Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:17, шпаргалка

Описание работы

На данный период времени, в соответствии со ст.18 НК РФ :
«Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени…».
Таким образом, специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.
К специальным налоговым режимам относятся:

Файлы: 1 файл

На данный период времени.docx

— 61.64 Кб (Скачать файл)

Налоги, уплачиваемые на УСН  в качестве налогового агента

  1. НДФЛ (Налоговый кодекс, глава 23)
  2. Налог на прибыль организаций
    • выплата дивидендов юридическим лицам (Налоговый кодекс, глава 25)
  3. НДС (Налоговый кодекс, ст. 161)

При УСН организации  освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ),
  • налога на имущество организаций.

 

Организации, применяющие  УСН, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего  уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся  под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

 

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСН, в  соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

 

 

При применении УСН  индивидуальные предприниматели (ИП) освобождаются  от обязанности по уплате:

налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской  деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным  пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ),

налога на имущество  физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской  деятельности).

 

ИП, применяющие  УСН, не признаются налогоплательщиками  НДС, за исключением налога на добавленную  стоимость, подлежащего уплате при  ввозе товаров на территорию РФ и  иные территории, находящиеся под  ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого  в соответствии со статьей 174.1НК РФ.

 

Иные налоги уплачиваются ИП, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах  и сборах.

12 1.1 Элементы единого налога, применяемого при упрощенной системе налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения  бухгалтерского учёта. Применение упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2. Налогового кодекса РФ.

Упрощенную систему налогообложения  могут применять организации  и индивидуальные предприниматели. Они переходят на эту систему  или возвращаются к общему режиму налогообложения добровольно: организации  и индивидуальные предприниматели  имеют право выбора между УСН  и общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством  о налогах и сборах [15, c. 78].

Упрощенную систему налогообложения  вправе применять не только организации  и индивидуальные предприниматели, которые подпадают под определение  субъектов малого предпринимательства, приведенное в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации №209-ФЗ от 24.07.2007 г.», но и все остальные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ограничений, установленных в ст. 346.12 НК РФ.

Организация имеет право перейти  на УСН, если по итогам 9 месяцев текущего года ее доходы не превысили 45 млн. рублей (без учета налога на добавленную  стоимость и налога с продаж).

УСН предусматривает особый порядок  определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой  ставки и др.), а также освобождает  от уплаты ряда налогов (абз. 2 п. 1 ст. 18, п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения (УСН) организациями и индивидуальными  предпринимателями применяется  наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или  возврат к иным режимам налогообложения  осуществляется организациями и  индивидуальными предпринимателями  добровольно в порядке, предусмотренном  ст. 346.11 НК РФ.

Организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, соответствии с п. 2 и 3 ст. 246.11 производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация может  изменять объект налогообложения ежегодно. Для этого необходимо до 20 декабря  подать заявление о применении с 1 января следующего года упрощенной системы  налогообложения с другим объектом налогообложения. В течение года организация не может менять объект налогообложения

Организация обязана сообщить в  налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения  в течение 15 дней по истечении квартала, в котором ее доход превысит установленные  ограничения.

Статьей 346.15 Налогового кодекса установлен порядок определения доходов  в целях налогообложения единым налогом.

13. 1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Налогоплательщик, который применяет  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в  порядке, предусмотренном настоящим  пунктом.

Сумма минимального налога исчисляется  за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

Минимальный налог уплачивается в  случае, если за налоговый период сумма  исчисленного в общем порядке  налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право  в следующие налоговые периоды  включить сумму разницы между  суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в  общем порядке, в расходы при  исчислении налоговой базы, в том  числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями  пункта 7 настоящей статьи.

14.  Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 настоящего Кодекса, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые  периоды в течение 10 лет, следующих  за тем налоговым периодом, в котором  получен этот убыток.

Налогоплательщик вправе перенести  на текущий налоговый период сумму  полученного в предыдущем налоговом  периоде убытка.

Убыток, не перенесенный на следующий  год, может быть перенесен целиком  или частично на любой год из последующих  девяти лет.

Если налогоплательщик получил  убытки более чем в одном налоговом  периоде, перенос таких убытков  на будущие налоговые периоды  производится в той очередности, в которой они получены.

В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации  налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке  и на условиях, которые предусмотрены  настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями  до момента реорганизации.

Налогоплательщик обязан хранить  документы, подтверждающие объем понесенного  убытка и сумму, на которую была уменьшена  налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока  использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы  налогообложения, не принимается при  переходе на иные режимы налогообложения.

 

  1. 1. Добровольный возврат 
    Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе вернуться к общему режиму налогообложения только с начала нового налогового периода (календарного года). Для этого им необходимо уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на общий режим налогообложения (пункты 3, 6 ст. 346.13 НК РФ). Например, если предприятие, применявшее упрощенную систему в 2003 г., намерено в 2004 г. перейти на общий режим налогообложения, оно должно не позднее 15 января 2004 г. уведомить налоговый орган. Это немаловажный момент, поскольку, как следует из приведенных норм НК РФ, если налогоплательщик не уведомит налоговый орган в установленный срок, то он обязан будет продолжать применять упрощенную систему до конца очередного налогового периода (в данном примере - до конца 2004 г.).  
    Форму N 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения" (приложение 4 к Приказу N ВГ-3-22/495) налогоплательщик должен направить налоговый орган по месту своего учета (месту жительства). Еще раз подчеркнем, что все формы, утвержденные данным Приказом, являются рекомендуемыми, а не обязательными, поэтому налогоплательщик вправе сообщить о своем отказе в любой письменной форме.  
     
    2. Принудительный возврат 
    Помимо возврата к общему режиму налогообложения по собственному желанию, п. 4 ст. 346.13 НК РФ предусмотрены два случая, которые можно назвать принудительным возвратом, поскольку в этих случаях налогоплательщик обязан перейти обратно на общий режим налогообложения независимо от своего желания в связи с тем, что им допущены следующие нарушения:  
    1) по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превысил 15 млн руб.;  
    2) по итогам налогового (отчетного) периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (т.е. в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, и ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н), превысила 100 млн руб.  
    При этом превышение суммы дохода над установленным ограничением является основанием для принудительного возврата независимо от того, какой объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов) был избран налогоплательщиком при переходе на упрощенную систему налогообложения.  
    ПРИМЕР. 
    Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. Объектом налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.  
    По итогам 9 месяцев 2003 г. доходы предприятия, рассчитанные нарастающим итогом с начала года, составили 16 млн руб.  
    Расходы за этот же период составили 11,5 млн руб.  
    С III квартала 2003 г. такое предприятие теряет право на применение упрощенной системы.  
    Обращаем внимание, что при определении права налогоплательщика на переход на упрощенную систему налогообложения и при определении обязанности вернуться к общему режиму до конца налогового периода (принудительный возврат) законодатель использует различные понятия дохода:  
    - при переходе к упрощенной системе оценивается величина дохода предприятия от реализации товаров (работ, услуг) за 9 месяцев текущего года;  
    - при принудительном возврате к общему режиму оценивается величина всего дохода предприятия (предпринимателя), включая внереализационный доход (в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ), полученного за истекший отчетный (налоговый) период (этот момент также подчеркнут в п. 13 Методических рекомендаций).  
    В случае принудительного возврата налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено такое превышение.  
    По итогам этого квартала квартальный авансовый платеж по единому налогу (который должен уплачиваться не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом), уплате не подлежит. Вместо этого налогоплательщик должен исчислить и уплатить за этот квартал все суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, так, как если бы он был вновь зарегистрированным налогоплательщиком (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).  
    Таким образом, налогоплательщику следует рассчитать и уплатить налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог с продаж, налог на имущество предприятий (или налог на доходы физических лиц, НДС, налог с продаж, налог на имущество, ЕСН - для индивидуальных предпринимателей) в порядке, предусмотренном соответствующим налоговым законодательством для вновь зарегистрированных предпринимателей.  
    Например, в соответствии с п. 6 ст. 286 НК РФ организации, созданные после вступления в силу главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации. Таким образом, в случае принудительного возврата к общему режиму налогообложения налогоплательщик по итогам квартала, в котором произошел возврат, должен уплатить налог на прибыль в сумме, равной соответствующей налоговой ставке процентной доле налоговой базы по налогу на прибыль, а в дальнейшем при решении вопроса о необходимости уплаты ежемесячных платежей и порядке их расчета руководствоваться правилами главы 25 НК РФ.  
    Налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения в порядке принудительного возврата, освобождается от пеней и штрафов за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение квартала, в котором произошел возврат (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).  
    Такое освобождение связано с тем, что хотя налогоплательщик и считается вернувшимся к общему режиму уже с начала квартала, в котором произошло нарушение установленных ограничений, сделать вывод о факте нарушения можно только по итогам определенного периода, когда сроки для уплаты хотя бы части установленных ежемесячных платежей уже прошли. Следовательно, налогоплательщик никак не мог уплатить такие платежи своевременно, поэтому он не должен нести за это ответственность.  
    ПРИМЕР. 
    Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. По состоянию на 1 августа 2003 г. остаточная стоимость основных средств, определяемая по данным бухгалтерского учета, составила 102 млн руб.  
    В этой связи предприятие утратило право на применение упрощенной системы налогообложения с III квартала 2003 г.  
    Поскольку предприятие в III квартале реализовывало услуги, являющиеся объектом обложения НДС, у него возникает обязанность уплатить в срок до 20 октября 2003 г. НДС в сумме, равной соответствующей налоговой ставке налоговой базы по НДС за период июль - август 2003 г. Пени и штрафы за неуплату ежемесячных платежей по НДС с данного предприятия не взыскиваются.  
    В то же время необходимо отметить, что в случае принудительного возврата налогоплательщик все же понесет ощутимые финансовые потери. Ведь в качестве плательщика единого налога он не являлся плательщиком косвенных налогов - НДС и налога с продаж, следовательно, у него не возникало обязанностей по предъявлению покупателям товаров (работ, услуг) соответствующей суммы НДС, а также суммы налога с продаж при совершении операций, являющихся объектом обложения НДС и (или) налогом с продаж. В случае принудительного возврата суммы НДС и налога с продаж за квартал, в котором произошел возврат, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке.  
    Таким образом, поскольку в период применения упрощенной системы цена реализации товаров (работ, услуг) рассчитывалась налогоплательщиком без учета косвенных налогов, ему придется уплатить эти налоги в бюджет за счет собственных средств.

