Уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственных
товаропроизводителей заметно снизился.
Однако за 2004-2007 гг. объем поступлений
единого сельскохозяйственного
налога увеличился в 2,7 раза (рис. 1).
Структура налоговых обязательств
по единому сельскохозяйственному
налогу в федеральных округах
страны в 2007 г. видна на рис. 2. Половина
общих обязательств по налогу сформировалась
в Южном федеральном округе. На
Центральный и Приволжский федеральные
округа приходится по 15% суммарных налоговых
обязательств, Сибирский - 10%, Уральский
- 4, Северо-Западный и Дальневосточный
по 3%.
Рис. 2. Структура единого сельскохозяйственного
налога, начисленного в федеральных
округах Российской Федерации в
2007 г
Анализируя структуру начисленного
в стране в 2007 г. единого сельскохозяйственного
налога по субъектам Федерации, можно
отметить значительный вклад Краснодарского
края: удельный вес этого налога
составил около 27%, вклад других субъектов
Федерации значительно ниже (рис.
3).
Рис. 3. Вклад Краснодарского края в
структуру начисленного единого
сельскохозяйственного налога (ЕСХН)
в Российской Федерации в 2007 г
Рассмотрим уровни налоговых обязательств
по единому сельскохозяйственному
налогу в субъектах Федерации
соответствующих федеральных округов
в 2007 г. Так, в Центральном федеральном
округе наибольший уровень начисленного
этого налога был отмечен в
Воронежской, Белгородской и Липецкой
областях, в Южном федеральном
округе - в Ставропольском крае и
Волгоградской области, в Северо-Западном
федеральном округе - в г. Санкт-Петербурге,
Республике Коми и Ленинградской
области, в Приволжском федеральном
округе - в Саратовской, Оренбургской и
Нижегородской областях, в Уральском федеральном
округе - в Свердловской и Челябинской
областях, в Сибирском федеральном округе
- в Алтайском крае, Омской и Читинской
области, Агинском Бурятском АО, в Дальневосточном
федеральном округе - в Приморском крае.
Таким образом, вариант единого сельскохозяйственного
налога в редакции Налогового кодекса
РФ образца 2004 г. (налоговая база - «доходы
за вычетом расходов») значительно снизил
уровень налоговой нагрузки в целом на
аграрный сектор.
Так, общий уровень налоговых
обязательств в 2004-2007 гг. во всех субъектах
Федерации, применявших этот налог,
был сопоставим с уровнем налоговых
обязательств налогоплательщиков одного
только Краснодарского края за полугодие
2002 г. при прежнем варианте единого
сельскохозяйственного налога (налоговая
база - «сопоставимая по кадастровой
стоимости стоимость сельскохозяйственных
угодий»).
Сельскохозяйственным товаропроизводителям
Краснодарского края необходимо отдать
должное, поскольку и в нынешнем
варианте единого сельскохозяйственного
налога около 27% общих налоговых
обязательств по этому налогу в стране
приходится на этот край, а на Южный
федеральный округ - 50%.
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию
системы налогообложения сельского хозяйства
в России
Новые изменения в налоговом
законодательстве предоставили возможность
предприятиям агропромышленного комплекса
наряду с традиционной системой налогообложения
применять с 1 января 2004 года и специальный
налоговый режим в виде единого
сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Предусмотрен добровольный порядок
перехода с общего режима налогообложения
на уплату ЕСХН, он взимается с доходов,
уменьшенных на величину расходов,
и заменяет собой НДС, единый социальный
налог, налог на прибыль и налог
на имущество. Учитывая, что по налогу
на имущество и налогу на прибыль
сельскохозяйственные предприятия
имеют льготы, а НДС и единый
социальный налог составляют основную
часть налоговой нагрузки, освобождение
от их уплаты дает предприятиям значительную
сумму налоговой экономии1.
Существенным ограничением для
перехода на новый налоговый режим
является выполнение необходимого критерия
– доля выручки от реализации сельскохозяйственной
продукции собственного производства
должна составлять более 70 % от общей
суммы выручки.
При переходе на данный режим налогообложения
можно отметить как положительные,
так отрицательные его стороны.
К положительным можно отнести
следующие:
- снижение величины налоговой
нагрузки на предприятие за
счет отмены НДС и единого
социального налога;
- заинтересованность предприятий
в обновлении основных производственных
фондов, так как стоимость приобретаемых
основных средств и нематериальных
активов более быстрыми темпами
списывается на основное производство;
- более широкое применение методов
налоговой оптимизации с учетом
того, что объектом налогообложения
ЕСХН являются доходы, уменьшенные
на величину расходов, и у предприятий
появляется реальная возможность
снизить налоговую базу законными
способами; - реальная возможность
повышения заработной платы работников
предприятий и, соответственно, отчислений
в пенсионный фонд, поскольку
эти расходы уменьшают налоговую
базу для расчета ЕСХН.
Также можно выделить и отрицательные
стороны:
- ограничение рынка сбыта готовой
продукции, поскольку большей
части оптовых покупателей, являющихся
плательщиками НДС, будет невыгодно
закупать ее у сельскохозяйственных
предприятий, которые плательщиками
НДС не являются, и из-за чего
не будет возможности произвести
налоговые вычеты по данному
виду налогов;
- отсутствие возможности отражения
в бухгалтерской и налоговой
отчетности сумм налоговых вычетов
по НДС, не учтенных до момента
перехода на уплату ЕСХН;
- опасность снижения конкурентоспособности
продукции в результате повышения
ее себестоимости и отпускных
цен в связи с тем, что
предприятия с целью снижения
налоговой базы будут увеличивать
расходы, связанные с производством
и реализацией готовой продукции;
- снижение рентабельности предприятий,
так как объектом налогообложения
ЕСХН является прибыль (разница
между доходами и расходами).
Чтобы налоговая система, предполагающая
льготные принципы налогообложения, была
доступна как для предприятий, ведущих
активную инвестиционную деятельность,
так и для хозяйств, не имеющих
для этого возможности; необходимо
в рамках применения единого сельскохозяйственного
налога предоставить хозяйствующим
субъектам право самостоятельно
рассматривать и решать вопрос о
включении в его состав налога
на добавленную стоимость.
Также необходимо постепенно переносить
центр тяжести налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней с преимущественного
обложения труда и капитала на
налоги за пользование природными ресурсами.
Важнейшим условием обоснованной системы
налогообложения для сельского
хозяйства должны стать ликвидация
множественности видов налогов
и платежей, снижение налогового бремени,
повышение роли налогообложения
земли как основного средства
производства и природного ресурса.
С целью стимулирования развития сельскохозяйственного
производства и повышения его
экономической эффективности необходимо
совершенствовать налоговый механизм
с учетом специфики отдельных
отраслей. Специальный налоговый
режим, как одна из организационных
форм налогового регулирования, должен
быть построен таким образом, чтобы
механизм налогообложения, с одной
стороны, обеспечивал налоговые
поступления в бюджет, а с другой
стороны – стимулировал тот вид
деятельности, который государство
решило перевести на особые условия
налогообложения2.
Унифицированный подход к реформированию
налогообложения сельскохозяйственного
производства должен осуществляться по
следующим направлениям:
- максимальное освобождение сельскохозяйственных
товаропроизводителей от множественности
видов налогов, за исключением
земельного, налогооблагаемая база
которого должна уменьшаться
на величину собственных средств,
вкладываемых в восстановление
почвенного плодородия, улучшения
земельных угодий и др.
- уменьшать налогооблагаемую базу
прибыли на сумму, направленную
на пополнение оборотных средств;
- шире вводить налоговые льготы
для сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий, вкладывающих средства
в модернизацию и расширение
производства, выпуск новых продуктов,
внедрение наиболее прогрессивных
технологий, увеличение поголовья
и улучшение породного состава
крупного рогатого скота, решение
социальных проблем. Льготное
налогообложение производителя
сельскохозяйственной продукции
является действенной мерой государственного
регулирования в странах с
развитым сельским хозяйством. Особенность
их налоговой системы состоит
в том, что фискальное предназначение
налогов отходит на второй
план за счет многочисленных
налоговых льгот. В сумме все
виды налогов в этих странах
составляют 2,5 – 6 % всех фермерских
затрат.
Основываясь на указанных общих
положениях, сформулируем концептуальные
подходы к обоснованию ставки
и базы ЕСХН.
1. Единый сельскохозяйственный
налог и соответствующая налоговая
нагрузка на сельскохозяйственные
организации должны быть «щадящими»
по сравнению с налогообложением
промышленных предприятий и предприятий
других отраслей вследствие того,
что из-за диспаритета цен сельское
хозяйство находится существенно в худших
условиях, чем остальные отрасли. Отсюда
общая налоговая нагрузка и, соответственно,
общая интегральная ставка налога для
сельхозпроизводителей должна быть ниже,
чем в промышленности и других отраслях,
пропорционально диспаритету цен.
2. Расчет дифференцированной ставки
ЕСХН для разных сельхозугодий
должен производиться на базе
натуральных критериев (а не
на базе кадастрово-стоимостных
оценок), в основе которых должны находиться
бонитеты почв в баллах. Речь идет о своего
рода «кадастрово-натуральной» схеме,
при которой используются и балльная характеристика
бонитетов почв, и балльная характеристика
местоположения земель (при необходимости).
3. Учитывая специфику аграрной
отрасли, сезонный характер авансирования
производства и извлечения доходов
от реализации произведенной
продукции, исполнение налоговых
обязательств следует приурочивать к
окончанию сельскохозяйственного года
(после 1 октября) или финансового периода
(после 1 января) по аналогии с нормами
налогообложения сельскохозяйственных
товаропроизводителей в США и ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев теоретические
основы системы налогообложения
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
проанализировав действующую систему
налогообложения предприятий сельского
хозяйства, можно сделать следующие
выводы:
- Единый сельскохозяйственный
налог является специальным налоговым
режимом. Введение этого налога
было призвано обеспечить повышение
эффективности сельскохозяйственного
производства, стимулируя сельских
товаропроизводителей к рациональному
использованию сельхозугодий.
- Переход на уплату
единого сельскохозяйственного
налога организациями предусматривает
замену уплаты налога на прибыль
организаций, налога на добавленную
стоимость.
- Сельскохозяйственные товаропроизводители
имеют право перейти на уплату
единого сельскохозяйственного
налога, если по итогам девяти
месяцев того года, в котором
организация или индивидуальный
предприниматель подают заявление
о переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога, в
общем доходе от реализации
товаров таких организаций или
индивидуальных предпринимателей
доля дохода от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной
продукции составляет не менее
70%.
- Налоговой базой признается
сумма доходов, уменьшенная на
сумму расходов.
- Половина общих обязательств
по ЕСХН сформировалась в Южном
федеральном округе. На Центральный
и Приволжский федеральные округа
приходится по 15% суммарных налоговых
обязательств, Сибирский - 10%, Уральский
- 4, Северо-Западный и Дальневосточный
по 3%. При переходе на данный
режим налогообложения можно
отметить как положительные, так
отрицательные его стороны. К
положительным можно отнести
следующие:
- снижение величины налоговой
нагрузки на предприятие за
счет отмены НДС и единого
социального налога;
- заинтересованность предприятий
в обновлении основных производственных
фондов, так как стоимость приобретаемых
основных средств и нематериальных
активов более быстрыми темпами
списывается на основное производство;