Развитие налогового федерализма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ функционирования российской модели налогового федерализма, предполагающей формирование эффективно действующей в условиях укрепления федеративных отношений трехуровневой системы налогов, направленной на повышение налогового потенциала территорий; анализ становления и развития налогового федерализма в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 



 

введение

Одним из существенных условий современного развития Российской Федерации как государства федеративного типа, характеризующегося высокой самостоятельностью территориальных образований и децентрализацией финансово-экономических отношений, выступает формирование адекватной модели налогового федерализма, соответствующей общегосударственным, региональным и местным интересам. Как известно, в федеральном бюджете за последнее время количество фондов финансовой поддержки регионов возросло до пяти. Одной из причин этого является экономически необоснованная, нерациональная концентрация налоговых платежей в федеральном бюджете. Так, за последние годы почти 60 % всех налоговых поступлений зачисляются в федеральный бюджет. Более 80 % налоговых доходов региональных и местных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость этих бюджетов от распределения федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ способствующих развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов.

Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов соответствующих бюджетов, так как федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налоговые полномочия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, что позволяет им перекладывать политическую и финансовую ответственность за сбалансирование территориальных бюджетов и состояние социальной сферы на федеральный центр.

Проблема совершенствования механизма налогового федерализма в РФ сопряжена, с одной стороны,  неполнотой и несовершенством теоретической концепции федерализма, с другой — наличием практических проблем организационного построения федеративных отношений. Современная теория развития федерализма пока не представляет собой комплексной системы знаний, поскольку не установлено достаточного единства подходов разных авторов к пониманию экономико-правового содержания, структуры, моделей, принципов и механизма функционирования федерализма. Исследования организационного построения федеративных отношений дают существенно различающиеся выводы и результаты, которые не учитывают их глубинной связи с сущностью и особенностями федерализма.

Проведенная налоговая реформа в РФ с 1990 по 2007 года, а затем, и выработанные основные направления налоговой политики с 2007 года по сегодняшний день отличаются высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы, направленная на снижение налоговой нагрузки и обеспечения рациональной и справедливой системы налогообложения. происходившие в России коренные и имеющие место сейчас социально-экономические преобразования требуют всестороннего исследования проблем построения налоговой системы с учетом особенностей федеративного типа государственного устройства РФ и выработки приоритетных направлений повышения налоговой самообеспеченности регионов.

Актуальность и значимость указанных проблем развития налогового федерализма на современном этапе развития Российской Федерации предопределили выбор темы курсовой работы, ее цели и задачи.

Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ функционирования российской модели налогового федерализма, предполагающей формирование эффективно действующей в условиях укрепления федеративных отношений трехуровневой системы налогов, направленной на повышение налогового потенциала территорий; анализ становления и развития налогового федерализма в Российской Федерации.

Объектом исследования являются налоговая система РФ, основы разграничения налоговых полномочий по вертикали власти и механизм распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

Предметом исследования выступают экономические отношения между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями по поводу формирования эффективной модели налогового федерализма, направленной на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:

  • исследование теории налогового федерализма: понятия и содержания, а также его значение в формировании многоуровневой системы налогов;
  • обобщение зарубежного опыта функционирования налоговых систем государств федеративного типа;
  • рассмотреть становление и развитие налогового федерализма в Российской Федерации;
  • раскрыть проблемы и перспективы развития налогового федерализма в условиях модернизации экономики РФ.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы законодательно-нормативные акты, монографическая литература и периодические издания, а также применялась информация, взятая из глобальной мировой сети передачи информации – интернет.

Данная работа включает в себя введение, три главы, связанные с теоретическими аспектами налогового федерализма, также анализ реализации российской модели налогового федерализма, заключение и приложение.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

    1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

В качестве одной из насущных проблем, стоящих в настоящее время перед российской юридической наукой в сфере финансовых отношений которые, в свою очередь, теснейшим образом связанны с налоговыми полномочиями, является проблема перераспределения государственно-властных полномочий между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления.

С точки зрения науки финансового и налогового права принцип федерализма следует рассматривать в свете разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов и осуществления контроля за их уплатой.

Одним из важнейших принципов федерализма является «субсидиарность», суть которого состоит в распределении функций между уровнями власти таким образом, чтоб в ведении верхних эшелонов власти включались только те функции (и полномочия), которые они могут выполнить лучше, чем нижние эшелоны, тем самым обеспечивая оптимальное сочетание централизации и самостоятельности нижерасположенных эшелонов (децентрализация).

Налоговый федерализм рассматривает проблемы разграничения налоговых полномочий между органами власти различных уровней в условиях федеративной формы государственного устройства. Налоговый федерализм можно рассматривать как самостоятельный элемент или направление налоговой политики, являющегося в то же время неотъемлемым элементом налогово-бюджетного федерализма.

Бюджетно-налоговый федерализм – это форма обеспечения единства и, одновременно, самостоятельности бюджетов различных уровней государственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями, основанная на четких, закрепленных законодательством нормах.1

Налоговый федерализм представляет собой законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.2

Федерализм предполагает существование эффективной исполнительской дисциплины по предметам ведения федерального центра. Вместе с тем федерализм немыслим без широкой самостоятельности и ответственности субъектов Федерации в реализации их прав и полномочий. Самостоятельность власти (и муниципальной, и региональной, и федеральной) предполагает не только право соответствующих органов принимать решения по вопросам своей компетентности, но и обязанность решать эти вопросы. Неотъемлемой частью самостоятельности является ответственность за результаты своей деятельности.

Несмотря на  многочисленные толкования, понятие налогового федерализма пока не сформировано  и не имеет достаточно емкого терминологического определения. налоговый федерализм следует рассматривать в узком и широком смысле этого слова.

 В узком смысле под данным термином можно понимать разграничение и распределение налоговых источников доходов по определенной формуле между уровнями бюджетной системы страны.

 В широком смысле налоговый  федерализм можно характеризовать  как сложную и многомерную  совокупность отношений в налоговой  сфере между Федерацией, субъектами  Федерации и местными органами  самоуправления, обусловленные необходимостью эффективной реализации на самостоятельной основе закрепленного Конституцией, федеративным договором и иными законодательными актами круга полномочий и ответственности в общегосударственных, общенациональных интересах.3

Можно выделить ряд признаков, позволяющих более детально охарактеризовать термин налогового федерализма.

Во-первых, налоговый федерализм представляет собой относительно устойчивую и согласованную систему действий, которые, как правило, находят свое детальное воплощение в нормах права и тех механизмах, которые позволяют обеспечивать их реализацию.

Во-вторых, налоговый федерализм представляет собой властно-договорную организацию отношений, возникающих между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления.

С одной стороны, это выступает в проявлении доминирования федерального центра по отношению к региональным властям, что отражается, прежде всего в наличии конституционно установленных и законодательно определенных (на уровне именно федеральных законов) единых принципов, которые служат основной налогово-бюджетных отношений.

А с другой стороны - предполагает и определенное ограничение прав федерального центра в пользу определенной самостоятельности органов государственной власти регионального уровня и органов местного самоуправления.

В-третьих, налоговый федерализм предполагает взаимную ответственность между всеми участниками налоговых и бюджетных отношений, которая проявляется в использовании различных способов легального принуждения участников налоговых отношений к выполнению своих обязанностей в этой сфере.

В-четвертых, важнейшим признаком налогового федерализма является такое разграничение налогово-бюджетных полномочий между органами государственной власти различных уровней и органами местного самоуправления, которое позволяло бы в максимальной степени обеспечивать единообразное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, независимо от того, на территории какого из субъектов Федерации он осуществляет экономическую деятельность или проживает.

Таким образом, выделение указанных признаков позволяет сделать вывод о том, что под налоговым федерализмом было бы правильно понимать единую систему мер, направленных на справедливое распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и местным самоуправлением, и достижение баланса интересов бюджетов различных уровней власти, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях федеративного устройства России.4

 

1.2 НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ  КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ

При обеспечении условий для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику.

Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.

в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. При этом к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.5

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.6

Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов и неналоговых поступлений.

Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики.

Оставаясь одним из немногих экономических рычагов в руках государства, налоговая система должна решать взаимно противоречивые и потому трудные задачи:

  • обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней для финансирования государственных расходов и социальных программ;
  • стимулировать рост объемов производств;
  • решительно воздействовать на процесс структурной перестройки всей производственной сферы, четко выделяя приоритеты;
  • оказывать помощь тем, чьи возможности адаптации к новым условиям минимальны (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи).

Информация о работе Развитие налогового федерализма в РФ