Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:05, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность и функции налогов.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз-го ведения или оперативного управ-я ден. ср-в в целях фин-го обеспечения деят-ти гос-ва и муницип. образований.

Файлы: 1 файл

Шпоры - Налоги.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и функции  налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз-го ведения или оперативного управ-я ден. ср-в в целях фин-го обеспечения деят-ти гос-ва и муницип. образований.

Под сбором поним. обязательный взнос, взимаемый с орг-ций и физ. лиц, уплата которого явл. одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоупр-я, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений

Под налогом, сбором и другим платежом понимается уплата ден. сумм в бюджет соответствующего уровня обязательных платежей предусмотренных закон-вом гос-ва. Функции налогообложения

      Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

      Выделяют четыре функции налогов:  фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

   Фискальная функция — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных,  социальных, природоохранных и других функций.

  Распределительная ф-ция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распред. ф-ция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

    Регулирующая ф-ция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

         Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

• стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных  социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

• дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов.;

• подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов. Контрольная ф-ция налогообложения означает, что гос-во  посредством  налогов  контролирует  ФХД юр. лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования ср-в. В конечном счете контр. Ф-ция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Ф-ция регул-я межбюджетных отношений означ., что с пом.налога происходит перераспред-е налоговой массы между бюджетами различных уровней ввиду определенных объективных различий в соц-эк. развитии;демографической ситуации и экономич. обстановке в различных регионов. Данная ф-ция  реал-ся через систему закрепленных и регулирующих законов.

 

2. Структура  налоговой  системы Российской Федераций. Закон Лафера.

Налоговая система РФ – это совокупность механизмов, способов и методов способствующих выполнению законодательств о налогах.

Элементы налоговой  системы:

1) перечень налогов (всего 15):

 1 федеральные – НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы с физических лиц, ЕСН, налог на наследование и дарение, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на пользование объектами биологических и водных ресурсов, государственная пошлина.

2 Налоги субъектов федерации, региональные налоги – налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

3. местные налоги – налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Федеральные налоги  существуют независимо от каких-либо актов  законодательства.

2) элементы налогов,

3) система налогового законодательства,

4) налоговые органы,

5) система перераспределения налогов,

6) налоговый контроль,

7) налоговая ответственность,

8) налоговое планирование,

       9) система принципов налогообложения.

Рис.Кривая Лаффера

Связь между ставками и  поступлениями налогов графически отображает кривая Лаффера, представлена на рис.1.1. На графике нетрудно видеть, что по мере повышения ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления вначале увеличивается до некоторого максимального уровня в точке М (максимум), а затем снижается до нуля. Причём поступления налогов  в условиях точках В  (высокий уровень ставки) и Н (низкий уровень) равны. Однако пониженная ставка в точки Н явно целесообразнее: выше экономическая активность людей, больше объем производства и занятости, выше уровень благосостояния общества. Таким образом, в долговременном плане снижение чрезмерно высоких налогов в условиях рыночной экономики может действовать весьма благотворно, поскольку оно обеспечивает стране рост инвестиций, расширение производства и трудовой занятости, а значит, увеличение доходов госбюджета, сокращение его дефицитности, ослабление инфляции.       

3. Классификация  налогов.

1.по механизму изъятия:

- прямые налоги – взимаются непосредственно с имуществом и доходов налогоплательщика (де юре и де-факто платит одно  и тоже лицо). Реальные прямые налоги, – которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого дохода плательщика (земельный налог, налог на имущество, единый налог на вмененный доход); прямые личные налоги – уплачиваются с конкретных полученных доходов (налог на прибыль, налог на доходы с физических лиц).

- косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг (де юре – производитель, де-факто – потребитель).

2.по принадлежности к уровнямвласти:

- федеральные налоги – вводятся федеральными органами власти в виде законов;

- региональные – вводятся законодательными органами субъектов федерации, которые определены налоговым кодексом;

- местные – местными органами власти.

3. по  целевой направленности:

- абстрактные  – предназначены для формирования доходной части бюджета в целом;

- целевые –  идут на конкретные расходы  государства и его субъектов  (ЕСН).

4. в  зависимости от субъектов налогоплательщиков:

- с физических  лиц,

- с юридических  лиц.

