Порядок рассмотрения материалов налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Порядок рассмотрения материалов налоговых проверок ……………………………………………………………….
Общие положения рассмотрения материалов налоговых проверок……………………………………………………………………...
Права налогоплательщиков при проведении налогового контроля……………………………………………………………………...
Рассмотрение материалов проверки Вынесение решения по итогам проверки…………………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

 

 

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)» Брянский филиал

Цикловая   комиссия   экономических  дисциплин

 

Курсовая работа

Учебная дисциплина  «Налоговый контроль»

Тема  «Порядок рассмотрения материалов налоговых проверок»

Выполнила

Руководитель 

Отметка о допуске к защите_______________________________________

Оценка работы_________________________________________________

 

 

 

 
 
 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Порядок рассмотрения материалов налоговых проверок ……………………………………………………………….
    1. Общие положения рассмотрения материалов налоговых проверок……………………………………………………………………...
    2. Права налогоплательщиков  при проведении налогового контроля……………………………………………………………………...
    3. Рассмотрение материалов проверки Вынесение решения по итогам проверки…………………………………………………………….
  2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты. 

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Налоговые проверки являются важнейшей  формой налогового контроля, поскольку в результате их проведения складывается наиболее верное представление о деятельности налогоплательщика, а процесс оформления результатов налоговой проверки имеет множество тонкостей и сложностей.

Целью настоящей работы является: 
- изучение теоретических положений процесса рассмотрения материалов налоговой проверки.

Для достижения  поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть  основные понятие порядка рассмотрения материалов налоговых проверок; 
- выделить  основные права налогоплательщиков при налоговом контроле;  
- изучить порядок проведения рассмотрения материалов проверки, вынесение решения по итогам проверки.

Объектом  исследования являются процесс рассмотрения материалов налоговых проверок.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования:    анализ, сравнение, изучения нормативно-правовой базы, статистический, обобщения и др.

 
 
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Порядок рассмотрения материалов налоговых проверок

1.1.Общие положения рассмотрения материалов налоговых проверок

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, обязан рассмотреть акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, с учетом представленных проверяемым лицом письменных возражений, и принять по ним решение. Обратите внимание: рассмотрение материалов налоговой проверки это процесс, который заканчивается заседанием, на котором принимается окончательное решение по итогам проверки. На весь этот процесс законодателем отводится определенный срок.

Для рассмотрения материалов проверки и принятия решения по общему правилу руководителю (его заместителю) налогового органа дается десять рабочих дней по истечении срока для представления возражений на акт проверки (15 рабочих дней со дня получения акта проверки).

Пример. Срок для представления возражений на акт налоговой проверки истек 30 сентября (среда). 
Порядок определения срока для рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ней:  
течение срока для рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ней начинается с 1 октября (четверг) и с учетом отсутствия выходных дней, заканчивается через 10 рабочих дней, т.е. 14 октября (среда).

В то же время следует учитывать, что десятидневный срок для рассмотрения материалов по итогам налоговой проверки и вынесения решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. Основным мотивом такого продления является проведение мероприятий дополнительного налогового контроля, хотя не исключено, что у налоговых органов может быть и иное мотивированное основание для продления рассматриваемого срока. О продлении срока выносится решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, которое доводится до сведения налогоплательщика.  
Отметим, что рассмотрение материалов проверки за пределами установленного срока вряд ли может привести к отмене принятого решения, поскольку суды в отсутствии специальных положений о подобных последствиях, будут оценивать влияние допущенного нарушения (в виде пропуска срока) на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. А вот отсутствие налогоплательщика на заседании в некоторых случаях позволяет признать принятое решение незаконным.

На рассмотрение материалов налоговой проверки налоговый орган обязан пригласить налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка. О времени и месте рассмотрении материалов налоговой проверки налоговики извещают налогоплательщика посредством направления ему уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)установленной формы.  
Нарушение этого условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это связано с тем, что нельзя привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности без предоставления ему права знать о сути вменяемых ему правонарушений, представить по ним свои возражения руководителю (заместителю руководителя) налогового органа перед принятием решения о привлечении к налоговой ответственности.  
Однако следует учесть: если налогоплательщик извещен надлежащим образом, но на заседание не явился, это не является препятствием для рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены решения налогового органа. Тем не менее, руководитель налогового органа может отложить рассмотрение акта проверки при неявке налогоплательщика, если будет признано, что участие налогоплательщика обязательно для рассмотрения этих материалов (например, когда содержание акта неоднозначно и руководителю необходимо лично опросить налогоплательщика по фактам, изложенным в акте и в возражениях на акт). Такое действие производится на основании решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения.

Пример. Налоговый орган рассмотрел материалы налоговой проверки и вынес решение в отсутствие налогоплательщика. 
Признание решения недействительным из-за несоблюдения процедуры:  
1) если налоговый орган предупредил налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, но он не явился на это заседание, оснований для признания принятого решения недействительным нет;  
2) если налоговый орган не предупредил налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, вследствие чего он не явился на это заседание, принятое решения признается недействительным.

