Роль прямых налогов в региональном бюджете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 04:04, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.
Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………..... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы прямых налогов как
источника доходов регионального бюджета………………5
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов……. 5
1.2 Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы
регионального бюджета…..…………………………………………………….. 9
1.3 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов ……… 13
ГЛАВА 2. Анализ и оценка поступлений прямых
налогов в региональный бюджет .……….……………………... 17
2.1 Анализ доходов региональных бюджетов за 2008 – 2010
годы (на примере Приморского края и Камчатского края) ……………… 17
2.2 Анализ структуры прямых и косвенных налогов ….……………………20
ГЛАВА 3. Пути увеличения доходов регионального
бюджета за счет прямых налогов ……….………………………24
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы регионального
бюджета за счет прямых налогов …………………………………………….. 24
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор
увеличения доходов регионального бюджета …………………………..…... 27
Заключение .….………………………………

Файлы: 1 файл

Роль прямых налогов в регион. бюджете.docx

— 87.85 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………..... 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы прямых налогов как

 источника доходов  регионального бюджета………………5 

1.1 Социально-экономическая сущность  и понятие прямых налогов……. 5

1.2 Исторический опыт мобилизации  прямых налогов в доходы 

регионального бюджета…..……………………………………………………..  9

1.3 Нормативно-правовая база регулирования  прямых налогов    ……… 13

ГЛАВА 2. Анализ и оценка поступлений прямых

налогов в региональный бюджет .……….……………………... 17

2.1 Анализ доходов региональных бюджетов за 2008 – 2010

годы  (на примере Приморского края и Камчатского края) ……………… 17

2.2 Анализ структуры прямых и  косвенных налогов ….……………………20

ГЛАВА 3. Пути увеличения доходов регионального

бюджета за счет прямых налогов ……….………………………24

3.1 Зарубежный опыт формирования  доходной базы регионального

бюджета за счет прямых налогов …………………………………………….. 24

3.2 Совершенствование прямого налогообложения  в РФ как фактор 

увеличения  доходов регионального бюджета …………………………..…... 27

Заключение    .….………………………………………….………….......... 30

Список использованных источников ……………………….   33

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВBедение

Налоги  являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Денежные  средства, собранные посредством  налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.

 Недостаточность  средств, собранных посредством  налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов — сразу же сказываются на состоянии государства и общества в целом.

Особый  интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги в настоящее  время имеют большое значение для формирования доходной части  бюджетов всех уровней.

Россия  пошла по пути преимущественного  использования косвенного налогообложения. Однако преобладание прямых налогов  в доходах государства свидетельствует  о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных – наоборот.

Таким образом, актуальность изучения вопросов прямого  налогообложения с точки зрения теории и практики, воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в государственный бюджет определила выбор темы курсовой работы “Роль прямых налогов в формировании регионального бюджета”.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • исследование сущностных аспектов прямых налогов;
  • изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы регионального бюджета;
  • изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
  • анализ состава и структуры налоговых доходов регионального бюджета;
  • ознакомлений с зарубежным опытом формирования доходной базы регионального бюджета за счет прямых налогов.
  • совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов регионального бюджета.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе раскрываются теоретические  основы прямых налогов, а именно изучается  сущность прямых налогов, история развития и поступления по прямым налогам  на протяжении IX- XXI веков. Рассматривается нормативно-правовая база регулирования прямых налогов.

Во второй главе раскрывается и анализируется  состав доходов региональных бюджетов. Особый упор делается на динамику поступлений прямых налогов за 2008-2010 гг.

В третьей  главе рассматриваются структура  и значение прямых налогов в формировании доходной базы региональных бюджетов зарубежных государств. Изучаются направления  совершенствования прямого налогообложения  как фактора увеличения доходов  региональных бюджетов Российской Федерации.

Информационной  базой курсовой работы выступают  нормативные правовые документы, регламентирующие поступление прямых налогов в доходы региональных бюджетов РФ, учебная литература таких авторов, как А.М. Година, М.Е. Косов, О.И. Мамрукова, В.Г. Пансков, А.В. Перова, Ю.А. Петрова, Г.Б. Поляк, В.М. Пушкарева, К.В. Рудый, Е.В. Смолина, А.В. Толкушина, Д.Г. Черника и других ученых-экономистов, периодическая литература, материалы Министерства финансов РФ.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы прямых налогов как

источника доходов  регионального бюджета

 

    1.  Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов 

  

 Главным источником доходов регионального бюджета являются налоги. Средства региональных бюджетов используются как на эксплуатационные, так и инвестиционные затраты.

Налог как  основная форма доходов государства  присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

В широком  смысле под налогом понимается взимаемый  на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.1

Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Исторически в зависимости от основания, заложенного  в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные.

К первым относятся налоги на собственность  или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным  плательщиком которых является потребитель  товара, оплачивая надбавку к цене.

Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном – косвенные.

 В налоговых законодательствах развитых стран классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные была сохранена. В Российской Федерации она введена налоговой реформой 1991 года.                                     В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные производится на основе принципа переложения налогов. Соотношение прямых и косвенных налогов в различных странах зависит от уровня их экономического развития. В налоговых системах развитых стран преобладающее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой доминирующее положение занимают косвенные налоги.

Одним из достоинств прямых налогов, по сравнению  с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию, тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям.

Так же к  достоинствам прямого налогообложения  относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.

Как ранее  отмечалось, в настоящее время  прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.

Основные  преимущества прямого налогообложения  состоят в следующем:

  1. Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет;
  2. Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.);
  3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы;

Такой принцип  налогообложения большинством экономистов  мира считается наиболее справедливым.

Однако  следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные — прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Контрольные — контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские — прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

4. Бюджетные — прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Также к  недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

В зависимости от объекта обложения  различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог  с наследств и дарений и  др.

Социально-экономическая  сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени  присущие прямым налогам.

Одна  из основных функций — фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и  местного самоуправления финансовыми ресурсами.2

Регулирующая  функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов — физических и юридических лиц.

При использовании налоговых льгот  для смягчения социального неравенства проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе.

Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус.

 Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов неразрывно связаны  друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности.

Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

Итак, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги на собственность или доход; к косвенным – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене.  

    1. Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы регионального бюджета

 

История налогообложения является неотъемлемой частью истории Российского государства. Нужда в налогах возникает с момента образования государства, ибо без финансового обеспечения оно не может функционировать. Постепенно функции государства расширяются и усложняются, возникает потребность в увеличении налогов, в создании и постепенном совершенствовании налоговой системы.

Информация о работе Роль прямых налогов в региональном бюджете