Шпаргалка по "Налогообложению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 23:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налогообложение".

Файлы: 1 файл

1-20 налоги.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность налогов как философской категории.

Налог  - категория, которая имеет  много содержательных аспектов. Философы, политики, ученые во все времена  пытались  объяснить  природу  налога.

Фома Аквинский, религиозный философ (1226-1274 гг.)  - налоги рассматривал как дозволенную форму грабежа.

Шарль Монтескье , философ и политик (1689-1755 гг). Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. 

П. Прудон, социалист-утопист (17 век) «В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве».

Вольтер - французский писатель, философ (18в)  «Уплачивать налоги –значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное».

К. Маркс, экономист, общественный деятель (19в) «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

И.И. Янжул , российский экономист, профессор  (к. 19- н.20 века)  «Налоги – это односторонние экономические пожертвования граждан, которые государство взимает законным путем с их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей».

  1. Классификация налогов  по уровню и способу взимания.

1. По способу взимания – прямые и косвенные.

Прямые –на землю, прибыль, имущество,  доход. Регулирующую функцию выполняют только прямые налоги.

Косвенные -  включаются в цену товаров и услуг. К ним относятся НДС, акцизы и пошлины.  Они подразделяются на косвенные индивидуальные  (отдельные группы товаров) и универсальные  (все товары).

Таможенные пошлины  – для обложения товаров и услуг экспортно-импортных операций.

Акцизы -  для обложения товаров при реализации монопольных функций государства.

2.  По уровню взимания, т.е. в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять налоги.

Федеральные. Элементы устанавливаются  законодательством страны.

Региональные. Элементы устанавливаются  в соответствии с законодательством  страны  законодательными органами ее субъектов.

Местные. Вводятся в соответствии с законодательством  страны  местными органами власти и поступают только в местные бюджеты.

  1. Функции налогов и их взаимосвязь.

1)Фискальная функция вытекает из природы налогов. Проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Характеризует степень покрытия расходов бюджета за счет налоговых поступлений и тяжесть налогового бремени для экономики в целом и для ее отдельных субъектов.

2)  Регулирующая - означает, что налоги активно участвуют  в перераспределении стоимости и  оказывают существенное  влияние на воспроизводство.

Спрашивается, каким образом? 

Налоги могут  стимулировать  или сдерживать его темпы, усиливать  или ослаблять накопление капитала, расширять или уменьшать платежеспособный спрос населения.

а) стимулирующая -  проявляется через механизм льготного налогообложения.  Посредством  него стимулируется  развитие  приоритетных отраслей, производство дефицитной продукции.  И, наоборот, за счет высокого налогообложения сдерживается развитие нежелательных производств.

б) воспроизводственная  - проявляется через воздействие налогов на все стадии воспроизводства.  Направлена на компенсацию  и возмещение потребляемых ресурсов посредством платы за воду, пользование природными ресурсами, а также отчислений на производство материально-сырьевой базы. 

в) социальная  -  поддерживается  социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами  отдельных групп для сглаживания неравенства.

3) Контрольная.

С помощью третьей функции оценивается эффективность налоговой системы; обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками;

устанавливаются соотношения между налоговыми  поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах; выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Взаимосвязь функций: Реализация фискальной функции  ведет к росту налоговых поступлений в бюджет. 

Это создает условия для осуществления  регулирующей функции – стимулирования  деятельности предприятий, защиту экологии и окружающей среды, предоставления  социальных гарантий гражданам. 

Налоги выражают ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных).

 

  1. Регулирующая функция налогов.

Регулирующая функция означает, что налоги активно участвуют  в перераспределении стоимости и  оказывают существенное  влияние на воспроизводство. Она проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

Стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей, а также через повышение ставок налогов. Повышение налогов, например, ограничивает развитие игорного бизнеса, повышает таможенные пошлины, приостанавливает вывоз капитала из страны и т. д.;

Воспроизводственная подфункция направлена на компенсацию  и возмещение потребляемых ресурсов посредством платы за воду, пользование природными ресурсами, а также отчислений на производство материально-сырьевой базы. 

Социальная  подфункция  поддерживает  социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами  отдельных групп для сглаживания неравенства.

  1. Предназначение  налогов как правовой категории.

Налоговые отношения регулируются нормами налогового законодательства. Это основной критерий отличия налогов от иного неналогового платежа.  Право государства на изъятие части дохода или стоимости имущества закрепляется в законе.

В  ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что «законодательство о налогах и  сборах регулирует властные  отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов».  Правовое определение налога приводится в п. 1 ст. 8  НК РФ.