Отметим один нюанс: спорить о недействительности решения бесполезно, если налогоплательщик не был извещен о рассмотрении материалов проверки в надлежащем порядке, но присутствовал на нем самом. Этим иногда пользуются налоговые органы, например, приглашая по телефону руководителя организации в инспекцию по какой-нибудь формальной причине, а потом оказывается, что в этот день назначено заседание по рассмотрению материалов прошедшей налоговой проверки.  
Несколько слов об извещении налогоплательщика о предстоящем заседании. Несмотря на то, что в НК РФ нет четкого указания на то, каким образом осуществляется извещение налогоплательщика, Минфин России считает, что извещение передается любым способом, свидетельствующим о дате его получения лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка. Причем датой вручения указанного извещения, направленного налоговым органом по почте заказным письмом, считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Если с первым утве6рждением стоит согласиться, то со вторым – вряд ли.  
Допустим, налоговый орган назначит заседание на седьмой день после отправки извещения об этом налогоплательщику, посчитав, что на шестой день оно будет получено. Если налогоплательщик фактически получит его на восьмой день, заседание состоится без него. При наличии документального подтверждения этому (конверта со штампом почты) шансы доказать, что налогоплательщик не мог присутствовать на рассмотрении материалов проверки в силу того, что не был извещен об этом, весьма велики. Теперь обратимся к процедуре рассмотрения материалов проверки с участием налогоплательщика.

Решение по итогам налоговой проверки выносится только по результатам рассмотрения материалов таковой. Причем данная процедура имеет ряд существенных условий, нарушение которых автоматически служит основанием для отмены итогового вердикта налоговиков. Правда, далеко не всегда очевидно, является ли то или иное отступление от правил настолько существенным или нет.

Налоговым кодексом строго регламентированы не только порядок проведения налоговой проверки, но и процедура вынесения инспекторами решения по ее итогам, важной составляющей, которой является рассмотрение материалов ревизии.

Так, прежде всего, должным образом должны быть оформлены результаты проверки. В частности, в течение двух месяцев после составления справки о проведении выездной ревизии составляется акт по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК). В нем, в том числе указываются выявленные нарушения налогового законодательства или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению (подп. 12, 13 п. 3 ст. 100 НК). При этом факты нарушений должны быть подтверждены документами, сопровождающими акт. Но документы, полученные непосредственно от самого налогоплательщика к нему не прилагаются. Доказательная база, представляющая собой сведения, которые составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую государством тайну, в данном случае оформляется в виде заверенных инспекцией выписок (п. 3.1 ст. 100 НК).

В аналогичном порядке подготавливается и акт камеральной проверки. Но составляется он лишь в случае наличия нарушений налогового законодательства и в гораздо меньший срок – в течение 10 дней после окончания камеральной проверки. Если же нарушений выявлено не было акт  
не оформляется. Кроме того, камеральная проверка в любом случае не требует составления справки о ее проведении (п. 1 ст. 100 НК)

В течение 5 дней с даты акта, он должен быть вручен или передан проверяемому налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК). Тем самым Налоговый кодекс обеспечивает ему возможность ознакомиться с претензиями ревизоров и подготовить свои объяснения и возражения на этот счет. В течение 15 дней со дня получения акта налогоплательщик вправе представить их в инспекцию в письменном виде, в том числе приложив документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его заявлений (п. 6 ст. 100 НК). Собственно говоря, в общем случае возражения проверяемого лица – это последние материалы проверки, необходимые для вынесения решения по ее итогам. Истечение срока на их представление и запускает следующий этап процедуры вынесения решения по итогам ревизии, а именно, рассмотрение материалов проверки. Однако в ходе такового налоговиками еще может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Права налогоплательщиков  при проведении налогового контроля

Общие права налогоплательщика при проведении налогового контроля перечислены в  пункте 1 статьи 21 Налогового кодекса. В то числе к ним они включают в себя право:

  • – представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

  • – получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов,

  • – участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.

В частности, как уже упоминалось, срок вынесения решения по итогам ревизии отсчитывается только с момента истечения срока на представление налогоплательщиком письменных возражений по акту, а само проверяемое лицо должно быть приглашено на рассмотрение материалов проверки. Собственно говоря, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов ревизии, а также представить объяснения, прямо отнесены к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов проверки. Между тем нарушение таковых является безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения инспекции, вынесенного по итогам ревизии (п. 14 ст. 101 НК). Проще говоря, правомерны ли при этом претензии налоговиков по существу, в данном случае значения уже не имеет.

Кроме того, пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса предусмотрено, что подобные последствия могут иметь место и при иных нарушениях процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если они привели или могли привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки. Но, учитывая, что точного перечня таковых нет, однозначного ответа вопрос, является ли то или иное отступление налоговиков от правил столь уж существенным, никогда не имеет.

Опираясь на арбитражную практику, можно утверждать, что существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки является вынесение решения по итогам ревизии до истечения срока подачи налогоплательщиком возражений по акту, в связи, с чем таковые и не были учтены (постановление ФАС Московского округа от 23 января 2009 г. №КА-А40/12029-08). Однако, если при этом проверяемое лицо имело возможность участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, исход судебного разбирательства может быть различным. В некоторых случаях судьи придерживаются мнения, что поскольку в рассматриваемой ситуации налогоплательщик не имел достаточно времени, чтобы подготовиться решение налоговиков подлежит отмене (определение ВАС от 29 апреля 2009 г. №ВАС-4913/09). В других – что оснований для отмены налогового решения нет, поскольку свои возражения налогоплательщик мог представить непосредственно при рассмотрении материалов проверки (постановление ФАС Восточносибирского округа от 14 октября 2008 г. №А33-476/08-Ф02-5025/08).

Информация о работе Порядок рассмотрения материалов налоговых проверок