Систематизирование знания о налогах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - обобщить и систематизировать знания о налогах, в частности о налогах на прибыль предприятия.
Для осуществления данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты налога на прибыль;
- провести анализ хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Калачинскмежрайгаз»;
- изучить порядок исчисления и отчетность по налогу на прибыль в ОАО «Калачинскмежрайгаз»;

Файлы: 1 файл

галябух.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночной экономики в Российской Федерации привело к реформированию всей системы государственного регулирования экономикой. В связи с этим возросла роль экономических рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты. Важным методом регулирования экономики является налоговая система. В настоящее время в этой области много нерешенных проблем и процесс совершенствования налоговой системы продолжается. Этот процесс затрагивает и вопросы, связанные с порядком налогообложения коммерческих организаций, играющих в экономике любой страны чрезвычайно важную роль.

От качества налогового законодательства, от его прозрачности зависит благосостояние государства и его граждан. Однако, в российском налоговом законодательстве существует множество пробелов. Наиболее ярко это выражается в главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Для создания благоприятных условий развития предприятий, привлечения иностранного капитала, укрепления национальной экономики в целом, необходимо совершенствование системы налогообложения прибыли, устранение ее недостатков. В связи с этим несомненна актуальность выбранной темы.

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью теоретических и практических вопросов применения налога на прибыль в современной налоговой системе, необходимостью совершенствования действующего механизма налогообложения прибыли и разработки основных направлений в соответствии с задачами и целями экономической политики государства на современном этапе.

Цель данной курсовой работы - обобщить и систематизировать знания о налогах, в частности о налогах на прибыль предприятия.

Для осуществления данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

-    рассмотреть теоретические  аспекты налога на прибыль;

- провести анализ хозяйственно-финансовой  деятельности ОАО «Калачинскмежрайгаз»;

-    изучить порядок исчисления  и отчетность по налогу на  прибыль в ОАО «Калачинскмежрайгаз»;

Научная новизна заключается в систематизации теоретических подходов к налогообложению прибыли организаций, выявлении этапов и тенденций эволюционного развития налога на прибыль и формировании концептуального подхода к созданию эффективной системы налогообложения прибыли во взаимосвязи с основополагающими принципами налогообложения и задачей усиления регулирующей функции налога на прибыль организаций.

Объектом исследования является ОАО «Калачинскмежрайгаз».

Предметом исследования является налог на прибыль уплачиваемый ОАО «Калачинскмежрайгаз».

При написании работы были использованы следующие методы исследования: статистический метод, метод группировок, методы документальной проверки – формальная проверка документов, арифметическая проверка, наблюдение, обследование, прослеживание.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

1.1 Значение налога на прибыль в формировании бюджетов РФ

В Российской налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Данный налог является федеральным. Это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным налогам. Он подлежит взиманию на всей территории РФ.

Исследуемый налог был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий.

Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым.

Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.

Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1 – Классификация налога на прибыль

Классификационный признак

Тип налога на прибыль

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги

1. Федеральный

По порядку введения

2. Общеобязательный

По способу взимания

3. Личный прямой

По субъекту-налогоплательщику

4. Налог с предприятий и организаций

По уровню бюджета

5. Регулирующий

По целевой направленности

6. Абстрактный

По срокам уплаты

7. Периодично-календарный


 

Законом определено, что основные плательщики налога на прибыль - это все предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства и организационно правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

С 1994 г. плательщиками налога на прибыль стали коммерческие банки и иные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года распространялся Закон РФ «О налоге на доходы банков». Кроме того, к основной группе плательщиков налога на прибыль относятся страховые компании, биржи, финансовые корпорации и другие субъекты финансового бизнеса, получающие коммерческие доходы.

В особом порядке платят налог на прибыль предприятия железнодорожного транспорта, связи, газификации и эксплуатации газового хозяйства, жилищно-коммунальной службы, а определенный круг организаций вовсе освобожден от уплаты налога.

Таким образом, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, перешедшие на уплату

- единого налога на  вмененный доход для определенных  видов деятельности:

- организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

- организации, уплачивающие  налог на игорный бизнес, по  деятельности, относящиеся к игорному  бизнесу.

Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2009 – 2013 годах (с учетом налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) приведена в следующей таблице:

Таблица 2 – Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2009 – 2013 годах

 

2009 год (отчет)

2010 год

2011 год (проект)

2012 год (проект)

2013 год (проект)

Закон № 308 – ФЗ (с изм.)

Уточенная оценка

Объем, млрд. рублей

195,4

217,3

227,7

253,3

270,2

294,3

Изменения к предыдущему году:

           

млрд. рублей

-565,7

21,9

32,3

25,6

16,9

24,0

темп роста, в %

25,7

111,2

116,5

111,2

106,7

108,9

доля в общем объеме доходов, %

2,7

2,8

2,9

2,9

2,8

2,8

доля в ВВП, %

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


 

В  представленных  расчетах  налога  на  прибыль  организаций  и  пояснениях к ним используются показатели прибыли для целей налогообложения,  суммы налога на прибыль с доходов,  полученных    в  виде  процентов  по  государственным  и  муниципальным  ценным бумагам,    прибыли,  не  учитываемой  при   определении  налоговой  базы  в  соответствии  с законодательно  установленным  порядком,   и  суммы   полученных  убытков,  учтенных  в уменьшение  налоговой  базы.  При  этом  отдельные  показатели  являются  расчетными,  и расчетов в материалах к проекту федерального бюджета не содержится.

Налог на прибыль организаций с доходов, облегаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной налоговой ставки (доходы в виде дивидендов, доходы иностранных организаций), учтен в расчете поступлений налога на прибыль организаций в 2011 году в сумме 83,0 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах – в сумме 86,1 млрд. рублей и 93,9 млрд. рублей соответственно. Средняя налоговая ставка принята в расчетах неизменной на уровне 12,81 % в течение трех лет.

Согласно данным отчета Федеральной налоговой службы по форме № 1-НМ «Отчет о начислении  и  поступлении  налогов,  сборов  и  иных  обязательных  платежей  в  бюджетную систему Российской Федерации» средняя ставка налога  на прибыль организаций с доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной, рассчитанная исходя из сумм начисленного  налога,  составила  в  январе  –    августе 2010  года  13,18 %  исходя  из  сумм поступившего налога  12,11 %.

В  представленных материалах   значение   показателя   собираемости  принято  на  все годы прогнозного периода на уровне 93,4 %.  Изменение уровня собираемости налога на один  процентный  пункт   в  отношении  принятых  в  представленных  расчетах  налога объемов  прибыли  для  целей  налогообложения  и  доходов,  облагаемых  по  ставкам отличающимся  от  общеустановленной  ставки,  равнозначно  изменению  доходов федерального бюджета в 2011 году  на 2,3 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах –  на 2,5 млрд. рублей и на 2,7 млрд. рублей соответственно. 

Кроме  того,  в  материалах  к  проекту  бюджета  не  содержится  расчетов  налога  на прибыль  организаций  с доходов,  полученных в  виде процентов  по  государственным и муниципальным ценным бумагам, поступления по  которому  предусмотрены  в  проекте доходов  федерального  бюджета   в  2011  году  в  сумме 25,3 млрд. рублей,  в 2012 и 2013 годах – в  сумме 27,4  млрд.  рублей  и  25,6  млрд. рублей  соответственно. Кроме  того, указанная сумма не скорректирована на уровень собираемости налога.

В проекте федерального бюджета не учтены дополнительные поступления налога на прибыль  организаций в  результате  контрольной  работы  налоговых  органов. Согласно данным  отчета  Федеральной  налоговой  службы  по  форме 2-НК «Отчет  о  результатах контрольной  работы  налоговых  органов»  сумма  налога  на  прибыль  организаций, дополнительно начисленная по  результатам  выездных и  камеральных налоговых проверок, на 1 июля 2010 года составила 75,4 млрд. рублей.

При расчете налога на прибыль организаций  суммы  льгот по налогу учитываются  в одном и том же объеме (134,2 млн. рублей) в течение всего периода,  аналогичным образом учтены  дополнительные  поступления  налога  на  прибыль  организаций по  годовому перерасчету, произведенному по итогам работы за предыдущий год (13,2 млрд. рублей), что свидетельствует об их условности.

Таким образом, налог на прибыль в государственном строительстве всех стран имеет вечную историю. Каждый производитель на свой доход облагается по определенной ставке налогом за те услуги, которые предоставляет ему государство, создавая для предприятий необходимую инфраструктуру: защиту от посягательств, социальное обслуживание работающих, развитие образования, науки, культуры (6, С.5).

В ныне действующей в России налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

1.2 Основные направления совершенствования налога на прибыль

В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налог на прибыль представляет собой одну из основных форм налогового изъятия. С экономической точки зрения, налог на прибыль - это регулярные денежные отношения, связанные с безвозмездным изъятием государством ВВП в части доли прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. С юридической точки зрения налог на прибыль представляет собой отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства. С помощью налога на прибыль организаций государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство воздействует на инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Важную роль в регулировании экономики занимает также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговом регулировании инновационной деятельности. Возможные льготы и преференции позволяют стимулировать научно-технический прогресс и инновационное развитие страны.

Информация о работе Систематизирование знания о налогах