Подходы правового обеспечения:

1 – расширительный. Любые изъятия  средств  относятся к налогам.

2 -  узкий. Налог используется как одна из форм фискальных платежей.

В целом все правовые способы  организации бюджетных доходов  подразделяются на три группы: налоги, квазиналоги и разовые изъятия.

 

  1. Методы налогообложения и сфера их применения.

Метод налогообложения— это порядок применения налоговой ставки, размер которой меняется в зависимости от роста налоговой базы. 4 основных метода:

1) Равный методе предполагает установление для каждого налогоплательщика равной суммы налога. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. Его платили еще в Китае в XII в. Этот метод представляет собой простой вид налогообложения, при котором не учитывается имущественное положение налогоплательщика, и поэтому в сегодняшних условиях применяется лишь в исключительных случаях.

2) Пропорциональный метод предполагает применение неизменных налоговых ставок вне зависимости от величины налоговой базы.  Направлено на ослабление налогового бремени по мере увеличения налогооблагаемых сумм. Доходы после уплаты налогов пропорциональны их уровню до уплаты налогов. Налоговая система не является ни прогрессивной, ни регрессивной. Пропорциональное налогообложение  - результат борьбы за справедливое налогообложение. Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки: 2% – федеральная составляющая и 18% – максимально возможная ставка субъектов Федерации. По НДС установлены три ставки – 18, 10 и 0%. Причем ни одна не зависит от объемов налоговой базы. С 2001 г. НДФЛ в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения по ставке 13%.

3) Прогрессивный метод – это метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Применяются два вида прогрессии: простая и сложная. Простая прогрессия в свою очередь делится на простую поразрядную и простую относительную прогрессию. При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения налоговой базы для всей ее суммы (суммы дохода или стоимости имущества). При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке. В РФ простая относительная прогрессия используется в транспортном налоге (относительно мощности двигателя автомобиля). 

4) Регрессивный метод -  метод, при котором налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. Регрессивный метод налогообложения применяется при установлении шкалы ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции. Таким образом, чем выше сумма иска, тем меньше процент пошлины. Также во многих европейских странах устанавливается регрессивная шкала налогообложения дохода предпринимателей.

 

 

 

 

7. Налоги, сборы, взносы, пошлины, платежи: сходства и различия.

В Налогом кодексе  РФ предусмотрены отличия  меду налогами и сборами. В первой части (ст.8) Налогового кодекса РФ даются определения налога и сбора.

Налог – это  индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления  денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор- это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Его уплата является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Отличительные черты налога:

1. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения.

2. Налог устанавливается  и вводится законом.

3. Налог уплачивается  на основе безвозмездности. 

4. Налог носит  принудительный характер и обычно  не имеет целевого назначения.

4.  Налоги  регламентируются нормами налогового законодательства. 

Отличительные черты неналоговых платежей:

  1. Неналоговые платежи регулируются  нормами других отраслей права.
  2. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы.
  3. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг.

 

  1. Сущность налогов как  экономической   категории.

Экономическое содержание налога – установление отношений между государством и  гражданином и (или) юридическим  лицом. Следовательно, налоги – это экономический инструмент для отчуждения собственности  организаций и физических лиц в пользу государства на условиях безэквивалентности. Почему? Налогоплательщики – отдают (подают) часть своего дохода без четких гарантий получить что-либо взамен. Государство  же налагает  на них обязательства эту подать совершать.

Особенности налога как экономической категории:

1) принудительное  изъятие части дохода или имущества  организаций и физических лиц  в бюджет и внебюджетные фонды  без притязания плательщиков на компенсацию уплаченных ими сумм со стороны государства.

2)  денежное  выражение налогов, поскольку   они выступают как основной  источник доходной части бюджетов. 

3)  косвенное  воздействие  налогов  через льготы и  санкции на производителей товаров, работ и услуг.

  1. Элементы налога и их характеристика.

Существенные  или обязательные - те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными. К ним относятся налогоплательщик; объект налога; налоговая база; налоговая ставка;  порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Факультативные. В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особенных элементов, характерных исключительно для данного налога.. К ним относятся  порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы, налоговая ставка, порядок  и  сроки уплаты налога и сбора, форма отчетности.

Дополнительные— те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. -  предмет, масштаб, единица, источник налога, налоговый оклад, получатель налога. 

  1. Налоговые ставки и их виды.

Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. Различают:

1) по форме: твердые и  долевые  (процентные, адвалорные) ставки;

2) по методам установления: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки; 3) по содержанию: законодательные , экономические, расчетные и предельные.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли (на кубометр древесины, тонну нефти и т.д.). Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогообложению"