Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:22, контрольная работа
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания..............4-5
Глава II. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания……....................................................................................................…6-7
Глава III. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия..8-11
Глава IV. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела................................................................................................12-16
Глава V. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования...................................................................17-22
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов.............24
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания..............4-5
Глава II. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания……....................................................................................................…6-7
Глава III. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия..8-11
Глава IV. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела................................................................................................12-16
Глава V. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования...................................................................17-22
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов.............24
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
университет им. И. Н. Ульянова»
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Контрольная работа
СООТНОШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Чебоксары 2013
План
Введение......................
Глава I. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания..............4-5
Глава II. Объекты, предмет и пределы прокурорского
надзора за исполнением законов органами
предварительного следствия и дознания……....................
Глава III. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия..8-11
Глава IV. Прокурорский надзор за исполнением
закона в стадии возбуждения уголовного
дела..........................
Глава V. Надзор прокурора за соблюдением законности
на стадии предварительного расследования.................
Заключение....................
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов.............24
Введение
Уголовное судопроизводство
представляет собой урегулированную
нормами уголовно-
К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Уголовное преследование
имеет властно-распорядительный характер
и непосредственно связано с
ограничением конституционных прав
и свобод личности в уголовном
процессе, применением мер
Глава I. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора
за исполнением законов при производстве
предварительного следствия и дознания
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.
Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:
обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения;
в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;
обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.
Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон о прокуратуре, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.
Глава II. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.
В соответствии со ст. 150
УПК предварительное
Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:
прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;
установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;
законности проведения предварительного расследования;
законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.
1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.
2. Надзор прокурора
осуществляется только в
Глава III. Полномочия прокурора и правовые акты
прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;
давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;
давать согласие дознавателю
на возбуждение перед судом
разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;
передавать уголовное
дело от одного органа предварительного
расследования другому с
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;
продлевать срок дознания;