Роль НДФЛ в системе налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:18, доклад

Описание работы

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет области и является одним из основных источников дохода. Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Файлы: 1 файл

налоги НДФЛ.docx

— 18.17 Кб (Скачать файл)

Роль НДФЛ в системе налогообложения в  РФ.

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в  бюджет области и является одним  из основных источников дохода.

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ", ведь теперь каждое муниципальное образование  заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Доля НДФЛ в бюджете страны напрямую зависит от уровня развития экономики  в целом. В развитых государствах данный налог составляет наиболее значимую часть доходов страны. Например, в Великобритании, Швеции и Швейцарии  его доля в бюджете достигает 40 %, а в бюджете США — 60 %. Удельный вес поступлений по НДФЛ в бюджете РФ в 2011 году составил 21 %, что на 2 % ниже в сравнении с 2010 годом В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже

Так как НДФЛ напрямую связан с потреблением, то он либо стимулирует  потребление, либо сокращает его. Вот  почему основная проблема подоходного налогообложения — достижение наиболее оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости данного налога. То есть, необходимо установление таких ставок налога, которые обеспечили бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков.

Налог на доходы физических лиц играет огромнейшую социальную роль, так как затрагивает интересы более чем 75 миллионов человек экономически активного населения нашей страны.

В РФ на протяжении нескольких лет обсуждается вопрос введения прогрессивной шкалы по НДФЛ. При  введении прогрессивной шкалы, налоговые  поступления должны увеличиться  в 10 раз, и причем основная часть выплат должна совершаться наиболее обеспеченной частью населения. Исходя из этого, можно сказать, что введение прогрессивной шкалы по НДФЛ, прежде всего, ориентировано на достижение социальной справедливости, относительного уравнивания социального блага в обществе. Но в силу ряда причин, таких как неподготовленность налоговых органов, устарелого уголовного законодательства по налоговым преступлениям, отсутствия политической воли и ряд других проблем пока не позволят провести данную реформу в области подоходного налогообложения. Для столь коренных изменений нужна определенная база, выработанная государством. Не удастся провести нововведения формальным внесением поправки в Налоговый Кодекс, в противном случае последствия будут негативными.

Сегодня подоходный налог  зачисляется в региональные бюджеты, однако субъекты федерации очень  сильно различаются по уровню доходов  на душу населения. Если ничего не менять в системе налогообложения, а просто ввести прогрессивную ставку, то, скорее всего, возрастут доходы богатых регионов. Следует отметить и то, что налог зачисляется не по месту жительства, а по месту работы, поэтому от введения прогрессивной шкалы еще больше выиграют столицы и крупные города, что усилит межрегиональную напряженность.

Приоритетами Правительства  РФ в перспективе на 2013—2015 года в области налоговой политики остаются создание наиболее эффективной налоговой системы, и сохранение сложившегося в настоящий момент налогового бремени. В РФ налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий расширения экономической деятельности страны и перехода экономики РФ на инновационный путь развития, также на дальнейшее снижение масштабов уклонения налогоплательщиков от налогообложения.

Так же следует продолжить увеличение размеров налоговых вычетов  при исчислении подоходного налога для улучшения демографической  ситуации в нашей стране.

НДФЛ широко озвучивается в главе 23 НК РФ. Важно и то, что НДФЛ имеет статус федерального налога. Налоговый кодекс РФ четко разграничивает разные виды доходов получаемые физическими лицами, и устанавливает особенности исчисления, взимания и уплаты налога с этих доходов граждан.

Подводя итог, хотелось бы сделать  акцент на значимости НДФЛ в бюджете  каждого субъекта РФ, и соответственно в бюджете РФ в целом, так как  доля данного налога является наиболее весомой по сравнению с другими  налоговыми поступлениями. При низком уровне дохода населения страны главным  источником обложения является заработная плата работников, а размеры поступлений  других видов доходов труднее  оценить потому, что не создано  более четкой правовой базы. Так  же, требуется определенное время  для того, чтобы удержания с  этих видов доходов стали более  эффективными налоговыми рычагами. Практически  невозможно рассчитать и обложить налогом  условный доход, который получают налогоплательщики от использования собственной квартиры или, например, автомобиля. Вследствие чего, налог на доходы физических лиц является не единственным налогом с граждан, он дополняется другими налогами, к примеру земельным, налогом на имущество, и так далее. Но в то же время, является наиболее важной составляющей и неотъемлемой частью, как бюджета нашего округа, так и бюджета страны в целом.

Вместе с тем, в сегодняшних  российских условиях подоходный налог  с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились  в общей сумме всех доходов  бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений  в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную  стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется  следующими причинами.

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог, в основном, уплачивается в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете РФ поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

При рассмотрении роли налогов в  формировании доходов бюджетов различных  уровней прежде всего целесообразно классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОУ ВПО “ СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ХМАО-ЮГРЫ”

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: “Роль НДФЛ в системе налогообложения РФ ”

 

 

 

 

  Выполнила: Кадракова Л.Ф.

  Студентка 3 курса

  Факультета экономики

  Кафедра НиН

  Группы 21-14

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

                                               Сургут 2013г.

 


Информация о работе Роль НДФЛ в системе налогообложения в РФ