 

18. Четвертая система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей установлена главой 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей».

С 1 января 2004 года единый сельскохозяйственный налог введен в действие федеральным  законом, что означает, закона субъекта Российской Федерации о введении данного налога на его территории не требуется. Напомним, что до 2004 года единый сельхозналог (далее - ЕСХН) устанавливался региональными законами.

Порядок применения специального налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями  менялся в связи с поправками, внесенными в главу 26.1 НК РФ федеральными законами.

Существенные изменения в главу 26.1 НК РФ также были внесены следующими федеральными законами:

- Федеральный закон от 3 июня 2005 года №55-ФЗ «О внесении изменений  в статью 346.9 части второй Налогового  кодекса Российской федерации»;

- Федеральный закон от 29 июня 2005 года №68-ФЗ «О внесении изменений  в главу 26.1 части второй Налогового  кодекса Российской федерации» (далее  - Федеральный закон №68-ФЗ);

- Федеральный закон от 13 марта  2006 года №39-ФЗ.

Единый сельскохозяйственный налог  действует на всей территории Российской Федерации, но переход на специальный  режим налогообложения в виде ЕСХН согласно пункту 2 статьи 346.1 НК РФ осуществляется налогоплательщиками  в добровольном, а не в принудительном порядке, как это было ранее. Следовательно, сельхозпроизводителям дано право выбора: переходить на уплату сельхозналога или платить налоги в обычном порядке.

«Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными  товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно  перейти на уплату единого сельскохозяйственного  налога в порядке, предусмотренном  настоящей главой» (пункт 2 статьи 346.1. НК РФ).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями  признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том  числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких  индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной  ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной  переработки, произведенную ими  из сельскохозяйственного сырья  собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.2 НК РФ к сельскохозяйственной продукции  относятся продукция растениеводства  сельского и лесного хозяйства  и продукция животноводства (в  том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб  и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации  в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. В настоящее  время следует руководствоваться  Общероссийским классификатором продукции  ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года №301. При этом к сельскохозяйственной продукции  не относится вылов рыбы и других водных биологических ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"