Прямые налоги, их значение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Место и роль прямых налогов в доходах бюджета
1.1. Прямые налоги: сущность, характеристика…………………………4
1.2. Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ……………………..10
2. Поэлементная характеристика налога и особенности его исчисления………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………….19

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО «ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Экономический факультет 

Кафедра бухгалтерского учёта, финансов, АЭД  и аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему:

«Прямые налоги, их значение и сущность» 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила: Гусева Н. А.

                                                          Группа: 31                                                

                                                                                          Проверила: ст. преподаватель 

                                                                Воронова О. Е.

                                                                             

                                                                                                                          

                        

                                                                                    

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь – 2012 г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Место и роль прямых налогов в доходах бюджета

1.1. Прямые налоги: сущность, характеристика…………………………4

1.2. Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ……………………..10

2. Поэлементная характеристика налога и особенности его исчисления………………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………17

Список используемой литературы……………………………………….19

 

 

Введение

 

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Вводя налоги, государство изымает  у предприятий часть их доходов  в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с  формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального  дохода и создает условия для  эффективного государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место и роль прямых налогов в доходах бюджета РФ

 

      1. Прямые налоги: сущность, характеристика

 

Налоги  как основной источник образования  государственных финансов известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения налогов в экономической  системе общества происходила эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIIIв. преобладало мнение о том, что налог – это цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIXв. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В ХХв. основной была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог  как «обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований». Существуют различные классификации  налогов. Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет классификация  налогов по способу взимания на прямые и косвенные.

Прямые  налоги – налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).

Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным  плательщиком косвенных налогов  является потребитель товара (работы, услуги).

Современное представление о делении налогов  на прямые и косвенные сложилось  в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные. Эти критерии включают:

 

1)критерий  перелагаемости;

2)критерий  способа налогообложения и взимания;

3)критерий  платежеспособности.

Сравнительная характеристика прямых и косвенных  налогов по основным признакам представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Признак сравнения

Прямые налоги

Косвенные налоги

Субъект правоотношений

В правоотношения по поводу взимания налогов  вступают два субъекта: бюджет и  налогоплательщик

В правоотношения по поводу взимания налогов  вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними

Факторы, определяющие величину налога

Величина налогов непосредственно  зависит от финансовых результатов  деятельности налогоплательщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Объект налогообложения

Эти налоги подоходно- поимущественные

Эти налоги имеют объектом обложения  обороты по реализации товаров (работ, услуг)


 

Согласно  первому критерию перелагаемость налогов возможна только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен. Посредством обменных и распределительных процессов определенный законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо – носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее данный налог, - это не обязательно одно и то же лицо.

Критерий  перелагаемости впервые был использован в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в конце XVIIв. (практика такой классификации установилась еще в XVIв.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете упадет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника – действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Следовательно, поземельный налог – это прямой налог, а остальные налоги являются косвенными. Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя из факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя.

Английский  экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) критерием  считал намерение законодателя: прямой налог – это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный – это налог, который  должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо. Того же мнения придерживался  и Адольф Вагнер (1835-1917).

Итак, в  соответствии с рассмотренным критерием  окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое  получает доход, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель  товара, на которого налог перекладывается  путем надбавки к цене.

Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма. Косвенные же налоги не всегда можно в полном размере переложить на потребителя, так как рынок может и не принять в полном объеме товар по повышенным ценам.

В связи  с недостатками критерия перелагаемости во Франции, например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способ налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются по личным (окладным), периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг. В соответствии с критерием платежеспособности обложение налогом определенного источника относится к прямым налогам, обложение же на основе учета общей платежеспособности лица – к косвенным. Иными словами, все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те же налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности через действия плательщиков, признаются косвенными.

Немецкий  ученый Геккель конкретизировал  это положение, разделив все налогообложение  на подоходно-поимущественное обложение  и обложение расходов потребления. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика  делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к косвенным.

Деление налогов на прямые и косвенные  на основании подоходно-расходного принципа, установленного в начале ХХв., не утратило своего значения и в конце века.

Однако, помимо деления налогов на прямые и косвенные в литературе по теории налогообложения встречается и другая классификация. Так, по мнению доктора экономических наук, профессора Б.Х. Алиева, по способу взимания все налоги классифицируются на три группы:

1)прямые  налоги;

2)косвенные  налоги;

3)пошлины  и сборы.

Под прямыми  налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными –  налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б. Х. Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два первых разряда.

Данная  классификация на наш взгляд является более точной. Она и будет использоваться нами в работе.

Следует отметить также, что в литературе по теории налогообложения прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что доход может оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организации уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных с учетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямых налогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личными налогами.

Доход может  определяться и опосредованно, через  оценку внешних проявлений благополучия лица: вида и качества жилья, размера  и месторасположения земельного участка и др. В этом случае облагается не фактический, а предполагаемый средний  доход лица, получаемый в данных экономических условиях от того или  иного предмета налогообложения (собственности, денежного капитала и др.). Эту  группу прямых налогов называют реальными. Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название [англ. real – имущество].

Таким образом, группу прямых реальных налогов образуют земельный, транспортный налоги, налог  на добычу полезных ископаемых, водный налог. В группу прямых личных налогов  включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

 

1.2. Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ

 

Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета  путем прямого и косвенного налогообложения. Считается, что соотношение этих групп во многом зависит от состояния  экономики и проводимой налоговой  политики. Преобладание прямых налогов  характерно для стабильной экономики. В период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов.

Информация о работе Прямые налоги, их значение и сущность