Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:10, реферат
Осуществление эффективной налоговой политики невозможно без наличия адекватной системы налогового контроля. Важнейшим условием эффективной организации выездных налоговых проверок (далее ВНП) является проведение предпроверочного анализа.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Осуществление эффективной налоговой политики невозможно без наличия адекватной системы налогового контроля. Важнейшим условием эффективной организации выездных налоговых проверок (далее ВНП) является проведение предпроверочного анализа.
Сопоставление количественных и качественных показателей между изучаемыми объектами позволяет дать достоверно объективную оценку уровня организации контрольной работы, акцентировать внимание на проблемных местах и нацелить коллективы на их решение.
Исследование
контрольной работы налоговых органов
показало, что в условиях действия
НК РФ выездные проверки являются основным
результативным источником дополнительно
начисленных сумм налогов, пени и
налоговых санкций. Основным из направлений
повышения эффективности
Значительным фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:
Важными причинами, оказывающими влияние на результаты ВНП, являются уровень квалификации сотрудников налоговых органов, а также их информационно-методическое обеспечение. В процессе контрольной работы большое значение имеет методика осуществления налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов проведения выездных налоговых проверок. В целях более быстрой адаптации специалистов налоговых органов к условиям работы в новом налоговом законодательстве, обучения практическим приемам проведения выездной налоговой проверки вновь принятых сотрудников может быть использована методика проведения комплексной ВНП, одним из этапов которой является порядок проведения предпроверочного анализа.
Инспекции осуществляют комплекс процедур, таких как:
Таким образом, главным документом, на основании которого принимается решение о включении в план проверок, является заключение результатов предпроверочного анализа. Форма заключения предполагает углубленный анализ всей имеющейся информации в распоряжении налоговых органов. Данный документ достаточно объемный и теоретически такой порядок планирования проверок должен быть эффективен, поскольку позволяет изучить и проанализировать всю имеющуюся информацию о налогоплательщике с дальнейшим составлением вывода по его деятельности и определении зоны риска (нарушения законодательства о налогах и сборах).
На практике же данная процедура является трудновыполнимой в связи с сжатыми сроками представления заключения предпроверочного анализа на рассмотрение в Управление ФНС России, а также отсутствием свободного доступа сотрудников, осуществляющих предпроверочный анализ, ко всей необходимой информации.
Само заключение содержит следующие разделы:
Многие из вышеперечисленных показателей являются лишними, существенным образом не влияющими на результативность налогового контроля.
Данный пробел аналитической работы можно решить следующим образом:
Также стоит
уделить внимание порядку истребования
информации относительно конкретных сделок,
регламентированных ст. 93.1 Налогового
Кодекса РФ. Так как на практике
данная статья и регламент проведения
встречных проверок практически
не работают. Ответы на направленные запросы
носят формальный характер, сроки
подготовки ответов затягиваются, сама
процедура подготовки и направления
поручений об истребовании документов
(информации) очень трудоемка и
отнимает много времени. Данные пробелы
ставят под сомнение применение возможности
истребования документов у контрагентов
проверяемых организаций в
Данную проблему может решить внесение поправки в п. ст.93.1 НК РФ и предоставление права налоговым органам при проведении налоговых проверок истребовать документы (информации) у контрагентов самостоятельно в рамках одного региона. Данный порядок мог бы позволить существенно сократить сроки получения истребуемой документации и повысить качество обработки полученных сведений при сборе доказательной базы по выявленным нарушениям.
Аналитическая деятельность налоговых органов активно развивается. Однако отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности, принципы и этапы (последовательность) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего развития.
Несмотря на наличие отдельных вопросов, требующих доработки, предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках является важным направлением совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации.
Немаловажной задачей является внедрение в практику работы налоговых органов программных продуктов. Данные продукты позволяют осуществлять не только арифметическую проверку, но и логическую увязку различных взаимосвязанных показателей налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, информации из внешних источников, анализ основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, а также отбор объектов для выездных налоговых проверок. Используемые в большинстве налоговых инспекций программно-информационные комплексы ЭОД, RNAL-N и PRO, а также программные комплексы собственных разработок предоставляют такие возможности.
Однако в используемых программных комплексах есть ряд недостатков. Главным из них является запросный режим отбора налогоплательщиков для выездных проверок, то есть критерии отбора налоговые инспекторы вводят самостоятельно. Поэтому при отборе высока роль субъективного фактора.
В настоящее время в ФНС РФ продолжается работа по дальнейшему совершенствованию процедуры отбора и разрабатывается единое программное обеспечение. Это позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными уровнями динамики соотношений различных отчетных показателей от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить реальный предел обязательств налогоплательщика.
Процесс автоматизации указанного
анализа имеет большую
Первоочередной задачей
Также одной из действенной формой
налогового контроля являются перепроверки
предприятий, допустивших сокрытие
налогов в крупных размерах в
течение года с момента такого
сокрытия. Подобные повторные проверки
позволяют проконтролировать
Практика показала, что весьма полезным
в работе налоговых инспекций
является проведение рейдов в вечернее
и ночное время, также значительно
увеличивается результативность контроля
при применении перекрестных проверок,
сущность которых состоит в выезде
сотрудников отделов одной
Как показывает анализ практики контрольной
работы налоговых органов России,
в настоящее время получили мировое
распространение факты
В данном случае можно было бы использовать, широко распространенные в развитых странах, так называемые, косвенные методы исчисления налогооблагаемой базы. Наиболее распространенными из них являются следующие:
1. Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:
1) учет
изменения имущественного
2) учет
произведенного и личного
Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.
2. Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.
С целью
повышения эффективности