Понятие, сущность, виды и функции налога и его значение в формировании бюджета
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:01, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Доходы бюджета - это централизованный
фонд денежных средств, формируемых за
счет распределения части национального
дохода для выполнения функций государства.
Федеральный бюджет Российской
Федерации по сути своей является главным
финансовым планом государства, утверждается
Федеральным Собранием (принимается Государственной
Думой и одобряется Советом Федерации)
в форме федерального закона.
Доходы федерального бюджета
по экономическому содержанию выражают
собой денежные отношения, возникающие
между государством и физическими и юридическими
лицами в процессе формирования фондов
денежных средств, поступающих в распоряжение
органов власти.
К доходам федерального бюджета,
кроме налоговых доходов, также причисляют
доходы от внешнеэкономической деятельности
и прибыль Центрального банка Российской
Федерации, остающаяся после уплаты налогов
и других обязательных платежей.
2.1. Структура доходов федерального
бюджета
Прогноз доходов федерального
бюджета на 2014 - 2016 годы производится на
основе сценарных условий функционирования
экономики Российской Федерации и основных
параметров прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2014 год
и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных
Правительством Российской Федерации.
В основе разработки проекта федерального
бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015
и 2016 годов лежат достигнутые в последние
годы результаты бюджетной политики, а
также перспективные направления развития
бюджетной системы, направленные на повышение
уровня сбалансированности бюджета и
сокращение дефицита.
Изменение доходной базы федерального
бюджета в связи с изменением законодательства
Российской Федерации
2.2. Прогнозируемый доход от уплаты налога
на прибыль организаций в 2014 – 2016 годах
№
п/п
Показатели
2014 год
2015 год
2016 год
1
Законопроект (2014-2016
гг.), млрд. рублей
380,1
409,2
447,4
к предыдущему году, млрд.
рублей)
27,6
29,1
38,2
к предыдущему году, %
107,8
107,7
109,3
темпы роста к 2013 году
107,8
116,1
126,9
2
Федеральный закон
№ 216-ФЗ (с изм.) (2013-2015 гг.), млрд. рублей
493,3
559,5
к предыдущему году, млрд.
рублей)
47,9
66,2
к предыдущему году, %
110,8
113,4
3
Законопроект
к Федеральному закону № 216-ФЗ (с
изм.)
млрд. рублей
-113,2
-150,3
%
77,1
73,1
В представленных расчетах
налога на прибыль организаций и пояснениях
к ним используется показатель прибыли
для целей налогообложения, который в
целях определения налоговой базы для
расчета налога на прибыль по ставке 2
% уменьшается на сумму прибыли, не учитываемой
при определении налоговой базы в соответствии
с законодательно установленным порядком,
сумму полученных убытков и сумму льгот,
учтенных в уменьшение налоговой базы,
и увеличивается на налоговую базу по
операциям с ценными бумагами, обращающимися
и не обращающимися на организованном
рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок, не обращающимися
на организованном рынке ценных бумаг,
негосударственных пенсионных фондов.
Расчет налога на прибыль организаций
по доходам, облагаемым по ставкам, отличающимся
от общеустановленных (доходы в виде дивидендов,
доходы иностранных организаций), произведен
раздельно по каждой группе доходов путем
умножения налоговой базы и соответствующей
налоговой ставки (20 %, 15 % и 9 %) и учтен в
расчете поступлений налога на прибыль
организаций в 2014 году в сумме 121,5 млрд.
рублей, в 2015 и 2016 годах – в сумме 137,9
млрд. рублей и 146,3 млрд. рублей соответственно.
Поступление налога на прибыль с доходов,
полученных в виде процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам, предусмотрены
в 2014 – 2016 годах в одной и той же сумме
– 25,0 млрд. рублей (рассчитанной исходя
из динамики поступлений налога за 7 месяцев
2013 и досчета до года).
Сумма принятых в представленных
расчетах налога объемов прибыли для целей
налогообложения и доходов, облагаемых
по ставкам, отличающимся от общеустановленной
ставки, скорректирована на уровень собираемости
налога в размере 95 % на все годы прогнозного
периода.
