Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 7
1.1 Исторические этапы развития региональных налогов. 7
1.2 Действующий порядок исчисления региональных налогов 13
2 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. 29
2.1 Социально-экономическое положение Республики Алтай. 29
2.2 Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай. 38
2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай. 51
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

 

Институт Экономики, Учета  и Статистики

Кафедра Финансов

К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

        ______________ (М.Ю. Савельева)

«___»_______________2010 г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности высшего  профессионального образования

080107                                 Налоги и налогообложение

  (шифр)                                                  (название специальности)  

 

Региональные  налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай

 

 

 

Исполнитель,

студент(ка) гр. 5046    _______________________        (У.Е. Алушкина)

                                                                                 (подпись, дата)

Руководитель               ________________________      (Н.М.Дементьева)

                                                                                 (подпись, дата)

 

 

 

Новосибирск 2010

Федеральное агентство  по образованию

 

Новосибирский  государственный  университет

Экономики и управления –"НИНХ"

 

 

Кафедра финансов

ЗАДАНИЕ

на  дипломную  работу

 

   по (направлению / специальности) высшего  профессионального образования

                              080107         «Налоги и налогообложение»

         

на тему: Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай.

 

 

Студентке гр. 5046 Алушкиной Урсуле Евгеньевне

 

Цель и задачи работы:

 

План работы и сроки ее выполнения:

Глава 1. Роль региональных налогов в экономическом развитии Республики Алтай- к 25 марта 2010г.

Глава 2. Особенности взимания региональных налогов в Республике Алтай- к 25 апреля 2010г.

 

Глава 3. Необходимость повышения роли региональных налогов - к 25 мая 2010г.

Чистовой вариант работы – к 15 июня   2010г.

 

Научный руководитель, к.э.н.,

профессор кафедры финансов                                              Дементьева Н.М.

                                                                                                25.01.2010г.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность  данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Федеративное устройство России определяет необходимость формирования бюджетов субъектов, которые представляют самостоятельное звено в бюджетной системе государства. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. За счет финансовой помощи (трансфертов) из федерального бюджета Республика Алтай осуществляет финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды.

 При этом круг  финансируемых мероприятий за  счет средств региона расширяется.  Таким образом, субъекты Федерации  должны иметь собственные налоги  при формировании финансовой базы для исполнения возложенных на органы власти полномочий. Отсюда возникает необходимость формирования региональных налогов, как части налоговой системы России.

Особенностью всех региональных налогов является то, что общие  принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

Таким образом, крайне актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных бюджетов посредством повышения роли региональных налогов, призванных обеспечить самостоятельное функционирование регионов.

Объектом  дипломной работы выступают  региональные налоги.

 Предметом является процесс установления, исчисления и взимания региональных налогов на территории Республики Алтай.

Цель дипломной  работы заключается в исследовании роли региональных налогов в социально-экономическом развитии Республики Алтай.

Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:

    • рассмотреть развитие региональных налогов в период рыночных отношений в России;
    • провести анализ социально-экономического положения Республики Алтай;
    • определить особенности исчисления и уплаты региональных налогов  в Республике Алтай;
    • проанализировать динамику региональных налогов в доходах бюджета Республики Алтай;
    • предложить меры по повышению роли региональных налогов.

Главный метод, использующийся в работе - сравнительный, т. к. происходит сопоставление данных за 2007, 2008, 2009 года.

При написании дипломной  работы изучены законодательные  акты Российской Федерации, Республики Алтай,  Налоговый и Бюджетный  Кодексы. Также использованы периодические издания такие как «Налоговая политика и практика», «Финансы», «Региональная экономика: теория и практика», специальная литература Худякова К.Е., Романовского М.В., Милякова Н.В., Панковского В.Г.

Дипломная работа состоит  из введения,  параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, поставленные цели и задачи, определяется объект исследования. В первой главе изложена сущность и роль региональных налогов, их развитие и действующий порядок их исчисления и взимания. Во второй главе анализируется социально-экономическое положение Республики Алтай, дается характеристика основным направлениям развития. В ней же изложены особенности взимания региональных налогов в Республике Алтай. В третьей главе  предлагаются  меры по улучшению администрирования региональных налогов, по расширению их перечня, рассмотрены проекты законов, предполагающих реформирование региональных и местных налогов. В заключении делаются выводы по данной теме дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ.

    1. Исторические этапы развития региональных налогов.

 

Основы существующей в Российской Федерации налоговой  системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов  по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям - все более и более очевидным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих моментов налоговой системы. В результате сложившаяся в Российской Федерации к концу 90-х годов налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

Огромная налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.

В 1998 г. была принята  и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой  системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Но принятие первой части Налогового кодекса  не затронуло вопросов конкретного  применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса были приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

По остальным  налогам до 2003 г. продолжали действовать  соответствующие законы, определяющие порядок и условия их исчисления и уплаты.

После принятия остальных глав второй части Налогового кодекса  в январе 2006 года он становится единым, взаимосвязанным и комплексным  документом, учитывающим всю систему  налоговых отношений в Российской Федерации, хотя до сих пор в нем происходят изменения.1

Следует отметить, что права по установлению и взиманию налоговых платежей уже были четко  разграничены между различными уровнями власти – федеральным, региональным (республики в составе РФ, края, области) и местным (муниципальные образования – в основном отдельные города и районы) в   соответствии с Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Таким образом, каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. В соответствии с этим все налоги и сборы были разделены на 3 группы: федеральные, региональные и местные. Это разделение действует и в настоящее время.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

До введения Налогового кодекса РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Кроме того, органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК в России насчитывалось немало наименований и видов региональных и местных налогов.

Введение в  Налоговый кодекс положения, устанавливающего по существу закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение для сохранения единства налоговой системы. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Необходимость региональных налогов как части налоговой  системы России обусловлена, прежде всего, территориально-административным устройством, разграничением полномочий между органами представительной и исполнительной власти государства и субъектов Федерации. Федеративное устройство России определяет необходимость формирования бюджетов субъектов, которые представляют самостоятельное звено в бюджетной системе государства.

Информация о работе Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай