Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Ведь для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 74.24 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Взимание налогов – одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Ведь для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.

Налоговая система Российской Федерации трехуровневая:

1. федеральные налоги и сборы;

2. региональные налоги и сборы;

3. местные налоги и сборы.

Точно также как федеральные налоги и сборы пополняют казну нашей страны, местные налоги и сборы пополняют бюджет муниципальных образований, региональные налоги и сборы обеспечивают формирование бюджет определенного субъекта.

В данной работе мы рассмотрим региональные налоги и сборы Республики Башкортостан.

Актуальность данной темы состоит в том, что правительство субъектов Российской Федерации имеет право по установлению налоговых ставок, налоговых льгот, а также основания и порядок их применения в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Это позволяет субъектам устанавливать налоговые ставки и льготы в соответствии с экономическим положением определенного региона. Если состояние экономики субъекта стабильное, то налоговые ставки могут быть установлены в минимальных размерах. Если же требуется обеспечение экономического роста, то субъект по своему усмотрению может повысить налоговые ставки или отменить ранее установленные налоговые льготы.

Целью написания курсовой работы является определение роли региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- дать понятие региональных налогов Российской Федерации;

- охарактеризовать существующие в Российской Федерации три региональных налога, такие как транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций;

- дать характеристику бюджета Республики Башкортостан и определить особенности его формирования;

- провести анализ налоговых поступлений от региональных налогов в бюджет Республики Башкортостан за 2013 год;

- выявить проблемы взимания региональных налогов и предложить пути совершенствования.

Предметом исследования является роль и значение региональных налогов Российской Федерации в формировании бюджета Республики Башкортостан.

Объектом исследования являются региональные налоги и сборы, установленные на территории Российской Федерации.

При написании курсовой работы была использована действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации и Законов Республики Башкортостан.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Понятие региональных налогов Российской Федерации

 

В пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации     приводится понятие налога. Под налогом понимается обязательный индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].

В Налоговом кодексе Российской Федерации приведены следующие три вида налогов и сборов, разделяемые по уровням бюджета:

1. Федеральные налоги и сборы (статья 13 Налогового кодекса Российской Федерации). В число этих налогов и сборов входят:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

2. Региональные налоги и сборы (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации). К ним относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

3. Местные налоги и сборы (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации). В их число входят следующие два налога:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Само понятие «региональные налоги и сборы» приведено в пункте 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

 

 

1.2 История возникновения транспортного налога

 

До 1942 года, так называемого транспортного налога не существовало, были лишь пошлины и определенные сборы за пользование дорогами и мостами.

В 1942 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» был установлен сбор с владельцев транспортных средств, к которым относились автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики, паромы, а также выездные и рабочие лошади, и некоторые другие животные, используемые в народном промысле. Интересен тот факт, что к сбору привлекались только граждане, имеющие эти «средства», и исключительно проживающие в городах, рабочих, дачных и курортных поселках.

В более поздний период порядок взимания налога с владельцев транспортных средств, регулируемый указами Президиума Верховного Совета СССР, дифференцировался на территории столиц союзных и автономных республик, краевых (областных) центров, дачных и курортных поселков, прочих населенных пунктов в зависимости от административной значимости населенного пункта.

Начиная с 1991 года в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года № 2118-1 к федеральным и территориальным налогам были отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения.

Законодательным актом, определяющим порядок формирования указанных фондов, являлся Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 года №1759-1.

Дорожный фонд Российской Федерации состоял из федерального и территориального дорожных фондов, создаваемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что до 1 января 2003 года основными источниками образования целевых средств территориальных дорожных фондов были налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения служила выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога устанавливалась в размере 1 %.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические и физические лица, имеющие транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставки устанавливались в зависимости от мощности двигателя, с каждой лошадиной силы.

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 года № 2270. Налог взимался только с предприятий и организаций, за исключением бюджетных организаций, и объектом налогообложения были не транспортные средства, а фонд оплаты труда по ставке 1 %. Средства от налога направлялись в бюджеты субъектов Российской Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Указом Президента Российской Федерации в 1997 году «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации» от 15 ноября 1997 года № 1233 транспортный налог был упразднен.

В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось с 1 января 2003 года отменить Закон о дорожных фондах в России. Однако, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ. Были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования, а именно:

- исключена ст. 5 Федерального закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах;

- в Закон о дорожных фондах в Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся уточнения формирования источников образования территориальных дорожных фондов;

- часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой главой 28 «Транспортный налог».

В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента Российской Федерации № 2270, транспортный налог, предусмотренный главой 28 Налогового кодекса России, является:

- региональным - средства от него поступают в бюджет субъектов Федерации;

- прямым - включается в расходы организации и влияет на увеличение налоговой нагрузки;

- реальным - взимается с имущества.

С вступлением в силу с 1 января 2003 года главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации на территории России был отменен налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, водно-воздушные транспортные средства исключены из объектов налогообложения, перечисленных в Законе Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 года № 2003 - 1.

Согласно новой редакции ст. 3 Закона о дорожных фондах в Российской Федерации источниками формирования территориальных дорожных фондов являются:

- поступления от транспортного налога;

- поступления от акцизов на нефтепродукты в размере 50 % доходов;

- поступления от земельного налога в размере 100 % доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации;

- поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г., по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам, пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год;

- субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемым из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства.

Средства территориальных дорожных фондов направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республики в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации или уполномоченный ими орган исполнительной власти могли разрешить использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности. Таким образом, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года транспортный налог наряду с другими налогами был источником образования территориальных дорожных фондов, т. е. являлся маркированным. С 1 января 2005 года, после отмены Закона Российской Федерации «О дорожных фондах Российской Федерации» от 18 октября 1991 года №1759 - 1, транспортный налог перешел в категорию общих налогов, формирующих доходную часть региональных бюджетов.

Информация о работе Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Башкортостан