Анализ динамики данных налоговой
отчетности по форме 1-НМ свидетельствует
о том, что фактический уровень собираемости
налога на прибыль в 2013 году складывается
выше прогнозируемого (95 %). К концу 2013 года
уровень собираемости может быть выше,
чем в 2012 году (за 2012 год он составил 94,7
%). Изменение уровня собираемости налога
на один процентный пункт в отношении
принятых в представленных расчетах налога
объемов прибыли для целей налогообложения
и доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся
от общеустановленной ставки, равнозначно
увеличению доходов федерального бюджета
в 2014 году на 3,7 млрд. рублей, в 2015 и 2016 годах
– на 4,0 млрд. рублей и на 4,4 млрд. рублей
соответственно.
Планируемые объемы налога
на прибыль организаций рассчитываются
на основе прогнозных показателей социально-экономического
развития (прибыль прибыльных организаций
для целей бухгалтерского учета), что формирует
риски недопоступления доходов федерального
бюджета в случае изменения параметров.
2.3 Прогнозируемый доход от уплаты
налога на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации
№
п/п
Показатели
2014 год
2015 год
2016 год
1
Законопроект (2014-2016
гг.), млрд. рублей
2 142,6
2 558,3
3 020,1
к предыдущему году, млрд.
рублей)
237,4
415,7
461,8
к предыдущему году, %
112,5
119,4
118,1
темпы роста к 2013 году
112,5
134,3
158,5
2
Федеральный закон
№ 216-ФЗ (с изм.) (2013-2015 гг.), млрд. рублей
2 566,2
3 025,1
к предыдущему году, млрд.
рублей)
392,8
458,9
к предыдущему году, %
118,1
117,9
3
Законопроект
к Федеральному закону № 216-ФЗ (с
изм.)
млрд. рублей
-423,6
-466,8
%
83,5
84,6
Согласно данным статистической
налоговой отчетности в 2012 году доля начисленного
налога на добавленную стоимость в ВВП
составляла 46,7 %, доля налоговых вычетов
– 43,8 %. Как указывается в материалах, представленных
одновременно с законопроектом, расчет
поступлений НДС осуществлен на основе
оценки суммы начисленного НДС за минусом
налоговых вычетов, умноженной на расчетный
уровень собираемости.
При этом доля начисленного
налога в ВВП в 2014 году составляет 46,54 %,
в 2015 и в
2016 годах – 47,13 % и 47,78 % соответственно,
а доля налоговых вычетов в
2014 году – 43,53 %, в 2015 и в 2016 годах
– 43,85 % и 44,23 % соответственно. Доля налоговых
вычетов в сумме начисленного
налога в 2014 году составляет 93,5 %,
в 2015 и в 2016 годах – 93,1 % и 92,6 % соответственно.
Следует отметить, что за период
с 2006 по 2012 год включительно удельный вес
налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился
с 88,3 % до 93,8 %, по состоянию на 1 августа
2013 года он составил 93,9 %.
Согласно представленным расчетам
доля основных налоговых вычетов к сумме
начисленного налога на 2014 год принята
в размере 84,35 % (против 84,4 % по оценке налоговой
базы за 2013 год) с учетом прогнозируемого
снижения налоговых вычетов по капитальному
строительству, на 2015 год – 84,3 %, на 2016 год
– 91 %. При этом, по информации ФНС России,
имеет место значительный рост налоговых
вычетов по суммам налога, предъявленным
подрядными организациями (заказчиками-застройщиками)
при проведении капитального строительства.
Доля таких налоговых вычетов в сумме
начисленного налога в 2012 году составила
2,09 % против 1,96 % в 2011 году, по состоянию
на 1 августа 2013 года – 2,61 %, что в основном
связано с продолжением реализации крупных
инвестиционных проектов, в том числе
государственных. Сохранение указанной
тенденции может привести к рискам непоступления
налога в запланированных объемах.
К недопоступлению налоговых
платежей в федеральный бюджет приводит
использование плательщиками различных
льгот и преференций. До настоящего времени
Правительством Российской Федерации
не внедрены системы полного учета налоговых
льгот, не разработаны методики оценки
их эффективности.
