Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:25, дипломная работа
Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 7
1.1 Исторические этапы развития региональных налогов. 7
1.2 Действующий порядок исчисления региональных налогов 13
2 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. 29
2.1 Социально-экономическое положение Республики Алтай. 29
2.2 Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай. 38
2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай. 51
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Федеральное агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И
Институт Экономики, Учета и Статистики
Кафедра Финансов
К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой
______________ (М.Ю. Савельева)
«___»_______________2010 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности высшего профессионального образования
080107
(шифр)
Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай
Исполнитель,
студент(ка) гр. 5046 _______________________ (У.Е. Алушкина)
Руководитель ________________________ (Н.М.Дементьева)
Новосибирск 2010
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный университет
Экономики и управления –"НИНХ"
Кафедра финансов
ЗАДАНИЕ
на дипломную работу
по (направлению / специальности) высшего профессионального образования
080107 «Налоги и налогообложение»
на тему: Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай.
Студентке гр. 5046 Алушкиной Урсуле Евгеньевне
Цель и задачи работы:
План работы и сроки ее выполнения:
Глава 1. Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Алтай- к 25 марта 2010г.
Глава 2. Особенности взимания региональных налогов в Республике Алтай- к 25 апреля 2010г.
Глава 3. Необходимость повышения роли региональных налогов - к 25 мая 2010г.
Чистовой вариант работы – к 15 июня 2010г.
Научный руководитель, к.э.н.,
профессор кафедры финансов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Федеративное устройство России определяет необходимость формирования бюджетов субъектов, которые представляют самостоятельное звено в бюджетной системе государства. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. За счет финансовой помощи (трансфертов) из федерального бюджета Республика Алтай осуществляет финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды.
При этом круг
финансируемых мероприятий за
счет средств региона
Особенностью всех региональных налогов является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.
Таким образом, крайне актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных бюджетов посредством повышения роли региональных налогов, призванных обеспечить самостоятельное функционирование регионов.
Объектом дипломной работы выступают региональные налоги.
Предметом является процесс установления, исчисления и взимания региональных налогов на территории Республики Алтай.
Цель дипломной работы заключается в исследовании роли региональных налогов в социально-экономическом развитии Республики Алтай.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:
Главный метод, использующийся в работе - сравнительный, т. к. происходит сопоставление данных за 2007, 2008, 2009 года.
При написании дипломной работы изучены законодательные акты Российской Федерации, Республики Алтай, Налоговый и Бюджетный Кодексы. Также использованы периодические издания такие как «Налоговая политика и практика», «Финансы», «Региональная экономика: теория и практика», специальная литература Худякова К.Е., Романовского М.В., Милякова Н.В., Панковского В.Г.
Дипломная работа состоит из введения, параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, поставленные цели и задачи, определяется объект исследования. В первой главе изложена сущность и роль региональных налогов, их развитие и действующий порядок их исчисления и взимания. Во второй главе анализируется социально-экономическое положение Республики Алтай, дается характеристика основным направлениям развития. В ней же изложены особенности взимания региональных налогов в Республике Алтай. В третьей главе предлагаются меры по улучшению администрирования региональных налогов, по расширению их перечня, рассмотрены проекты законов, предполагающих реформирование региональных и местных налогов. В заключении делаются выводы по данной теме дипломной работы.
Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям - все более и более очевидным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих моментов налоговой системы. В результате сложившаяся в Российской Федерации к концу 90-х годов налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.
Огромная налоговая
нагрузка на законопослушных
В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.
Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.
При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса были приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.
В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.
По остальным налогам до 2003 г. продолжали действовать соответствующие законы, определяющие порядок и условия их исчисления и уплаты.
После принятия
остальных глав второй части Налогового
кодекса в январе 2006 года он становится
единым, взаимосвязанным и комплексным
документом, учитывающим всю систему
налоговых отношений в
Следует отметить, что права по установлению и взиманию налоговых платежей уже были четко разграничены между различными уровнями власти – федеральным, региональным (республики в составе РФ, края, области) и местным (муниципальные образования – в основном отдельные города и районы) в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Таким образом, каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. В соответствии с этим все налоги и сборы были разделены на 3 группы: федеральные, региональные и местные. Это разделение действует и в настоящее время.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
До введения Налогового кодекса РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Кроме того, органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК в России насчитывалось немало наименований и видов региональных и местных налогов.
Введение в Налоговый кодекс положения, устанавливающего по существу закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение для сохранения единства налоговой системы. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
Необходимость региональных
налогов как части налоговой
системы России обусловлена, прежде всего, территориально-