5. по  объекту налогообложения: налоги с дохода (прибыли),; налоги с имущества (собственности); платежи за использование природ.ресурсами.

7. по  полноте прав использования налоговых сумм:

- закрепленные  – идут в определенный бюджет страны;

- регулирующие  – идут в различные бюджеты (налог на прибыль).

8. По  источнику уплаты: за счет дохода; за счет выручки; за счет себестоим-ти.

9. По  способу взимания: декларационные; кадастровые; уплачиваемые источником выплаты дохода; уплачиваемые в виде авансовых платежей.

10 по  методу исчисления дохода: равные; пропорциональные; прогрессивные; регрессивные.

11. по порядку введения:

- общеобязательные  – все федеральные налоги;

- факультативные  – их введение находится в компетенции регионов или местных органов власти.

12. по срокам уплаты: срочные и периодично календарные.

13. по взаимосвязи  объекта и субъекта налогообложения: резидентские ( в которых субъект определяет объекта налогообложения. При этом гос-во распростаняет свое право налогообложения на все доходы резидента, полученные как на территории гос-ва, так и за ее пределами); территориальные (налог, в которых объект определяет субъекта.Налогообложение строится по принципу национальной принадлежности объекта налогообложения).

4. Характеристика  основных элементов налогообложения.

Элементы  налога – это составные части налога определенные законодательно и без которых налогоплательщик  имеет возможность не платить налоги или платить удобным для него способом.Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся:1)  субъект налога (юр. и физ. лица, налогоплательщики, носители налогов, резиденты и нерезиденты) налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена юридическая ответственность по уплате налога. носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог. Резидент – лицо  (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства), ведущее свою деятельность и получающее доходы на территории РФ не менее 183 дней в году, резиденты уплачивают налог на доходы, полученные как внутри страны, так и за рубежом. Нерезидент – менее 183 дней в год, он уплачивает налог на доходы, полученные только на территории страны. 2 объект налога – юр. факты, которые обуславливают обязанность субъекта уплатить налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары  и т.д.).

     предмет налога – имущество и другие, материальные и нематериальные блага с которыми закон связывает возникновение налоговых обязательств. источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

 ставка  налога - определяет величину налога на единицу налогообложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).1. по способу определения суммы налога: - Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа). - Процентные.2. по степени изменяемости: общие (НДС – 18%), пониженные (НДС – 10%), повышенные (резиденты – 24%, нерезиденты – 30%).3. по степени изменяемости налоговой базы:- Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины . - Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.( в РФ нет) - Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов. (ЕСН) 3)  масштаб налога – установленная законом характеристика изменения предмета налога.Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.4) налоговая база – количественное выражение предмета налога, которое является основой для исчисления суммы платежа. Существует 2 метода формирования налоговой базы:  кассовый -  налоговой базой признаются все суммы, полученные в конкретном периоде; накопительный – доходом признаются все суммы, право на получение, которых возникло в налоговом периоде,  независимо от того получены они или нет. Способы определения налоговой базы:- прямой – реально и документально подтверждены показатели налогоплательщика (НДС, акцизы, налог с физических лиц); - косвенный - налоговая база по сравнению с другими налогоплательщиками (единый налог на вмененный доход); - условный – с помощью вторичных признаков условной суммы дохода; - паушальный – с помощью вторичных признаков условной суммы, но не дохода.

5) налоговый  период – это срок, в течение, которого окончательно формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Отчетный  период – срок, за который уплачивается конкретный налог.

6) налоговые  льготы – для сокращения налогового платежа. Виды налоговых льгот: изъятия – направленные на освобождение отдельных предметов налогообложения. Скидки – льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Налоговые кредиты – льготы, направленные на отсрочку платежа.Налоги уплачиваются или к определенному сроку, или за определенный период. Порядок уплаты налога может быть наличным, безналичным расчетом, арест имущества. Способы уплаты налогов – по декларации, по источнику дохода, кадастровый способ.7) порядок и способы исчисления налога:- по кумулятивной и некумулятивной системе – исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода и наоборот. 8) сроки уплаты налога – к определенному сроку, в определенный период.9) порядок уплаты налога: - наличный и безналичный расчет, - арест имущества.

 

5. Принципы налогообложения.

При рассмотрении системы  принципов налогообложения  их делят на экономические, организационные и юридические.

