Совершенствование камерального контроля как фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Осуществление эффективной налоговой политики невозможно без наличия адекватной системы налогового контроля. Важнейшим условием эффективной организации выездных налоговых проверок (далее ВНП) является проведение предпроверочного анализа.

Файлы: 1 файл

Осуществление эффективной налоговой политики невозможно без наличия адекватной системы налогового контроля.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ  ПРОВЕРОК

 

Осуществление эффективной налоговой политики невозможно без наличия адекватной системы налогового контроля. Важнейшим  условием эффективной организации  выездных налоговых проверок (далее  ВНП) является проведение предпроверочного анализа.

 

Сопоставление количественных и качественных показателей  между изучаемыми объектами позволяет  дать достоверно объективную оценку уровня организации контрольной  работы, акцентировать внимание на проблемных местах и нацелить коллективы на их решение. 

Исследование  контрольной работы налоговых органов  показало, что в условиях действия НК РФ выездные проверки являются основным результативным источником дополнительно  начисленных сумм налогов, пени и  налоговых санкций. Основным из направлений  повышения эффективности налогового контроля является совершенствование  методики проведения выездных проверок. В настоящее время требует  качественного совершенствования  и сам процесс проведения выездных налоговых проверок, начиная с  выбора, объектов проверки, планирования и проведения выездной проверки до оформления ее результатов.

Значительным  фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

      • наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
      • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
      • использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;
      • увеличения размеров наказания за налоговые правонарушения.

Важными причинами, оказывающими влияние на результаты ВНП, являются уровень квалификации сотрудников налоговых органов, а также их информационно-методическое обеспечение. В процессе контрольной работы большое значение имеет методика осуществления налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов проведения выездных налоговых проверок. В целях более быстрой адаптации специалистов налоговых органов к условиям работы в новом налоговом законодательстве, обучения практическим приемам проведения выездной налоговой проверки вновь принятых сотрудников может быть использована методика проведения комплексной ВНП, одним из этапов которой является порядок проведения предпроверочного анализа.

Инспекции осуществляют комплекс процедур, таких  как:

      1. формирование базы по налогоплательщикам, предлагаемым для включения в план проведения ВНП на основе предпроверочного анализа;
      2. представление заключения по результатам предпроверочного анализа;
      3. формирование заключений осуществляется в общем порядке по налогоплательщикам, в отношении которых ранее проводилась ВНП;
      4. своевременный ввод информации в базу данных по планированию и контролю за ВНП.

Таким образом, главным документом, на основании  которого принимается решение о  включении в план проверок, является заключение результатов предпроверочного анализа. Форма заключения предполагает углубленный анализ всей имеющейся информации в распоряжении налоговых органов. Данный документ достаточно объемный и теоретически такой порядок планирования проверок должен быть эффективен, поскольку позволяет изучить и проанализировать всю имеющуюся информацию о налогоплательщике с дальнейшим составлением вывода по его деятельности и определении зоны риска (нарушения законодательства о налогах и сборах).

На практике же данная процедура является трудновыполнимой в связи с сжатыми сроками представления заключения предпроверочного анализа на рассмотрение в Управление ФНС России, а также отсутствием свободного доступа сотрудников, осуществляющих предпроверочный анализ, ко всей необходимой информации. 

Само  заключение содержит следующие разделы:

      • зона риска;
      • общие сведения;
      • оценка состояния, динамики и особенностей организационной и управленческой структуры;
      • соотношение чистых активов организации и его уставного капитала;
      • состав и динамика основных средств;
      • анализ данных бухгалтерского баланса и его структуры;
      • анализ показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;
      • анализ отчета о прибылях и убытках;
      • сравнение доходов (расходов), отраженных в бухгалтерской отчетности, с доходами (расходами), учтенными для целей налогообложения в налоговой декларации по налогу на прибыль;
      • динамика НДС за отчетные периоды;
      • сравнение оборотов по реализации, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с оборотами по реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и Форме №4 (приложение к бухгалтерскому балансу);
      • анализ налога на имущество;
      • сведения о налоговых льготах;
      • анализ сумм начисленных налогов, подлежащих уплате в бюджет, по данным налоговых деклараций и сумм уплаченных налогов по данным карточек лицевого счета;
      • налоговая нагрузка на доходы;
      • динамика рентабельности продаж;
      • динамика рентабельности продукции (работ, услуг);
      • динамика коммерческих и управленческих расходов;
      • торговая наценка;
      • оценка платежеспособности организации;
      • анализ поставщиков и покупателей;
      • предполагаемая сумма доначислений.

Многие  из вышеперечисленных показателей  являются лишними, существенным образом  не влияющими на результативность налогового контроля. 

Данный  пробел аналитической работы можно  решить следующим образом:

      • максимально упростить форму заключения, сохранив при этом все необходимые показатели анализируемого налогоплательщика, влияющие на эффективность налогового контроля; 
      • создать информационный ресурс, позволяющий производить в автоматизированном режиме сбор всей необходимой информации; 
      • направить значительные усилия на выявление налогоплательщиков, использующих в своей деятельности схемы уклонения от налогообложения.

Также стоит  уделить внимание порядку истребования информации относительно конкретных сделок, регламентированных ст. 93.1 Налогового Кодекса РФ. Так как на практике данная статья и регламент проведения встречных проверок практически  не работают. Ответы на направленные запросы  носят формальный характер, сроки  подготовки ответов затягиваются, сама процедура подготовки и направления  поручений об истребовании документов (информации) очень трудоемка и  отнимает много времени. Данные пробелы  ставят под сомнение применение возможности  истребования документов у контрагентов проверяемых организаций в рамках контрольной работы, в том числе  при проведении аналитической работы, составлении заключений предпроверочного анализа и ВНП. 

Данную  проблему может решить внесение поправки в п. ст.93.1 НК РФ и предоставление права налоговым органам при  проведении налоговых проверок истребовать документы (информации) у контрагентов самостоятельно в рамках одного региона. Данный порядок мог бы позволить существенно сократить сроки получения истребуемой документации и повысить качество обработки полученных сведений при сборе доказательной базы по выявленным нарушениям.

Аналитическая деятельность налоговых органов  активно развивается. Однако отдельные  методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности, принципы и этапы (последовательность) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего развития.

Несмотря  на наличие отдельных вопросов, требующих  доработки, предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках является важным направлением совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации.

Немаловажной задачей является внедрение в практику работы налоговых органов программных продуктов. Данные продукты позволяют осуществлять не только арифметическую проверку, но и логическую увязку различных взаимосвязанных показателей налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, информации из внешних источников, анализ основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, а также отбор объектов для выездных налоговых проверок. Используемые в большинстве налоговых инспекций программно-информационные комплексы ЭОД, RNAL-N и PRO, а также программные комплексы собственных разработок предоставляют такие возможности.

Однако в используемых программных  комплексах есть ряд недостатков. Главным  из них является запросный режим  отбора налогоплательщиков для выездных проверок, то есть критерии отбора налоговые инспекторы вводят самостоятельно. Поэтому при отборе высока роль субъективного фактора.

В настоящее время в ФНС РФ продолжается работа по дальнейшему совершенствованию процедуры отбора и разрабатывается единое программное обеспечение. Это позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными уровнями динамики  соотношений различных отчетных показателей от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить реальный предел обязательств налогоплательщика.

Процесс автоматизации указанного анализа имеет большую актуальность прежде всего в отношении малых предприятий, когда ограниченное число работников налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку значительного числа малых предприятий, должны не только качественно провести в установленные сроки данную проверку, но и отобрать для выездной налоговой проверки именно те малые предприятия, проверка которых могла бы принести максимальные доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени.

Первоочередной задачей налоговой  инспекции является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства.

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в  течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций  является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно  увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой  инспекции на территорию другой инспекции.

Как показывает анализ практики контрольной  работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое  распространение факты уклонения  налогоплательщиков от уплаты налогов  посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера  налогооблагаемой базы. Особая сложность  работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных  механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не предоставляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

В данном случае можно было бы использовать, широко распространенные в развитых странах, так называемые, косвенные  методы исчисления налогооблагаемой базы. Наиболее распространенными из них являются следующие:

1. Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

1) учет  изменения имущественного положения  за отчетный период;

2) учет  произведенного и личного потребления  за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного  и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании  прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

2. Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

С целью  повышения эффективности налогового контроля можно предложить следующее:

      • ввести систему сбора и анализа информации о компьютерах, с которых ведется деятельность налогоплательщиков (подается отчетность, осуществляются операции по счету в банке), а также ввести понятие "массовый" компьютер, с которого ведется деятельность многих налогоплательщиков, в качестве признака фирмы – однодневки;
      • законодательно закрепить положение о том, что все выездные проверки крупнейших налогоплательщиков должны проводиться совместно с правоохранительными органами;
      • увеличение штрафа за неявку свидетеля на допрос.
      • постановка работы с персоналом по разъяснению главной цели работы налоговых органов;
      • организация работы по направлению мотивации и стимулирования взаимодействия между налоговыми органами по выявлению налоговых правонарушений;
      • пересмотреть показатели инспекций так, чтобы отчетные показатели отдельно взятой инспекции отражали  эффект от её работы для достижения главной цели налоговых органов, как единой системы;
      • создание единого координационного центра контрольной деятельности налоговых органов;
      • создание отдела по раскрытию схем уклонения от налогов и сборов.

Информация о работе Совершенствование камерального контроля как фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок