Роль налогов в формировании доходов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Опыт налоговой системы в России говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и сущность налогов
1.1 Роль налогов в доходах государств
1.2 Становление института налогов в государствах
1.3 Роль и значение налогов в экономике современной России
2 Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2012-2014 год
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 год
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 117.13 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Опыт налоговой  системы в России говорит о  том, что только законодательная  форма дает оптимальную возможность  обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность. Так как налоговые реформы, в  сущности, продолжаются и по сей  день, данная тема остаётся актуальной и сегодня, когда и сама правовая система России начинает стабилизироваться.

Цель данной работы является: рассмотрение теоретической  основы понятия и сущности налогов, а также роль налогов в формировании бюджетов государства.

Главные задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы налогов;
  2. Рассмотреть роль налогов в формировании бюджетов государства на примере РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность  налогов

1.1 Роль налогов в доходах государств

Налоги важнейшая  форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета  и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета  обеспечивают финансирование всей структуры  и его расходных статей. Роль налогов  в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

а) налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

б) отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

в) конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

г) отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений.

 В настоящее  время, аккумулируя налоги в  бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни. Поэтому при определении  экономической природы налога  важнейшим критерием являются  его сущность, принадлежность к  финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями,  складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Данные отношения объективно  обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. [2]

С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Как известно, налоги выполняют две главные функции: фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества. Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

 а) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

в) местных бюджетов. [1]

В России в  настоящее время в структуре  доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины – неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества. Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса. Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами. В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

Сегодня на территории РФ также предусмотрена  трехуровневая система распределения  налогов:

1) федеральные  налоги и сборы;

2) налоги  и сборы субъектов Федерации;

3) местные  налоги и сборы.

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых  составляет более 93%.Необходимость  сохранения объема доходов бюджетной  системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию  работы по дальнейшему выявлению  и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит  задача дальнейшего увеличения поступлений  в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение  экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых  доходов, снижение налогового бремени. Крепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением в чем и достигается совершенствование налоговых доходов .Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости. [7]

1.2 Становление института налогов в государствах

Налоги появились  в далеком прошлом и на протяжении тысячелетий представляли собой сборы, шедшие божеству (храму, священникам) и императору, королю, монарху. Формы сбора и обозначения налога различались между собой: подать, дань, сбор, пошлина, десятина. [16]

На ранней стадии общественного развития, когда  еще не возникли государства, как  таковые, а существовали ранние формы  государственной организации общества (управляемые олигархиями города-государства  в греческом мире и на Аппенинском полуострове, а также теократическими династиями в Египте и Передней Азии), типичной формой сбора было жертвоприношение властителю или богу. Принесение дара по обету или дара в поклонение на добровольной основе, в конечном счете, трансформировалось в налог в таких древних теократических государствах, как Египет, Библейские Иудея и Самария. В этих ранних государствах разграничительная черта между жертвоприношением и налогом была размыта. Основной критериальный признак определения налога состоял в следующем: является ли сбор инструментом общественного принуждения и поступает ли его уплата в какой-либо общественный институт, обладающий качествами государства.

В городах  – государствах (Рим, Афины, Спарта, Фивы и др.) услуги государству оказывались  в форме личного участия знатных  граждан в общественных делах, а  само государство функционировало  в результате их совместных действий. Тогда государство еще не управлялось  оплачиваемыми чиновниками, а государственные должности были почетными и избранные на эти должности лица для выполнения общественных дел (res publica) использовали часть собственных средств и имущества. Строительство общественных зданий и зрелищных мест, дорог и мостов осуществлялось силами граждан (управляющих) с использованием рабского труда. Поскольку общественное самоуправление нуждалось в сравнительно небольших средствах, то своих граждан налогами не облагали. Прямые денежные сборы в форме дани взимались с побежденных, либо попавших в зависимость народов. Косвенные налоги в виде пошлин и разных сборов уплачивали иноземные купцы и торговцы в расчете на ввозимые, складируемые и предлагаемые к продаже товары. [14]

Победоносное  шествие налога, происходившее по мере формирования и развития государства в странах Европы не могли остановить ни Крестьянская война 1525 г., ни иные бунты против налогового бремени. Налог, который еще в XV и начале XVI века взимался в исключительных случаях как нерегулярный взнос (зачастую для укрепления армии) постепенно к XVII столетию – превратился в регулярно осуществляемый платеж в казну.

Следует отметить, что, несмотря на это, вплоть до начала XIX века налоги играли незначительную роль в формировании доходов государства, более того к ним прибегали в исключительных случаях не только в древние, но и в средние века. Наиболее распространенный и взимавшийся в средневековье в различных формах налог назывался «aide» означавший по-французски «помощь», «stiura» – по-немецки «поддержка». Поэтому средневековые поздние государства нельзя было называть налоговыми, каковым можно считать только такое государство, деятельность которого финансируется в значительной мере (более чем наполовину) за счет налоговых поступлений государственного бюджета. [15]

В. Пушкарева  в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется  теми или иными признаками и особенностями. [6]

Первый период налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразрывностью и случайным характером. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов, для денежного содержания государства.

В IV - III веках до н.э., развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства. [4]

Второй период развития налогообложения конец  XVII – начало XVIII вв. характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Третий период развития налогообложения начал  свою историю с XIX века и отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Доля налоговых  поступлений в доходах государства  накануне первой мировой войны (1913 г.) в европейских странах перевалила за 80% (Германия – 80,3%, Англия – 83,1%, Франция – 84,2%), но в Российской империи оставалась на уровне 35,5%, благодаря доходам от казенной винной монополии и казенных железных дорог. При этом уровень налогового бремени, исчисляемый как отношение суммы налоговых поступлений к национальному доходу, в Германии составлял 11,9%:, в Англии – 11,5%, во Франции – 13,8%., а в США – 6,4%. В Российской империи этот показатель равнялся 11% процентам [15].

Как показывает вышеприведенный экскурс в историю  налогов, возникновение налогообложения  было вызвано появлением государства  и государственного аппарата. С появлением на земле первых государственных  образований возникла необходимость  в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые  разные формы извлечения средств: обложения  собственного и покоренного народов  непосильной данью (экономическое  закабаление); контрибуции; домены; регалии  и т.д. самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на стороне защиты интересов  общества, являлась дань, размер которой  в разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости  от политической и социально-экономической  ситуации, складывающейся в обществе. [13]

Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и  постоянным источником финансового  и материального обеспечения  государства.

Без налогов  не существует ни одного общества, будь то родовое или цивилизованное общество XXI века. Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование.[9]

1.3 Роль и значение налогов в экономике современной России

Бюджетный федерализм — это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

Когда говорят  о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении  и перераспределении расходов и  доходов на основе сочетания централизма  и децентрализации. В идеале такая  модель предполагает самостоятельность  региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным  центром доминирующего положения  в решении узловых вопросов финансового  обеспечения деятельности государства.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении  бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

1) разграничение  доходных (налоговых) полномочий;

2) разграничение  расходных полномочий;

3) выравнивание  бюджетов.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать  объему расходных полномочий, закрепленному  за данным уровнем государственной  власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между  расходными полномочиями и доходными  возможностями существует разрыв. В  результате возникает «вертикальный  дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный  финансовый дисбаланс», обусловленный  неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. [6]

Информация о работе Роль налогов в формировании доходов государства