Экономические:

1) принцип всеобщности и справедливости – означает, что каждый должен платить налоги в соответствии с получаемым доходом.

2) принцип  соразмерности –означает, что налоговая политика гос-ва должна в равной степени учитывать и интересы гос-ва и интересы налогоплательщика.  ;

 3)  принцип определенности – означает, что налогоплательщик должен заранее и четко знать сколько, когда и как платить налоги. ;

4) принцип  экономичности означает, что сумма налога должна во много раз превышать расходы по его сбору.

5). Принцип удобности - уплата налога должна производиться наиболее удобным для налогоплательщика способом.

Юридические:

1) принцип однократности - означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного и того же вида за один и тот же период только 1 раз,

2) принцип равенства налогоплательщиков – все налогоплательщики равны перед законом и государство гарантирует всем единый подход, а также что законодательство о налогах не должно иметь различий в зависимости от расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности.

3) принцип установления налогов законами –налоги должны устанавливаться представительными органами власти путем принятия соответствующего закона. ,

4) принцип отрицания обратной силы – налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика распространяет свое действие только на период с момента его принятия ,

5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе – отсутствие хотя бы одного элемента в налоговом законе позволяет налогоплательщику не уплачивать налог, либо уплачивать, только удобным для себя способом.

Организационные:

1) принцип  единства налоговой системы – налоговая система должна единообразно применяться на всей территории гос-ва и не должна препятствовать свободному перемещению товаров, денег, граждан на тер-рии гос-ва.;

2) принцип стабильности – означ., что базовые нормы налогообложения должны без изменений применяться достаточно длительный период времени;

3) принцип подвижности и элластичности – означ., что налоговое законодательство в зависимости от потребности гос-ваи ситуации в экономике могут вносить изменения и дополнения;

4) принцип множественности налогов – налоговая система должна быть представлена достаточным количеством налогов, что обеспечивает взаимозаменяемость и дополняемость налогов, а также позволяет оптимально распределять налоговую нагрузку среди налогоплательщиков ;

5). принцип ограниченного права местных налогов - означает, что местные органы власти не в праве вводить дополничельные налоги , не установленные законом..

 

6. Методы налоговой оптимизации.

Налоговая оптимизация — обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Оптимизация налогообложения  предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

Существуют три  метода сокращения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов.

Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует.

Налоговое планирование— легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета. Избежание налогов— минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам.

Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Внутренне планирование.Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на всех предприятиях.

Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства.

Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций.

Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе.

7. Налоговая ответственность. Составы налоговых правонарушений.

Налоговая ответственность  – применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов финансовых и иных санкций за нарушение налоговых правонарушений.

Налоговое правонарушение – виновное противоправное действие или бездействие, которым не исполняется или не надлежащим образом исполняется налоговые отношения.

Субъекты налоговой ответственности:

- налогоплательщики,

- кредитные организации,

- налоговые администрации.

Санкции за нарушение налогового законодательства не применяются:1.к платежам, не имеющим объекта налогообложения,2.к лицам, не достигшим 16 лет, 3.по штрафным санкциям, взимаемым на основании решения суда,4.если допущены ошибки технического характера, налогоплательщик обнаружил их и внес соответствующие суммы налогов.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.  Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.  При наличии учугубляющего обстоятельства, размер штрафа увеличивается на 100. 

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие  события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшего к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Формы вины при совершении  налогового правонарушения:1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. 2. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). 3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. 4. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

 Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: 1) Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.  2) Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. 3) Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение  правонарушения вследствие стечения  тяжелых личных или семейных  обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.

 Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

8.Система, виды  и задачи налогового контроля в РФ.

Налоговый контроль системуа действий налоговых и иных гос. органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового закон-ва. В соотв. с закон-вом нал. контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. При этом таможенные органы вправе осущ-ть контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границуРФ. Органы гос. внебюд. фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие гос. внебюджетные фонды. Существует 2 осн. критерия опред-я видов налогового контроля: первый критерий - выделение видов налогового контроля в зависимости от времени и места проведения контрольных мероприятий, второй критерий - в зависимости от элемента налогового контроля. Виды налогового контроля В теории государственного финансового контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий выделяют след. виды контроля: 1. Предварительный, проводимый до осуществления финансово-хозяйственных операций;2. Текущий, проводится в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций; 3.Последующий (ретроспективный), осуществляется после проведения и завершения финансово-хозяйственных операций. Предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение налогового законодательства, к формам предварительного контроля следует отнести постановку на налоговый учет организаций и физических лиц, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства, консультаций, выступлений в средствах массовой информации и т.д. Текущий (оперативный) - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, учета оплаченных налогов и сборов, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т.д. Последующий - проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок. Когда проводить указанные виды контроля - отражается в утвержденном плане проведения контрольных мероприятий, т.е. выделяют: а) плановый налоговый контроль б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях. В зависимости от места проведения контрольных мероприятий возможно выделить:

Камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа.Выездной налоговый контроль - проводится по месту нахождения проверяемого подконтрольного субъекта. По второму критерию определения видов налогового контроля, основывающегося на характеристике и взаимосвязях элемента налогового контроля выделим следующие виды. В зависимости от субъектов осуществляющих контрольную деятельность а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами; б) таможенными органами; в) учреждениями Пенсионного фонда; г) Фондом социального страхования; В зависимости от статуса подконтрольного субъекта: а) налоговый контроль организаций; б) частных предпринимателей; в) физических лиц В зависимости от объема контролируемой деятельности: а) комплексный налоговый контроль. б) тематический .В зависимости от объекта контроля выделим: а) налоговый контроль по определению начисленных и уплаченных налоговых обязательств различных налогов и сборов; б) налоговый контроль по использованию льгот и использовании различных систем налогообложения; в) налоговый контроль по постановке на учет и проверке основных реквизитов плательщика; г) налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной форме, кассовой дисциплины; д) налоговый контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и экспортно-импортных операций; е) налоговый контроль по проверке наличия лицензий, разрешений, патентов. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налогового контроля можно разделить еще на 2 подвида: 1. в зависимости от степени охвата предметов контроля: а) сплошной налоговый контроль - предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также исполнением иных обязанностей, предусмотренных действующим налоговым законодательством; б) выборочный - предусматривает проверки части специально отобранных документов. 2. в зависимости от источников получения сведений для налогового контроля выделим: а) документальный - основанный на изучении документально зафиксированных данных, осуществляемый путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использовании других приемов; б) фактический - основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения, осуществляемый путем проведении инвентаризации активов налогоплательщика, проведении экспертиз и т.д.; в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях проверяемых лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц. В зависимости от формы проведения контрольных мероприятий можно выделить: а) административное обслуживание, б) проведения различных видов проверок. Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины. В соответствии с определенной целью задачами налогового контроля являются:1) контроль за соблюдением налогового законодательства;2) обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;3) предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;4) наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

9. Виды налоговых  проверок и порядок оформления их результатов.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. При проведении налоговых проверок налоговые органы руководствуются Налоговым кодексом РФ с учетом внесенных изменений.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются должностными лицами налоговых органов в соответствии со ст. 100, 101 НК РФ.

Выездные налоговые  проверки должны проводиться не реже одного раза в два года.

 На основании письменного  решения руководителя или заместителя  руководителя налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, выездная налоговая проверка может не проводиться в вышеуказанный срок в случаях:

1) если налогоплательщик  своевременно представляет документы,  необходимые для исчисления и   уплаты налогов и других обязательных  платежей;

2) если последняя  проверка не выявила нарушений  налогового законодательства;

3) если увеличение  размера имущества или иного  объекта налогообложения предприятий,  учреждений, организаций документально подтверждено;

4) если отсутствуют  документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

     Выездная  налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.

Если в процессе налоговой проверки у налогоплательщика предварительно выявляются крупные доначисления налогов, то руководитель налогового органа письменно уведомляет о проводимой проверке органы налоговой полиции с целью выделения специалиста для проведения совместной проверки.

      По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Дата составления справки фиксирует дату окончания проверки, которая указывается в акте.

(Письменное  уведомление о предстоящем проведении проверки не выписывается. )

Акт выездной налоговой  проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой — вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

В соответствии со ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

 Камеральная  проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа..

Основными этапами  камеральной проверки являются: проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, проверка своевременности представления налоговой отчетности; проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверка обоснованности применения налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству; проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.

Налоговым кодексом не предусмотрено оформление результатов камеральной проверки актом.

Однако арбитражная  практика и статья 115 НХ РФ определяют, что в суд о взыскании налоговых санкций налоговые органы вправе обратиться не позднее 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Необходимость составления акта камеральной проверки следует также из общего смысла статьи 101 НК РФ “Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом»

11. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий (организаций).

Нало́г  на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. К вычетам относятся: производственные, коммерческие, транспортные издержки; проценты по задолженности; расходы на рекламу и представительство; расходы на научно-исследовательские работы;

Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам Налогоплательщики

Плательщиками налога на прибыль организаций признаются (ст. 246 НК РФ):

российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Освобождаются от обязанностей плательщика налога на прибыль организации: перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, указанным в пп. 3 и 4 статьи 284 НК); применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, указанных в пп. 3 и 4 статьи 284 НК) ; осуществляющие виды деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход (в части доходов, полученных от деятельности, попадающей под ЕНВД) занимающиеся игорным бизнесом (в части доходов, полученных от деятельности, по которой уплачивается налог на игорный бизнес) С 2008 по 2017 г. не относятся к налогоплательщикам иностранные организаторы Олимпийских и Параолимпийских игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (п. 2 ст. 246 НК РФ). Кто относится к иностранным организаторам, закреплено в ст. 3 федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ. Объектом налогообложения является прибыль, которой признаются (ст. 247 НК РФ): для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ; для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст.309 НК РФ.

По прибыли, облагаемой по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно.

Доходы, полученные в натуральной форме, включая товарообменные операции, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового (отчетного) периода. Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В зависимости  от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются в соответствии со ст. 271 (метод начисления) или ст. 273 (кассовый метод) НК РФ. Кассовый метод могут применять организации (кроме банков), у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка (без учета НДС) не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца календарного года.

Режим уплаты авансовых  платежей исходя из фактической прибыли определяется налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике на очередной налоговый период. Сумма налога по итогам налогового периода определяется исходя из налоговой базы, сформированной в целом за календарный год, и соответствующей ей ставки налога (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 274 НК РФ).

Декларацию обязаны  представлять все российские организации, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 289, ст. 246 НК РФ), причем даже те, у кого нет обязанности по уплате налога.

 

 

 

12. Упрощенная  система налогообложения субъектов малого бизнеса.

Упрощённая  система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.Налогообложение малых предприятий осуществляется по упрощенной системе налогообложения. Сущность такой системы в том, что уплата 4 налогов заменяется уплатой 1 налога.

Налоги, которые  заменяются:

- налог на  прибыль (налог на доходы физических лиц)

- НДС

- ЕСН

- налог на  имущество организаций (физических лиц).

Условия для перехода на упрощенную систему налогообложения:

  1. вся среднесписочная численность рабочих не должна превышать 100 человек.
  2. доля участия в уставном капитале юридических и физических лиц не являющихся членами данной организации не должна превышать 25%.
  3. балансовая стоимость не должна превышать100млн. руб.
  4. балансовая прибыль не должна превышать 20 млн. руб.

Ни при каких  условиях не имеют права перейти  на УСН банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, нотариусы, организации и предприниматели, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорный бизнес.

Налоговый период - 1 год. Отчетный период – 1 квартал.

Порядок исчисления налоговой базы Статьёй 346.20 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН): 6 %, если объектом налогообложения являются доходы, 15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Понятие  и основные элементы водного налога.

Водный Н - это  один из видов федер. Н. Он опред-ся в  главе 25 НК ст. 333. К категории налогопл-ков Н на водопольз-е относ.как юр., так и физ. лиц, а также индивид. предпр-лей, осущ. спец. или особое водопольз-е.К плат-кам Н на воду не относ. орг-ции и физ. лица, кот. осущ. водопольз-е на основании закл-х договоров аренды или принятых реш-й, вступивших в силу после введения в действие Водного кодекса. На 2012 год большинство налогопл-ков, эксплуат-х поверхностные водн. объекты, переходит на арендные в соотв-вии с нормами Водного кодексаРФ.Объектами налогообл-я водным Н выступают след. виды водопольз-я:- забор воды из рек, озер, морей; 
- пользование без забора воды (для целей гидроэнергетики); 
- промышленная эксплуатация акваторий;- использ-е для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Для кажд. водн. объекта налог. база опред-ся индивидуально:

  1. При заборе воды - это объем воды, забранной из объекта водопольз-я на протяж-и всего налог. периода.Водный Н платится в федер бюджет.
  2. При использ-ии акватории водн.объектов (сплав древесины в плотах и кошелях не относится к этой категории) - это площадь предоставл-го водн. пространства.
  3. При исп-ии водн. объектов без забора воды для целей гидроэнергетики - это кол-во электроэнергии, произвед. за налог. период.
  4. При исп-ии водн. объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях - это произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налог.период (в тыс. куб. м) и расстояния сплава (в км), деленного на 100.

Тариф.ставки водн. Н  уст-ся по бассейнам рек, озер, морей, а также эк. районам. При заборе воды с превыш-ем устан-х лимитов водопольз-я ставки устан-ся в 5-кратном размере в части такого превыш-я. В случае отсутствия утвержд. квартальных лимитов они опред-ся как 1/4 часть утвержд-го годового лимита. При заборе воды из водн. объектов для водоснабжения населения ставка водн. Н в 2012 году сост-ет 70 рублей за 1000 кубич.м. воды.Налог. период для Н на польз-е водой – квартал. Налог. декларацию предст-ют по местонах-ю объекта. Налогопл-ки, кот. относят к категории крупнейших, сдают налог. декларации по водн.Н в налог. орган по месту их учета. Сумму оплаты вносят не позже 20 числа мес.,наступ. по оконч. предыдущ.налог. периода.

14. Сущность и  порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС — косвенный налог, то есть надбавка к цене товара.Налогоплательщиками признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

 Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. 2) передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, 5) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

Не  подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ. Следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ: 1) важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники. 2) протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов. 3) технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов. 4) очков, линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).Медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг:- услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ; - услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; - услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

- патологоанатомические  услуги;

      - услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

- Услуг по  содержанию детей в дошкольных  учреждениях, проведению занятий  с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

Услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями.  Услуг по перевозке пассажиров. Ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении  налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех до ходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.  При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации: 1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов,2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию; 3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, 4) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве; 5) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, 6) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации: Следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки (шротов, жмыхов); хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия); крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой и т.д.Следующих товаров для детей: трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп, швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика, обуви (за исключением спортивной), дневников школьных; тетрадей для рисования; альбомов для рисования; альбомов для черчения; папок для тетрадей; обложек для учебников, дневников, тетрадей; касс цифр и букв; подгузников и т.д.

15. Сущность и порядок исчисления земельного налога.

Земельный налог  является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога  признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Объект налогообложения 1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. 2. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;4) земельные участки из состава земель лесного фонда;5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Налоговая база1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. 2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. КАДАСТРОВАЯ  СТОИМОСТЬ  ЗЕМЕЛЬНОГО  УЧАСТКА — оценка земли, используемая для целей налогообложения. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.Налоговый период. Отчетный период. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.Налоговая ставка1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. 2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.Налоговые льготы Освобождаются от налогообложения:1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; 2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; 3) религиозные организации; 4) общероссийские общественные организации, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов,; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов; 5) организации народных художественных промыслов; 6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

7) организации - резиденты  особой экономической зоны.

16. Сущность  и порядок исчисления транспортного налога.

Транспортный налог  — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.  Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.Налогоплательщиками налога  признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Не признаются налогоплательщиками  лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.Объект налогообложения1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.2. Не являются объектом налогообложения: 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; 3) промысловые морские и речные суда;4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и  грузовых перевозок; 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и  приравненная к ней служба; 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Налоговая база 1. Налоговая база определяется: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; 1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства. 2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно. Налоговый период. Отчетный период1. Налоговым периодом признается календарный год.2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. 3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

17. Сущность  и порядок исчисления налога на игорный бизнес.

Налог на игорный  бизнес — налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно с предпринимателей, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы.НалогоплательщикиНалогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения  признаются: 1) игровой стол;2) игровой автомат;3) касса тотализатора;4) касса букмекерской конторы. 2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также  обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения  считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения. 5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.

6. Налоговые органы  обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. Налоговая база

По каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.Налоговым периодом признается календарный месяц.Налоговые ставки

1. Налоговые ставки  устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой  автомат - от 1500 до 7500 рублей;3) за  одну кассу тотализатора или  одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.2. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:1) за один игровой стол - 25000 рублей;2) за один игровой автомат - 1500 рублей;3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей.

18. Сущность  и порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является федеральным налогом . Налогоплательщики:

Оргг-ции и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законно-вом РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых  по месту нахождения участка недр. Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осущ-ся на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ  на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица. Объекты налогообложения: 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ; 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах; 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения: 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ; 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке; 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК.Налоговый период: календарный месяц.

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.Порядок исчисления налога: Сумма налога по добытым полезным ископаемым, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Порядок и сроки уплаты налога:Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

19. Налог на  имущество предприятий.

Налог на имущество  организаций устанавливается и вводится настоящим Кодексом и законами субъектов РФ, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные  участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

      2) имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти.

 Налоговая  база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.  Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2, 2 %.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации  и учреждения уголовно-исполнительной  системы;

2) религиозные  организации; 

3) общероссийские  общественные организации инвалидов;

4) организации,  основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции,

5) организации  - в отношении объектов жилищного фонда;

6) организации  - в отношении объектов социально-культурной сферы;

7) организации  - в отношении ядерных установок,  используемых для научных целей;

8) организации  - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

9) организации  - в отношении железнодорожных путей общего пользования;

10) организации  - в отношении космических объектов;

11) имущество  специализированных протезно-ортопедических предприятий;

12) имущество  коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

13) имущество  государственных научных центров;

14) научные организации  Российской академии наук.

20. Сущность и  виды акцизов.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации; 

2) индивидуальные  предприниматели;

3) лица, признаваемые  налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Подакцизными  товарами признаются:

1) спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая  продукция (растворы, эмульсии, суспензии  и другие виды продукции в  жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств;

- препараты ветеринарного  назначения;

- парфюмерно-косметическая продукция;

3) алкогольная  продукция (спирт питьевой, водка,  ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1, 5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили  легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112, 5 кВт (150 л. с.);

7) автомобильный  бензин;

8) дизельное  топливо; 

9) моторные масла  для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;

10) прямогонный  бензин.

Объектом  налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация  на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров; 2) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. 3) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков 4) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При реорганизации  организации права и обязанности  по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.

Не подлежат налогообложению следующие операции:

1) передача подакцизных  товаров одним структурным подразделением  организации, для производства  других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация  организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья.

3) реализация  организациями денатурированной спиртосодержащей продукции;

4) реализация  нефтепродуктов налогоплательщиком.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Ставки  акцизов – твердые за исключением природного газа (акциз 15% при реализации внутри страны, 30% - за рубежом), выражаются в ценах.

 

10. Налог на  доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц (сокращ. НДФЛ) — явл. прямым налогом. Налогоплательщиками налога на доходы физ. лиц признаются физ. лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физ. лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, являющиеся нерезидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2) от источников в РФ - для физии. лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. К доходам от источников в Российской Федерации относятся: 1) дивиденды и проценты, полученные от российской орг-ции и иностранной орг-ции, 2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной орг-ции,3) доходы, полученные от испол-я в РФ авторских или иных смежных прав, 4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного испол-я имущества, находящегося в РФ, 5) доходы от реализации: недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале орг-ций, иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физ.лицу,6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу,7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты,8) доходы, полученные от использования любых трансп. ср-в, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные ср-ва, в связи с перевозками в РФ и (или) из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ, 9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и беспроводной связи, иных средств связи,10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ. Налоговые ставки:1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, если иное не предусмотрено настоящей статьей. 2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении следующих доходов: - стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг. - страховых выплат по договорам добровольного страхования. 3) Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. 4. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.Доходы ФЛ неподлежащие налогообложению: 1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности ,а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим закон-вом.; 2) пенсии по гос. пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим закон-вом; 3) все виды компенсационных выплат в связи с:возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;5) алименты, получаемые налогоплательщиками;6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов 8) суммы единовременной мат. помощи9) доходы, полученные от акционерных обществ или др. орга-ций:При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в ден., так и в натур. формах или право на распоряжение, которыми у него возникло. Налоговая база опред. отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов не переносится. Налоговым периодом признается календарный год.



Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"