Роль федеральных налогов в формировании регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании региональных бюджетов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понять структуру налоговой системы РФ и установить понятие налогового федерализма
Изучить нормативно-правовое регулирование федеральных налогов
Выявить основные направления налоговой политики РФ

Файлы: 1 файл

Роль федеральных налогов в формировании регионального бюджета.docx

— 173.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

                                                                                                                                                   С.

 

 

Введение

Главную, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, так как одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. В связи с отменой большинства региональных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных бюджетов, по причине того, что доля региональных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

Тема курсовой работы разработана достаточно, т.к имеется множество работ известных авторов, занимающихся исследованием в области федеральных налогов и  их распределения в региональные бюджеты.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с функционированием федерального и регионального бюджета Российской Федерации.

 Объект исследования – федеральные налоги и их роль в формировании бюджетов, а также основные направления налоговой политики РФ в области федеральных налогов.

Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании региональных бюджетов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Понять структуру налоговой системы РФ и установить понятие налогового федерализма
  • Изучить нормативно-правовое регулирование федеральных налогов
  • Выявить основные направления налоговой политики РФ
  • Проанализировать динамику поступлений федеральных налогов в региональные бюджеты
  • Дать рекомендации по совершенствованию налоговой политики РФ

В курсовой работе использован имперический, графический сравнительный методы, а также анализ и синтез теоретических данных.

При написании курсовой работы были использованы теоретические источники таких авторов как Афанасьев С.Г., Варакса Н.Г., Врубленская О.В., Дмитриева Н.Г., Майбуров И.А., Пансков В.Г., а также нормативно-правовая база.

 

 

Глава 1 Основные направления налоговой политики государства в отношении федеральных налогов

1.1 Структура  налоговой системы РФ, понятие  налогового федерализма

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Различают следующие элементы налоговой системы:

  • совокупность налогов и сборов;
  • налоговое законодательство;
  • формы осуществления налогового контроля;
  • принципы построения налоговой системы.

Состав и структура налоговой системы должны быть предопределены возможностями реальной экономики, они должны стимулировать экономический рост.

Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации». Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные, половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.1

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль. Но по мере углубления рыночных преобразований присущие налоговой системе недостатки стали более заметными, и установленная налоговая система из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

Основные недостатки структуры налогообложения заключались в том, что была огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот и многочисленных лазеек для сокрытия доходов. Все это способствовало развитию «теневой» экономики. Налоговая система нуждалась в совершенствовании. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. С принятием в 1998 г. ч. I Налогового кодекса РФ был осуществлен первой этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения. Замена Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» Налоговым кодексом РФ отнюдь не означала коренной ломки системы, поскольку нельзя отбросить мировой опыт, на котором базируются разработки российских налогов. Адекватность налогов России налогам других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, во избежание двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала для создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов.

Первая часть Налогового кодекса не решила всех проблем, связанных с совершенствованием налоговой системы, поэтому была продолжена работа над второй специальной частью Налогового кодекса, которая была принята Федеральным законом Российской Федерации от 05.08.2000 г. №118-ФЗ. Налоговому кодексу предстояло создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившиеся противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот и т.д. Вторая часть Налогового кодекса РФ разрешила проблемы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В настоящее время продолжается формирование новой налоговой системы. После принятия всех глав Налоговый кодекс станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Единая налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных Налоговым кодексом РФ:

— каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства и справедливости;

— налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

— налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

— не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации;

— федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом РФ;

— региональные — Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах;

— местные — Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

— при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Налоговая система России строится по территориальному принципу и имеет три уровня зависимости от уровня установления и изъятия налогов: федеральный (на уровне России), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей) и местный (на уровне городов и районов).2

Структура налоговой системы представлена на следующем рисунке.

Рис. 1. Налоговая система РФ

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.3

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая система состоит из таких систем как налогоплательщик и налоговый агент, система органов управления, налогов, сборов, органов, взимающих налоги и контролирующих органов. Федеративное устройство страны требует установления налогового федерализма, созданного для законодательного установления равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней регулирования.

1.2 Нормативно-правовое регулирование федеральных налогов в РФ

Налоговая система — является наиболее сильным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии, развития приоритетных отраслей экономики.

Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги и сборы.

Существует 8 видов федеральных налогов и сборов. Рассмотрим нормативно-правовое регулирование каждого из них.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работы, услуги), которая оплачивается конечным потребителем. В доходной части российского бюджета НДС составляет более 40%, т.е. формирует большую часть бюджета.

НДС — один из наиболее «старых» налогов. В России он был введен в 1991 г. и всегда вызывал множество споров. Хотя прошло более 10 лет с момента его установления, он остается наиболее сложным налогом как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Налог взимается в бюджет методом частичных платежей: на каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог, подлежащий уплате, равен разнице между налогом, взимаемым при продаже, и налогом, принятым к зачету при покупке. Порядок расчета и уплаты НДС регламентируется гл. 21 НК РФ.4

Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.

В РФ плательщиками налога на прибыль являются (п. 1 ст. 246 НК РФ):

– российские организации;

– иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Ставка по налогу на прибыль равна – 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% – в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Прибыль определяется как сумма доходов, уменьшенная на величину расходов (ст. 247 НК РФ). Все доходы организации делятся на облагаемые и необлагаемые налогом на прибыль. Перечень последних содержится в статье 251 НК РФ и является закрытым. Все доходы, которые там не упомянуты, автоматически облагаются налогом на прибыль.

Затраты также подразделяются на расходы, которые уменьшают и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Формально перечень расходов, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, перечислен в статье 270 НК РФ. Однако это не означает, что все иные затраты автоматически уменьшают налогооблагаемую прибыль.5

Акцизы — одна из древнейших форм косвенного налогообложения. акцизы устанавливаются в целях изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий.

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета. Акцизы устанавливаются также на импортные товары в целях защиты национального потребительского рынка. Это происходит рамках реализации регулирующей функции налогов.

Акцизы — федеральный косвенный налог, выступающий в форме надбавки к цене товаров, возникающий и уплачиваемый только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ, поскольку плательщиками акцизов в данном случае выступают организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей перепродажи.

К подакцизным товарам относятся, в частности, этиловый спирт, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили, бензин. С 1 января 2004 г. отменен акциз на природный газ.

Информация о работе Роль федеральных налогов в формировании регионального бюджета