Региональные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить понятие и виды региональных налогов и определить их значение для бюджета субъекта РФ. Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие и функции налогов; 2) Изучить классификацию налогов;
3) Рассмотреть понятие региональных налогов;
4) Охарактеризовать виды региональных налогов;
5) Рассмотреть влияние региональных налогов на доходы бюджета субъекта РФ на примере Курской области;
6) Рассмотреть направления повышения самостоятельности региональных бюджетов за счет налоговых доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность налогов…………………………………………….5
1.1 Понятие и функции налогов………………………………………….5
1.2 Классификация налогов………………………………………………..8
2. Региональные налоги: понятие и характеристика…………………………..12
2.1 Понятие региональных налогов……………………………………..12
2.2 Налог на имущество организаций…………………………………...13
2.3 Транспортный налог………………………………………………….18
2.4 Налог на игорный бизнес…………………………………………….21
3. Роль региональных налогов в формировании бюджета субъекта РФ……25
3.1 Проблемы региональных налогов и их роль в формировании доходов бюджета субъекта РФ…………………………………………………25
3.2 Политика государства в сфере повышения самостоятельности региональных бюджетов……………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

regionalnye_nalogi.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Экономическая сущность  налогов…………………………………………….5

1.1 Понятие  и функции  налогов………………………………………….5

1.2 Классификация налогов………………………………………………..8

2. Региональные налоги: понятие и характеристика…………………………..12

2.1 Понятие  региональных налогов……………………………………..12

2.2 Налог на имущество  организаций…………………………………...13

2.3 Транспортный налог………………………………………………….18

2.4 Налог на игорный  бизнес…………………………………………….21

3. Роль региональных  налогов в формировании  бюджета субъекта РФ……25

3.1 Проблемы региональных налогов   и их роль в формировании  доходов бюджета субъекта РФ…………………………………………………25

3.2 Политика государства в сфере  повышения самостоятельности региональных  бюджетов……………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованных источников…………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

С переходом Российской Федерации  от централизованной к рыночной экономике  изменились условия формирования и  исполнения бюджетов различных уровней и возросла роль территориальных бюджетов. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы РФ. Бюджеты ряда регионов России являются дотационными и зависимыми от федеральной поддержки. Поэтому проблема увеличения доходной части бюджетов, существенная часть которых приходится на налоговые поступления, является актуальной.

В силу действия объективных экономических  законов рыночной организации производства, распределения, обмена и потребления оно должно опираться на рычаги рыночного регулирования и стимулирования экономического и социального развития, среди которых налоги занимают одно из преимущественных направлений регулирования отношений налогоплательщиков с государством и регионом.

Налоговое регулирование экономики  федеративного государства предполагает ту или иную степень развития бюджетно-налогового федерализма. Чем выше уровень развития экономики страны, чем больше автономия  регионов в составе Федерации, тем существеннее роль региональных налогов в регулировании социально-экономических процессов в субъектах Федерации.

Цель исследования – изучить  понятие и виды региональных налогов  и определить  их значение для  бюджета субъекта  РФ.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятие и функции налогов;
  2. Изучить классификацию налогов;
  3. Рассмотреть понятие региональных налогов;
  4. Охарактеризовать виды региональных налогов;
  5. Рассмотреть влияние региональных налогов на доходы  бюджета субъекта РФ на примере Курской области;
  6. Рассмотреть  направления  повышения самостоятельности региональных бюджетов за счет налоговых доходов.

Объект исследования  - Региональные налоги.

Предмет исследования – виды региональных налогов и их роль в формировании бюджета субъекта РФ.

Значительный вклад в современную  теорию и практику налогообложения  внесли отечественные ученые-экономисты: И.М.Александров, А.В.Брызгалин, В.Г.Князев, О.Г.Лапина, В.Г.Пансков, Д.Г.Черник, С.Д.Шаталов, Т.Ф.Юткина.

Многие принципиальные положения, связанные с оценкой налогового потенциала, разработаны зарубежными  специалистами, такими как Барро, Стефан М.,Бирд, Ричард М., Энид Слэк, Компсон, Джон Навратил, Куршэн, Смарт.

В то же время многие аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в основном на уровне федерального бюджета.

Информационной базой исследования послужили  монографии и публикации отечественных авторов, таких как Бабич A.M., Гридина А. В., Дуканич Л.В, Карасев М, Кучеров И.И, Лушина, С.И, Пансков В.Г. , Феоктистова Т.П.

В работе использовались методы анализа, сравнения и сопоставления.

Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность налогов

 

1.1 Понятие   и функции налогов

 

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [19].

Характерные черты налога как платежа  исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

- обязательность;

- индивидуальная безвозмездность;

- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

- направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора  как взноса являются:

- обязательность;

- одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

 

Налоговый кодекс РФ называет следующие  сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования  объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Налоги используются для регулирования  поведения экономических агентов  побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности [2].

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность  получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как  доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах [8].

Как следует из определения, под  налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Рассмотрим функции  налогов. Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории [18].

В современных условиях налоги выполняют  две основные функции:

- фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

- регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы) [19].

Степень реализации функций налогов  зависит от того, каким набором  экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они  представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется  налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования  государство побуждает экономических  агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении  их деятельности (налоги повышаются).

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя . С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить  предложение труда, предпочитая  иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение  труда, почувствовав себя беднее и решив  компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что  введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и  к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

 

 

1.2 Классификация налогов

 

Различные налоги неодинаково действуют  на отдельные группы экономических  агентов, кроме того, они по-разному  взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов [8]:

Виды налогов по объекту:

- прямые;

- косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно  с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

- центральные;

- местные.

В России существует трехуровневая  система:

- федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

- маркированные;

- немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Информация о работе Региональные налоги