В 2012 году сумма федеральных
налогов, не поступившая в бюджет в связи
с предоставлением льгот и преференций
налогоплательщикам в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации,
составила 5 583,2 млрд. рублей и увеличилась
по сравнению с 2011 годом в 1,5 раза. Сумма
предоставленных льгот (преференций) по
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации, составила
5 056,9 млрд. рублей.
Счетная палата неоднократно
отмечала, что сохраняются проблемы,
связанные с администрированием налога
на добавленную стоимость.
В пояснительной записке к законопроекту
в качестве фактора, влияющего на увеличение
поступления НДС в 2015 году по сравнению
с 2014 годом, указываются изменение структуры
налоговой базы НДС и повышение уровня
собираемости НДС на 115,2 млрд. рублей. Однако
необходимых обоснований и расчетов указанного
увеличения в пояснительной записке к
законопроекту не представлено.
2.4. Прогнозируемый доход от уплаты акцизов
по подакцизным товарам (продукции), производимым
на территории Российской Федерации
№ п/п
Показатели
2014 год
2015 год
2016 год
1
Законопроект (2014-2016
гг.), млрд. рублей
584,5
686,2
824,9
к предыдущему году, млрд.
рублей)
156,7
101,7
138,7
к предыдущему году, %
136,6
117,4
120,2
темпы роста к 2013 году
136,6
160,4
192,8
2
Федеральный закон
№ 216-ФЗ (с изм.) (2013-2015 гг.), млрд. рублей
655,3
758,0
к предыдущему году, млрд.
рублей)
152,6
102,7
к предыдущему году, %
130,4
115,7
3
Законопроект
к Федеральному закону № 216-ФЗ (с
изм.)
млрд. рублей
-70,8
-71,8
%
89,2
90,5
Увеличение поступлений акцизов
в 2014 году в 1,3 раза по сравнению с ожидаемым
исполнением 2013 года связано с предусматриваемой
с 1 января 2014 года индексацией комбинированной
ставки акцизов на сигареты и папиросы
(в том числе специфической ставки – в
1,5 раза, адвалорной ставки – на 6,3 %, минимальной
специфической ставки – в 1,4 раза), индексацией
ставок акцизов на другие виды табачной
продукции – в 1,5 раза, нефтепродукты (на
автомобильный бензин в зависимости от
класса – от 10 % до 12,2 %, дизельное топливо
– от 5,9 % до 10 %, моторные масла для дизельных
и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей)
– на 10 %, прямогонный бензин – на 10 %), на
алкогольную продукцию с объемной долей
спирта свыше 9 % – на 25 %, ставки акцизов
на автомобили легковые и мотоциклы –
на 9,7 – 9,9 %, спирт этиловый из всех видов
сырья – на 25,4 %.
Кроме того, увеличение поступления
акцизов связано с ростом облагаемых объемов
реализации нефтепродуктов, табачной
продукции, автомобилей легковых и мотоциклов,
алкогольной продукции с объемной долей
спирта свыше 9 %.
Увеличение поступлений акцизов
в 2015 году на 17,4 % по сравнению с 2014 годом
связано в основном с повышением ставок
акцизов на табачную продукцию, алкогольную
продукцию с объемной долей этилового
спирта свыше 9 %, нефтепродукты, автомобили
легковые и мотоциклы, спирт этиловый
из всех видов сырья, а также с ростом облагаемых
объемов реализации нефтепродуктов, автомобилей
легковых и мотоциклов, спирта этилового
из пищевого сырья.
2.5. Прогнозируемый доход от уплаты акцизов
по подакцизным товарам (продукции), ввозимым
на территорию Российской Федерации
№
п/п
Показатели
2014 год
2015 год
2016 год
1
Законопроект (2014-2016
гг.), млрд. рублей
76,7
91,6
102,4
к предыдущему году, млрд.
рублей)
18,2
14,9
10,8
к предыдущему году, %
131,1
119,4
111,8
темпы роста к 2013 году
131,1
156,6
175,0
2
Федеральный закон
№ 216-ФЗ (с изм.) (2013-2015 гг.), млрд. рублей
87,7
106,7
к предыдущему году, млрд.
рублей)
16,6
19,0
к предыдущему году, %
123,3
121,7
3
Законопроект
к Федеральному закону № 216-ФЗ (с
изм.)