Система налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
5
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….

7
1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….

7
1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..


18
1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………

25
1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...

30
2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………

39
2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..

39
2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….

48
2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….

53
2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных платежей в современных условиях……………………………………………..

59
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей……………………………………………………………

64
3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..

70
3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..

70
3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….
75
3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………

80
3.4 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..

84
3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...

92
Заключение……………………………………………………………………
96
Список использованных источников………………………………………..
99
Приложение…………………………………………………………………..
102

Файлы: 1 файл

глава1,2.doc

— 942.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………

5

  1. 1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….

 

7

  1. 1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….

 

7

  1. 1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..

 

 

18

  1. 1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………

 

25

1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...

 

30

  1. 2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………

 

39

  1. 2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..

 

39

2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….

 

48

2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….

 

53

2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных  платежей в современных условиях……………………………………………..

 

59

2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей…………………………………………………………

 

64

  1. 3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..

 

70

3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..

 

70

3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….

75

3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………

 

80

3.4 Анализ налогов и обязательных платежей,  взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..

 

84

3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...

 

92

Заключение……………………………………………………………………

96

Список использованных источников………………………………………..

99

Приложение…………………………………………………………………..

102


ГЛАВА 1

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАСУСЬ

    1. Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования

В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты. [1,с.170]

Налог — одно из основных понятии финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог — понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «государство». Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепции, господствовавших в определенное время у каких-либо наций и народов, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики (базиса) и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если в налоговой системе сделан акцент на косвенное и имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике.

На каждом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом. Налоги выступают необходимым звеном экономических отношений, и в силу этого во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. И все они сталкиваются с принципиальным вопросом о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения.

Врублевской О.Е. , Романовсого М.В.  сумели дать  точное  определение налогам. Итак, налог — это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. [24, с.20]

Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения.

Исследуя принципы налогообложения, названные А. Смитом, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835-1917) предлагал более подробную и усовершенствованную систему принципов. При этом он классифицировал их в четыре группы:

I. Финансовые принципы организации налогообложения:

1)достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);

2)эластичность (подвижность) обложения.  
II. Народно-хозяйственные принципы:

1)правильный выбор источников налогообложения;

2)выявление способов избавления от уплаты налогов (законные пути снижения налогового бремени).

III. Этические принципы, принципы справедливости:

1)всеобщность обложения (охват всех слоев населения обложением налогами);

2)равномерность обложения, прогрессивность (рост величины налога в зависимости от роста доходов плательщика).

IV. Административно- технические принципы налогообложения:         

1)определенность обложения;

2)удобство уплаты налогов;

3)максимальное уменьшение издержек, связанных с взиманием налогов.[3,с.40]

Принципы налогообложения, предложенные классиками экономической теории и их последователями, совершенствуются, дополняют или сокращают в соответствии с объективными обстоятельствами, складывающимися в процессе развития экономики государства и общества. Перечень наиболее востребованных в настоящее время принципов налогообложения в налоговых системах   экономически развитых странах приведён:

 






 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 — Принципы налогообложения

П р и м е ч а н и е – Источник: [14,с.78]

Налоговая система РБ строится исходя из принципов:

1. Принцип равноправия:  государство не выделяет налогоплательщиков  в зависимости от масштабов их деятельности, получаемых доходов и принадлежности к той или иной форме собственности.

2.Принцип стимулирования  зарабатывания средств: так как налогоплательщик заранее знает, какие налоги и какие у них ставки, которые он будет платить.

3. Принцип согласованности  с налоговыми системами стран  СНГ.

4. Адекватность  налоговой системы РБ налоговым  системам развитых стран.источник

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные классификационные признаки (рисунок 1.2).

Для организации  рационального управления налогообложением классификация налогов имеет большое значение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Классификационный состав налогов

П р и м е ч а н и е – Источник: [6,с.21]

Прямые налоги – налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В свою очередь они делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги. Личные налоги в мировой практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины. Косвенные налоги имеют длительную историю. В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, полуфабрикатам, готовой продукции, мощности оборудования) и универсальные. Универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота. Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Одним из классификационных  признаков налогов является их деление  на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в  единую кассу государств. Они предназначены  для общегосударственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго определенное назначение. Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются Налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и

существенно влияет на экономическое развитие страны. Именно объекты налогообложения, наряду с налоговыми ставками и льготами, находятся в сфере прямых материальных интересов налогоплательщиков, в немалой степени определяют их деловую активность.

В решении вопроса  об установлении объектов налогообложения явственно проявляется приоритет фискальной или стимулирующей функции налогов. Объектами   налогообложения признаются  обстоятельства,   с наличием  которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства. Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность (рисунок 1.3)

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги и сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль, налоги на доходы, подоходный налог с физических лиц, экологический налог, налоги за добычу (изъятие) природных ресурсов, таможенные пошлины и таможенные сборы, другие сборы.

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 




 



 


 

 

Рисунок 1.3 – Виды и субъекты налогообложения

П р и м е ч а н и е – Источник: [2,с.23]

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся: налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей.[16,c.6]

Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:

  • базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;
  • построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;
  • предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;
  • обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;
  • учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические интеграционные связи. [5,c.138]

Информация о работе Система налогооблажения