Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Экономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты, в самом общем виде экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Налоговая безопасность государства и экономических систем.



1.2. Понятие и особенности налогового контрол, Налоговый контроль в Российской Федерации

1.3. Методические принципы взаимодействия налоговых и других государственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

3.1. Анализ сложившихся форм и методов осуществления налогового контроля.

3.2. Оценка основных методов документального контроля.

3.3. Характеристика методов фактического контроля.

3.4. Эффективность расчетно-аналитических и информативных методов контроля.

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

4.1. Модель организации камеральной налоговой проверки.

4.2. Моделирование организации выездной налоговой проверки.

4.3. Совершенствование механизмов взаимодействия органов налогового контроля и других государственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Развитие  механизмов налогового контроля в системе  обеспечения экономической  безопасности России 

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Налоговая безопасность государства и экономических систем. 

1.2. Понятие и особенности налогового контрол, Налоговый контроль в Российской Федерации

1.3. Методические принципы взаимодействия налоговых и других государственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

3.1. Анализ  сложившихся форм и методов  осуществления налогового контроля.

3.2. Оценка  основных методов документального  контроля.

3.3. Характеристика  методов фактического контроля.

3.4. Эффективность  расчетно-аналитических и информативных  методов контроля.

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

4.1. Модель  организации камеральной налоговой проверки.

4.2. Моделирование  организации выездной налоговой проверки.

4.3. Совершенствование  механизмов взаимодействия органов  налогового контроля и других  государственных органов в системе  обеспечения экономической безопасности. 

 

 
 
 
 

Налоговая безопасность государства  и экономических  систем.

Экономическая безопасность – фундаментальная  основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты, в самом общем виде экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции. 
В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии mjmэкономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах – участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах. ... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров и критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России. 
Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства, это – гарантия независимости страны и обязательное условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Экономическая безопасность входит в систему национальной безопасности вместе с такими ключевыми ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий и т.д. 
В соответствии с законом «О безопасности» от 5 марта 1992 года, государство является основным субъектом обеспечения безопасности и осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.  
В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место, поскольку безопасность общества не может быть в достаточной степени реализована без соответствующего экономического обеспечения. В то же время сравнение количественных характеристик уровней безопасного состояния экономики с их пороговыми значениями в мире показывает, что экономика России далеко небезопасна по многим параметрам. 
Оценка уровня государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, разрушение индустриальных основ национальной экономики, региональная экономическая дезинтеграция, резкая дифференциация в доходах, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечка финансовых средств за рубеж показывают, что обеспечение экономической безопасности России представляет весьма актуальную проблему. 
Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях – налоговая безопасность. 
Экономическую базу для существования государства создают налоги. Государство может выполнять свои функции только при наличии надлежащего финансирования доходной части бюджета. В государстве с рыночной экономикой 85–90% финансовых поступлений в доходы бюджета формируют именно налоги [3], поэтому налоговая безопасность – это неотъемлемая часть экономической безопасности общества. Налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством. 
В литературе [1–4] среди исследований, посвященных национальной безопасности, проблеме налоговой безопасности уделено скромное внимание. В то же время в условиях становления и реформирования налоговой системы России самостоятельную роль приобретает налоговая безопасность, разработка методов и механизмов оценки ее влияния на эффективность деятельности и повышение экономической безопасности предприятия. 
Основным источником, создающим угрозу налоговой безопасности, являются налоговые риски. В отечественных, и зарубежных публикациях дается качественная оценка налоговых рисков, но отсутствует количественное определение и оценка влияния налогового риска на безопасность организации. 
В условиях становления и реформирования налоговой системы России налоговая безопасность организации приобретает самостоятельную роль. Она является частью экономической безопасности государства, как получателя налогов в доходную часть бюджета, и предприятия, как плательщика налогов.  
Налоговая безопасность государства представляет собой состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированное поступление налоговых платежей в бюджет, обеспечивающее защиту национальных интересов, социальную направленность налоговой политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.[2] 
Налоговая безопасность организации – это финансово-экономическое состояние налогоплательщика, обеспеченное минимизацией налоговых рисков, при котором со стороны хозяйствующего субъекта полностью и своевременно уплачиваются начисленные налоги, а со стороны исполнительных и законодательных органов обеспечивается предусмотренная законом защита налогоплательщика. Это способствует росту чистой прибыли и повышению экономической безопасности российских налогоплательщиков. 
В основе налоговой безопасности организации лежит оценка налоговых рисков и налоговой нагрузки путем использования специальных методов и инструментария по оценке их влияния на экономическую безопасность и эффективность деятельности организации. 
Налоговый риск – это вероятность возникновения потенциальной угрозы для налогоплательщика понести финансовые потери или недополучить доходы из-за неуплаты налогов, несоблюдения законодательных актов, совершения налоговых правонарушений. К основным видам налоговых рисков относятся: 
– риск неуплаты налогов, ведущий к негативным последствиям для налогоплательщика в виде штрафов, пени, неустоек; 
– риск налогового контроля, ведущий к возникновению санкций и потерь из-за несоблюдения налогоплательщиками законодательных налоговых актов;  
– риск усиления налоговой нагрузки, дифференцированный по видам хозяйственной деятельности и налогам в зависимости от налоговых ставок, льгот, объема создаваемой добавленной стоимости; 
– риск налоговой минимизации – вероятность понести финансовые потери, связанные с действиями налогоплательщика по минимизации налоговых платежей;  
– риск уголовного преследования налогового характера, который ведет либо к существенным финансовым потерям налогоплательщика, либо к лишению свободы налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса РФ. 
Многообразие видов налогового риска, а также способов достижения рациональной налоговой нагрузки, определяемое факторами внешней среды и внутрифирменными параметрами, требует их соответствующей классификации с целью эффективного управления в рамках обеспечения экономической безопасности предприятия. 
Последствия налоговых рисков выражаются, прежде всего, в финансовых потерях организации, уменьшении его чистой прибыли, снижении инвестиционной привлекательности организации, потере ее финансовой устойчивости. В условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областей налогового риска любой организации. 
Относительно безрисковая область – при легальном начислении и уплате налогов риск организации минимален, при нормальном ходе хозяйственного процесса организация уплачивает установленные налоги и получает, как минимум, расчетную прибыль, если уровень налоговой нагрузки способствует развитию бизнеса.  
Область минимального риска – в результате деятельности организация рискует частью или всей величиной чистой прибыли, если она уплачивает штрафные санкции и пени из-за несвоевременной уплаты налогов, либо вследствие ошибки неправильно определяет налогооблагаемую базу. 
Область повышенного риска – организация рискует тем, что в худшем случае произведет покрытие всех затрат, а в лучшем – получит прибыль намного меньше расчетного уровня. Это характерно, для условий неадекватного характера заключения договоров, нарушения договорной дисциплины. 
Область критического риска – организация рискует потерять не только прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку, что возможно, если организация, стремясь минимизировать налоги, преступает налоговое законодательство. В результате штрафы и санкции существенно превышают сумму легально уплачиваемых налогов. Последствия этого существенны. Организация сокращает масштабы своей деятельности, теряет оборотные средства, имеет значительные долги и т.п. В данном случае, если нет альтернативы, финансовое положение организации становится критическим. 
Область недопустимого (катастрофического) риска – при чрезмерно высоких налоговых санкциях, организация, уплатив их, может стать банкротом. В этом случае оборотные средства отсутствуют или представляют собой сомнительную задолженность, учредители выходят из состава общества, курс акций падает, требования кредиторов ужесточаются, возможное банкротство становится реальностью. Как правило, такая ситуация характерна для риска уголовного преследования налогового характера.

одержание 
Введение……………………………………………………………………………..3 
 
Глава 1. Теоретические основы налогового контроля 
 
1.1. Понятие и особенности налогового контроля………………………….7
Налоговый контроль в Российской Федерации

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.

Налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга  об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о  налогах и сборах и налоговых  преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией.

При осуществлении  налогового контроля не допускаются  сбор, хранение, использование и  распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую, аудиторскую тайну.

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных  лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает  все аспекты налоговых правоотношений.

Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением  налогового законодательства всеми  участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Налоговый контроль в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы, Счетная палата рФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

 
 
1.2. Предмет и объект налогового контроля………………………………...9 
 
1.3. Формы и методы проведения налогового контроля………………….12 
 
1.4. Виды налогового контроля……………………………………………..15 
 
Глава 2. Повышение эффективности налогового контроля 
 
2.1. Оценка эффективности налогового контроля………………………...19 
 
2.2. Пути совершенствования налогового контроля………………………25 
 
Заключение…………………………………………………………………………28 
 
Список используемой литературы………………………………………………...30
 
 
 

 

Глава I. Основные формы и методы налогового контроля

  • 1.1 Формы и методы налогового контроля
  • Налоговый контроль – представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.
  • Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
  • В теории и на практике зачастую допускается смешение форм, методов и видов налогового контроля. Так часто предварительный, текущий и последующий контроль рассматриваются либо как формы, либо как виды или типы контроля. Подобные терминологические расхождения характерны и для толкования таких понятий, как документальный и фактический контроль. В интерпретации разных ученых ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, видами либо формами контроля.
  • Формы налогового контроля
  • Важнейшим с теоретической точки зрения является вопрос о форме контроля. В науке налогового права мнения насчет этой категории, как уже отмечалось, существенно разнятся. В отдельных работах фактически допускается смешение или отождествление форм, методов и видов налогового контроля. Некоторые авторы под формами контроля понимают его виды – в зависимости от времени осуществления контрольных действий. В свое время в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления.
  • По мнению А.С. Титова (к.ю.н.), следует признать правильным понимание формы налогового контроля как способа конкретного выражения и организации контрольных действий. Специалистами, придерживающимися аналогичной точки зрения, выделяются такие основные формы налогового контроля, как:
  • 1. Ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля.
  • 2. Проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности.
  • 3. Надзор (наблюдение, мониторинг) производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.
  • Анализ норм, регламентирующих процедуры налогового контроля, позволяет заключить, что основной формой его осуществления является именно проверка, так как ревизия и надзор в законодательстве о налогах и сборах даже не упоминаются. Это отмечают и другие специалисты, указывая, что основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Тем не менее, это не исключает полностью использования, например ревизии в рамках соответствующей контрольной деятельности. Что касается налогового надзора, то он фактически осуществляется органами прокуратуры.
  • Виды налогового контроля
  • Значительный интерес представляет также классификация налогового контроля по видам, которая может быть осуществлена по различным основаниям.
  • 1. В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяют предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль:
  • Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Предварительный контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений.
  • Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками. Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется Межрегиональной государственной налоговой инспекцией.
  • Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.
  • 2. По объекту налоговый контроль можно разделить на комплексный и тематический:
  • Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.
  • Тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.
  • 3. По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный):

     Плановый  контроль подчинен определенному планированию. Внеплановый (внезапный) осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

     4. Кроме этого, налоговый контроль  можно также определить как  сплошной и выборочный:

     Сплошной  налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.

     Однако  если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

     5. Также налоговый контроль подразделяется  на камеральный и выездной:

     Камеральными  именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа. Выездными – проверки с выездом  к месту нахождения налогоплательщика.

     Выездные  проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

     6. Принимая во внимание источники данных, предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический:

     Документальный  контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. При помощи фактического контроля достигается всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов.

     Изучение  действующего законодательства позволяет  констатировать, что налоговые органы теперь наделены полномочиями по осуществлению  налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому.

     7. В зависимости от субъектов  налогового контроля его можно  подразделить на:

  • контроль налоговых органов,
  • контроль таможенных органов,
  • контроль органов государственных внебюджетных фондов,
  • контроль финансовых органов,
  • контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

     8. Налоговый контроль подразделяется  также на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее, в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки.

     9. По периодичности проведения  налогового контроля различаются  первоначальный и повторный.

     Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Согласно ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Информация о работе Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России