Пути развития и совершенствования земельного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты земельного налога…………………………5
1.1 Характеристика налога……………………………………………………….5
1.2 История введения в действие………………………………………………...8
1.3 Исчисление и уплата земельного налога…………………………………...10
1.4 Налоговая база……………………………………………………………….13
Глава 2. Анализ поступления налога в бюджет
2.1 Анализ поступления налога в бюджет Российской Федерации………….19
2.2 Анализ поступления налога в бюджет Республики Бурятия……………..21
Глава 3. Пути развития и совершенствования земельного налога…………...23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………….……………..

Файлы: 1 файл

Земельный налог.docx

— 55.04 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоритические аспекты земельного налога…………………………5

1.1 Характеристика налога……………………………………………………….5

1.2 История введения в  действие………………………………………………...8

1.3 Исчисление и уплата  земельного налога…………………………………...10

1.4 Налоговая база……………………………………………………………….13

Глава 2. Анализ поступления  налога в бюджет

2.1 Анализ поступления  налога в бюджет Российской  Федерации………….19

2.2 Анализ поступления  налога в бюджет Республики Бурятия……………..21

Глава 3. Пути развития и совершенствования земельного налога…………...23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………….……………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных  норм законодательства о налогах  и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования  налоговых отношений. Потребность  в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения  в процессе налогообложения имущественных  интересов граждан и юридических  лиц. Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Объектом предстоящего исследования выступают бюджет Российской федерации и бюджет Республики Бурятия по отношению к земельному налогу. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание земельного налога, а также правоприменительная практика по финансово-правовым аспектам налогообложения земли.

Цель и задачи курсовой работы. Целью написания работы является исследование основных теоретических  и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога, а  также исследование поступления  налога в бюджет. Задачей написания курсовой работы является, изучить основные теоритические аспекты земельного налога, проанализировать поступление налога в бюджет Российской Федерации и Республики Бурятия, а также, выявить возможные пути совершенствования земельного налога. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические аспекты земельного налога

1.1 Характеристика налога

Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогом облагаются земельные  участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. [2]

Не признаются объектом налогообложения:

земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда, за исключением  земельных участков, занятых обособленными  водными объектами. [5]

 

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут  превышать:

0,3 процента от кадастровой  стоимости в отношении земельных  участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного  назначения или к землям в составе  зон сельскохозяйственного использования  в поселениях и используемых для  сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

1,5 процента от кадастровой  стоимости в отношении прочих  земельных участков. [6]

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками по следующим основаниям:

- на праве собственности;

- на праве постоянного (бессрочного) пользования;

- на праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются налогоплательщиками  лица, если земельные участки:

а) находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования;

б) переданы по договору аренды.

Право собственности предусматривает  владение, пользование, распоряжение имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Граждане и юридические  лица приобретают права собственности  на земельные участки по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и  юридическим лицам на основании  решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять  земельные участки в такое  пользование (ст. 268 Гражданского кодекса  РФ). [1]

Земельный кодекс Российской Федерации установил резкое ограничение  по этому виду пользования, предусмотрев следующее.

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

5. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается (ст. 20 Земельного кодекса РФ). [14]

1.2 История введения в  действие

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы  определения дохода с земли в  разное время и в различных  странах были разнообразны. Самый  старый способ состоял в измерении  земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам – в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли. [12]

С развитием техники обложения  появились более совершенные  способы и приемы, в основе которых  лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был  выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью  можно было установить более или  менее равномерный поземельный налог. С другой — кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято определение кадастра как "совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли". [7]

Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание  рекомендаций финансовой науки и  практического опыта позволили  выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.

От общего понятия о  кадастре перейдем к доходности и  устройству поземельного налога на примере  России.

В России поземельный налог  был старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной, посошная подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену приходит подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога. [6]

В 1875 г. в бюджете России появился новый "государственный  поземельный" налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего  с 1853 г. Государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным  налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских  повинностях местными сборами, кроме  казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин  подлежащей обложению земли на средний  по губернии или области оклад  налога с десятины удобной земли  и леса, утверждаемый в законодательном  порядке. Величина этих окладов по закону 1884 г. колебалась от 1/4 коп. в Архангельской и Олонецкой губерниях до 17 коп. с десятины В Курской губернии (7,73). По Манифесту 1896 г. ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901 г. доходы от него составили 9,87 млн. руб. [18] Большое значение имел поземельный налог, взимавшийся с государственных крестьян с 1724 г. под названием оброчной подати. При введении подушной подати была допущена несправедливость: помещичьи крестьяне, кроме налога, платили еще оброк своим помещикам, а государственные крестьяне платили только подушную подать. Для устранения этого неравенства и была введена оброчная подать с государственных крестьян, оклад которой постепенно повышался. В 1858 г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1-го класса, 2 руб. 15 коп. – в губерниях 4-го класса. Законом от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные доходы. Так, по росписи на 1910 г. было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. рублей. [6]

 

1.3 Исчисление и уплата  земельного налога

Налоговым периодом для земельного налога признается календарный год. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрены первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, но органы местного самоуправления и соответствующие органы городов федерального значения вправе его не устанавливать. Если для плательщиков установлена уплата налога 1 раз в квартал, уплата должна производиться равными долями в размере 1/4 ставки налога.

Органы местного самоуправления, законодательные органы городов  федерального значения могут предусмотреть  для отдельных категорий налогоплательщиков право уплачивать земельный налог 1 раз в год. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельного участка. [21] Налоговая декларация подается не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации.Расчеты по авансовым платежам подаются организациями и индивидуальными предпринимателями не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Форма налогового расчета также утверждается Минфином России. Особенности уплаты налога физическими лицами. Физические лица должны уплачивать налог на основании уведомлений налоговых органов. Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами, исходя из сведений государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и органами муниципальных образований. [15] Уменьшение налоговой базы на необлагаемую сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика предусмотрено для льготных категорий граждан – Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров Ордена Славы, инвалидов, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, по разным причинам подвергшимся облучению (ст. 391 Налогового кодекса РФ). [13]

Информация о работе Пути развития и совершенствования земельного налога