, но фиксация его в законе необходима. В статье 3 НК РФ уже предусмотрено, что при  установлении налогов учитывается  фактическая способность лица к  их уплате. Поэтому налогообложению  подлежит лишь часть дохода, остающаяся у гражданина после производства им затрат, минимально необходимых  для его личного потребления, и расходов на содержание иждивенцев (прожиточный минимум).

Размер стандартных вычетов  должен соответствовать прожиточному минимуму с дифференциацией по субъектам  РФ и предоставляться ежемесячно независимо от размера полученного  дохода.

В-третьих, при налогообложении  доходов необходим учет уровня инфляции, который в России еще остается значительным. Соответствующий индекс инфляции мог бы применяться ко всем стандартным, социальным, имущественным  и профессиональным вычетам, предусмотренным  в абсолютных (твердых) суммах.

Индекс инфляции следует  устанавливать ежегодно постановлением Правительства РФ по группам имущества: жилые дома, квартиры, дачи, земельные  участки, нежилые помещения, транспортные средства. По остальным видам имущества  сохранить возможность вычета по нормативу.ф

Вместе с тем следует  признать: установление индекса инфляции для каждой группы имущества весьма трудоемко. Поэтому корректировку  размеров налоговых вычетов представляется возможным проводить на величину индекса-дефлятора (К1).


Информация о работе Совершенствования налогообложения доходов физических лиц