Соотношение полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания..............4-5
Глава II. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания……....................................................................................................…6-7
Глава III. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия..8-11
Глава IV. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела................................................................................................12-16
Глава V. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования...................................................................17-22
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов.............24

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания..............4-5
Глава II. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания……....................................................................................................…6-7
Глава III. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия..8-11
Глава IV. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела................................................................................................12-16
Глава V. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования...................................................................17-22
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов.............24

Файлы: 1 файл

Контроьная работа Прокурорский надзор-1.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный 

университет им. И. Н. Ульянова»

 

 

 

 

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

Контрольная работа

СООТНОШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

 

 

 

 

                                                                                     Выполнена студенткой

                                                                                 юридического факультета

                                                                                2 курса, группы ЗЮ-5512

                                                                           Сорокиной Кристиной

                                                             Геннадьевной

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013

План

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания..............4-5

Глава II. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания……....................................................................................................…6-7

Глава III. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия..8-11

Глава IV. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела................................................................................................12-16

Глава V. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования...................................................................17-22

Заключение.............................................................................................................23

Список  использованной литературы и нормативно-правовых актов.............24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную  нормами уголовно-процессуального  права деятельность уполномоченных на то государственных органов и  должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование  имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с  ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном  процессе, применением мер процессуального  принуждения, которые существенно  затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

 

 

 

 

Глава I. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора

 за исполнением  законов при производстве 

предварительного  следствия и дознания

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия  понимается урегулированная нормами  права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в  данном случае решает две задачи. С  одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Осуществляя надзор за соблюдением  законности предварительного расследования  и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:

обеспечить единый подход к организации прокурорского  надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;

незамедлительно реагировать  на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения;

в полной мере реализовать  важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

обеспечить своевременность  и законность решений следователя  и дознавателя по результатам  проверки каждого сообщения о  преступлении;

принять все возможные  меры к обеспечению законности при  применении мер процессуального  принуждения;

осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;

установить действенный  надзор за законностью и обоснованностью  прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон о прокуратуре, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

К объектам прокурорского  надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные  органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование  осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные  полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным  законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;

Главный судебный пристав  РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

органы Государственного пожарного надзора федеральной  противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Предметом прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;

установленного законом  порядка разрешения заявлений и  сообщений о совершаемых, совершенных  и готовящихся преступлениях;

законности проведения предварительного расследования;

законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Законодательно установлены  также пределы прокурорского  надзора.

1. Надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  предварительное следствие и  дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора  осуществляется только в рамках  УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

 

 

Глава III. Полномочия прокурора и правовые акты

 прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Полномочия прокурора  по надзору за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются  уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации  и разрешении сообщений о преступлениях;

выносить мотивированное постановление о направлении  соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для  решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

требовать от органов  дознания и следственных органов  устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;

давать согласие дознавателю  на возбуждение уголовного дела;

давать согласие дознавателю  на возбуждение перед судом ходатайства  об избрании, отмене или изменении  меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

отстранять дознавателя  от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;

изымать любое уголовное  дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

передавать уголовное  дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением  правил подследственности, предусмотренных  ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;

отменять незаконные или необоснованные постановления  нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;

продлевать срок дознания;

Информация о работе Соотношение полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия