Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа
Экономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты, в самом общем виде экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. Налоговая безопасность государства и экономических систем.
1.2. Понятие и особенности налогового контрол, Налоговый контроль в Российской Федерации
1.3. Методические принципы взаимодействия налоговых и других государственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
3.1. Анализ сложившихся форм и методов осуществления налогового контроля.
3.2. Оценка основных методов документального контроля.
3.3. Характеристика методов фактического контроля.
3.4. Эффективность расчетно-аналитических и информативных методов контроля.
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.
4.1. Модель организации камеральной налоговой проверки.
4.2. Моделирование организации выездной налоговой проверки.
4.3. Совершенствование механизмов взаимодействия органов налогового контроля и других государственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.
Развитие
механизмов налогового
контроля в системе
обеспечения экономической
безопасности России
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Налоговая
безопасность государства и экономических
систем.
1.2. Понятие и особенности налогового контрол, Налоговый контроль в Российской Федерации
1.3. Методические принципы взаимодействия налоговых и других государственных органов в системе обеспечения экономической безопасности.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
3.1. Анализ
сложившихся форм и методов
осуществления налогового
3.2. Оценка
основных методов
3.3. Характеристика методов фактического контроля.
3.4. Эффективность
расчетно-аналитических и
ГЛАВА
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
4.1. Модель
организации камеральной
4.2. Моделирование организации выездной налоговой проверки.
4.3. Совершенствование
механизмов взаимодействия
Налоговая безопасность государства и экономических систем.
Экономическая
безопасность – фундаментальная
основа экономически эффективного государства
в целом. Как отмечают специалисты, в самом
общем виде экономически эффективное
государство – это государство, которое
отстаивает свои национальные интересы
и обеспечивает свою национальную экономическую
безопасность в определенное время и при
данных обстоятельствах в условиях неограниченной
международной конкуренции.
В России доктрина экономической безопасности
одобрена и введена Указом Президента
РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. «Государственная
стратегия экономической безопасности
Российской Федерации (Основные положения)».
Во исполнение положений данного Указа
27 декабря 1996 г. было принято Постановление
Правительства РФ № 1569 «О первоочередных
мерах по реализации Государственной
стратегии экономической безопасности
Российской Федерации (Основных положений)».
В этих документах определены цель и объекты
государственной стратегии mjmэкономической
безопасности, дана характеристика угроз
экономической безопасности России, сформулированы
критерии и параметры состояния экономики,
отвечающие требованиям экономической
безопасности, описаны механизмы и меры
экономической политики, направленные
на обеспечение экономической безопасности.
Как отмечено в Государственной стратегии
экономической безопасности Российской
Федерации, «в международных отношениях
Россия сталкивается со стремлением промышленно
развитых стран, крупных иностранных корпораций
использовать ситуацию в Российской Федерации
и государствах – участниках Содружества
Независимых Государств в своих экономических
и политических интересах. ... Без обеспечения
экономической безопасности практически
невозможно решить ни одну из задач, стоящих
перед страной, как во внутригосударственном,
так и на международном уровне». Вышеуказанным
Постановлением Правительства РФ на ряд
федеральных органов исполнительной власти
(Министерство финансов РФ, Совет Безопасности
РФ и др.) возложена ответственность за
разработку количественных и качественных
параметров и критериев экономической
безопасности, мониторинг и прогнозирование
факторов, определяющих возникновение
угроз экономической безопасности, по
проведению исследований для выявления
тенденций и возможностей развития угроз
и поиск оптимальных путей их преодоления.
При этом система экономической безопасности
должна выявлять ситуации, при которых
фактические или прогнозируемые параметры
экономического развития выходят за пределы
пороговых значений, разрабатывать меры
по их преодолению (т.е. по выходу страны
из зоны опасности), проводить экспертизу
принимаемых нормативно-правовых актов,
государственных решений по финансово-хозяйственным
вопросам с позиции экономической безопасности
России.
Обеспечение экономической безопасности
является одной из важнейших функций государства,
это – гарантия независимости страны
и обязательное условие стабильности
и эффективной жизнедеятельности общества.
Экономическая безопасность входит в
систему национальной безопасности вместе
с такими ключевыми ее слагаемыми, как
обеспечение надежной обороноспособности
страны, поддержание социального мира
в обществе, защита от экологических бедствий
и т.д.
В соответствии с законом «О безопасности»
от 5 марта 1992 года, государство является
основным субъектом обеспечения безопасности
и осуществляет свои функции в этой области
через органы законодательной, исполнительной
и судебной власти. Для создания и поддержания
необходимого уровня защищенности объектов
безопасности в Российской Федерации
разрабатывается система правовых норм,
регулирующих отношения в сфере безопасности,
определяются основные направления деятельности
органов государственной власти и управления
в данной области, формируются или преобразуются
органы обеспечения безопасности и механизм
контроля и надзора за их деятельностью.
В структуре национальной безопасности
экономическая безопасность занимает
особое место, поскольку безопасность
общества не может быть в достаточной
степени реализована без соответствующего
экономического обеспечения. В то же время
сравнение количественных характеристик
уровней безопасного состояния экономики
с их пороговыми значениями в мире показывает,
что экономика России далеко небезопасна
по многим параметрам.
Оценка уровня государственного долга,
ослабление научно-технического потенциала,
разрушение индустриальных основ национальной
экономики, региональная экономическая
дезинтеграция, резкая дифференциация
в доходах, возникновение чрезвычайных
ситуаций, утечка финансовых средств за
рубеж показывают, что обеспечение экономической
безопасности России представляет весьма
актуальную проблему.
Важнейший элемент экономической безопасности
страны в современных условиях – налоговая
безопасность.
Экономическую базу для существования
государства создают налоги. Государство
может выполнять свои функции только при
наличии надлежащего финансирования доходной
части бюджета. В государстве с рыночной
экономикой 85–90% финансовых поступлений
в доходы бюджета формируют именно налоги
[3], поэтому налоговая безопасность –
это неотъемлемая часть экономической
безопасности общества. Налогообложение
является связующим звеном между экономикой
и бюджетной системой, осуществляющей
перераспределение средств между хозяйствующими
субъектами, физическими лицами и государством.
В литературе [1–4] среди исследований,
посвященных национальной безопасности,
проблеме налоговой безопасности уделено
скромное внимание. В то же время в условиях
становления и реформирования налоговой
системы России самостоятельную роль
приобретает налоговая безопасность,
разработка методов и механизмов оценки
ее влияния на эффективность деятельности
и повышение экономической безопасности
предприятия.
Основным источником, создающим угрозу
налоговой безопасности, являются налоговые
риски. В отечественных, и зарубежных публикациях
дается качественная оценка налоговых
рисков, но отсутствует количественное
определение и оценка влияния налогового
риска на безопасность организации.
В условиях становления и реформирования
налоговой системы России налоговая безопасность
организации приобретает самостоятельную
роль. Она является частью экономической
безопасности государства, как получателя
налогов в доходную часть бюджета, и предприятия,
как плательщика налогов.
Налоговая безопасность государства представляет
собой состояние экономики и институтов
власти, при котором обеспечивается гарантированное
поступление налоговых платежей в бюджет,
обеспечивающее защиту национальных интересов,
социальную направленность налоговой
политики, достаточный оборонный потенциал
даже при неблагоприятных условиях развития
внутренних и внешних процессов.[2]
Налоговая безопасность организации –
это финансово-экономическое состояние
налогоплательщика, обеспеченное минимизацией
налоговых рисков, при котором со стороны
хозяйствующего субъекта полностью и
своевременно уплачиваются начисленные
налоги, а со стороны исполнительных и
законодательных органов обеспечивается
предусмотренная законом защита налогоплательщика.
Это способствует росту чистой прибыли
и повышению экономической безопасности
российских налогоплательщиков.
В основе налоговой безопасности организации
лежит оценка налоговых рисков и налоговой
нагрузки путем использования специальных
методов и инструментария по оценке их
влияния на экономическую безопасность
и эффективность деятельности организации.
Налоговый риск – это вероятность возникновения
потенциальной угрозы для налогоплательщика
понести финансовые потери или недополучить
доходы из-за неуплаты налогов, несоблюдения
законодательных актов, совершения налоговых
правонарушений. К основным видам налоговых
рисков относятся:
– риск неуплаты налогов, ведущий к негативным
последствиям для налогоплательщика в
виде штрафов, пени, неустоек;
– риск налогового контроля, ведущий к
возникновению санкций и потерь из-за
несоблюдения налогоплательщиками законодательных
налоговых актов;
– риск усиления налоговой нагрузки, дифференцированный
по видам хозяйственной деятельности
и налогам в зависимости от налоговых
ставок, льгот, объема создаваемой добавленной
стоимости;
– риск налоговой минимизации – вероятность
понести финансовые потери, связанные
с действиями налогоплательщика по минимизации
налоговых платежей;
– риск уголовного преследования налогового
характера, который ведет либо к существенным
финансовым потерям налогоплательщика,
либо к лишению свободы налогоплательщика
за совершение налоговых правонарушений,
предусмотренных статьями Уголовного
кодекса РФ.
Многообразие видов налогового риска,
а также способов достижения рациональной
налоговой нагрузки, определяемое факторами
внешней среды и внутрифирменными параметрами,
требует их соответствующей классификации
с целью эффективного управления в рамках
обеспечения экономической безопасности
предприятия.
Последствия налоговых рисков выражаются,
прежде всего, в финансовых потерях организации,
уменьшении его чистой прибыли, снижении
инвестиционной привлекательности организации,
потере ее финансовой устойчивости. В
условиях рыночной экономики можно выделить
пять основных областей налогового риска
любой организации.
Относительно безрисковая область – при
легальном начислении и уплате налогов
риск организации минимален, при нормальном
ходе хозяйственного процесса организация
уплачивает установленные налоги и получает,
как минимум, расчетную прибыль, если уровень
налоговой нагрузки способствует развитию
бизнеса.
Область минимального риска – в результате
деятельности организация рискует частью
или всей величиной чистой прибыли, если
она уплачивает штрафные санкции и пени
из-за несвоевременной уплаты налогов,
либо вследствие ошибки неправильно определяет
налогооблагаемую базу.
Область повышенного риска – организация
рискует тем, что в худшем случае произведет
покрытие всех затрат, а в лучшем – получит
прибыль намного меньше расчетного уровня.
Это характерно, для условий неадекватного
характера заключения договоров, нарушения
договорной дисциплины.
Область критического риска – организация
рискует потерять не только прибыль, но
и недополучить предполагаемую выручку,
что возможно, если организация, стремясь
минимизировать налоги, преступает налоговое
законодательство. В результате штрафы
и санкции существенно превышают сумму
легально уплачиваемых налогов. Последствия
этого существенны. Организация сокращает
масштабы своей деятельности, теряет оборотные
средства, имеет значительные долги и
т.п. В данном случае, если нет альтернативы,
финансовое положение организации становится
критическим.
Область недопустимого (катастрофического)
риска – при чрезмерно высоких налоговых
санкциях, организация, уплатив их, может
стать банкротом. В этом случае оборотные
средства отсутствуют или представляют
собой сомнительную задолженность, учредители
выходят из состава общества, курс акций
падает, требования кредиторов ужесточаются,
возможное банкротство становится реальностью.
Как правило, такая ситуация характерна
для риска уголовного преследования налогового
характера.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.
Налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую, аудиторскую тайну.
При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.
Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Налоговый
контроль осуществляется на всех этапах
и стадиях налогообложения, затрагивает
все аспекты налоговых
Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Налоговый контроль в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы, Счетная палата рФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
1.2. Предмет и объект налогового
контроля………………………………...9
1.3. Формы и методы проведения налогового
контроля………………….12
1.4. Виды налогового контроля……………………………………………..15
Глава 2. Повышение эффективности налогового
контроля
2.1. Оценка эффективности налогового контроля………………………...19
2.2. Пути совершенствования налогового
контроля………………………25
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Глава I. Основные формы и методы налогового контроля
Плановый контроль подчинен определенному планированию. Внеплановый (внезапный) осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.
4.
Кроме этого, налоговый
Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.
Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.
5.
Также налоговый контроль
Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа. Выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.
Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.
6. Принимая во внимание источники данных, предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический:
Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. При помощи фактического контроля достигается всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов.
Изучение действующего законодательства позволяет констатировать, что налоговые органы теперь наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому.
7. В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на:
8.
Налоговый контроль
9.
По периодичности проведения
налогового контроля
Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Согласно ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.