Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

В зависимости от временного фактора  можно выделить три вида налогового контроля;

       - предварительный;

       - текущий;

       - последующий.

Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля — предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей. Действительно, эффективным является проведение превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений. Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе последующего налогового контроля также результативно.

Уполномоченные  контрольные органы осуществляют предварительный  налоговый контроль при разработке проектов местных и республиканского бюджетов, при разработке мероприятий  по совершенствованию системы налогообложения  и направлений реформирования налоговой  политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный  налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления  срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [16].

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его — исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.

Значение  данной формы контроля в том, что  он позволяет оперативно вносить  изменения, не допуская серьезных налоговых  нарушений, избегая применения возможных  финансовых санкций.

Заключительная  форма налогового контроля — последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений — принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.

Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает  недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет  устранить их, возместить ущерб и  привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц [36, с. 125].

Важнейшими  элементами налогового контроля, помимо его форм, являются его виды и  методы.

Налоговый контроль осуществляется посредством  следующих контрольных мероприятий:

      - проверок;

       - обследований;

       - опроса налогоплательщиков и других лиц;

       - анализа [16].

В неразрывном единстве с видами контрольных  мероприятий находятся методы их осуществления.

Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля [41, с. 123].

  По поводу методов налогового контроля, равно как и по поводу его форм, существует несколько точек зрения. Например, В. В. Бурцев с составе метода государственного налогового контроля выделяет:

  1) общенаучные методические приемы  исследования объектов контроля (анализ, синтез, моделирование, научное  абстрагирование и др.);

  2) собственно эмпирические методические  приемы (инвентаризация, контрольные  замеры работ, формальная и  арифметическая проверки, письменный  и устный опросы и т. д.);

  3) специфические приемы смежных  экономических наук (приемы экономического  анализа, экономико-математические  методы, методы теории вероятностей  и математической статистики) [16].

Базируясь на предложенных авторами концепциях методов финансового и налогового контроля, следует говорить о многоуровневой системе методов налогового контроля, которая включает в себя следующие  виды методов:

      - общенаучные методы, такие как анализ, синтез, моделирование, статистический метод и т. д.;

        - специальные методы исследования, такие как проверка документов, экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов, помещений, территорий, применение которых характерно для определенных видов деятельности, в частности, для контрольной деятельности;

- методы воздействия на проверяемых  лиц в ходе осуществления налогового  контроля, такие как убеждение,  поощрение, принуждение и др. [41, с. 123].

Применение  конкретного метода налогового контроля зависит от вида осуществляемого  контрольного мероприятия, поэтому  выделять те или иные методы контроля целесообразно по ходу рассмотрения его видов.

Следует согласиться с мнением ученой Е. В. Шориной, которая отмечала, что  в зависимости от научных и  практических задач в основу классификации  видов контроля могут быть положены различные критерии: природа субъектов  контроля, их задачи, содержание контрольной  деятельности, характер контрольных  полномочий, характер взаимоотношений  субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии управления, на которых  проводится контроль, юридические последствия  контроля [16]. Аналогичный подход к классификации контроля нашел свое развитие в трудах многих ученых, и к настоящему времени в экономической науке сложились традиционные классификации финансового и налогового контроля, предполагающие выделение видов контроля в зависимости от субъектов, форм, методов контроля, периодичности, направленности, глубины, времени проведения контрольных мероприятий.

Так как налоговый контроль обычно рассматривается  в качестве целостной системы  его элементов, критерии классификации  видов налогового контроля будут  определяться, исходя из характеристики положенного в ее основу элемента контроля. Кроме этого, в качестве классификационных признаков в  данном случае могут выступать также  и внешние характеристики контрольной  деятельности, такие как место  и время проведения контрольных  мероприятий. Исходя из вышесказанного, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля;

1) В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:

        - налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

         -налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими органами.

В зависимости от подведомственности и подчиненности контролирующих налоговых органов можно выделить:

      - налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, где налогоплательщик состоит на налоговом учете;

      - налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в отношении налогоплательщиков и иных лиц в порядке контроля за деятельностью нижестоящего контрольного органа, проводившего проверку соответствующего лица.

2) В зависимости от характеристики контролируемых лиц;

        - налоговый контроль организаций;

        - налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;

        - налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

3) В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:

       - комплексный налоговый контроль, подразумевающий исследование всего комплекса деятельности исследуемого лица по вопросам, касающимся налогообложения;

     - тематический налоговый контроль, подразумевающий проверку отдельных вопросов уплаты определенных налогов и сборов и соблюдения налогового законодательства;

       - целевой налоговый контроль, производимый по отдельным финансовым операциям налогоплательщика, например, по вопросам правильности применения налоговых льгот, правомерности возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

4) В зависимости от используемых методов и приемов поверки документов налоговый контроль делится на два подвида:

- в зависимости от степени охвата предметов контроля:

     а) сплошной налоговый контроль (проверка всех имеющихся документов, связанных с вопросами налогообложения);

     б) выборочный налоговый контроль (проверка только части специально  отобранных документов).

          - в зависимости от источников получения сведений и данных:

     а) документальный налоговый контроль (базируется на изучении документально  зафиксированных данных);

     б) фактический налоговый контроль (основан на изучении фактического  состояния объектов налогообложения,  осуществляется посредством инвентаризации  имущества, обследования помещений  и т. д.);

     в) встречный налоговый контроль (предусматривает получение информации  от контрагентов проверяемых лиц) [38, c. 61].

Таким образом, российские финансовые школы  предлагают классификацию налогового контроля, в основу которой положены принципы, характеризующие данный феномен  с разных сторон, что позволяет  рассматривать контролирующую деятельность налоговых органов во многих аспектах. Однако следует иметь в виду, что  представленная выше классификация  ориентирована на государственный  налоговый контроль. Кроме него, можно выделить еще и аудиторский  налоговый контроль.

Основным  формой налогового контроля является проверка. Налоговая проверка бывает комплексной и тематической.

Комплексная налоговая проверка предполагает проверку правильности исчисления и уплаты всех налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды  за весь период от даты завершения предыдущей налоговой проверки до даты сдачи  последнего налогового расчета к  моменту завершения данной проверки.

Что же касается тематической налоговой  проверки, то в ходе осуществления проверки изучаются вопросы правильности исчисления и уплаты отдельных видов налогов или обязательных платежей; это проверка некомплексная, то есть проверяется определенный круг вопросов.

Налоговые органы проводят следующие виды проверок:

       - камеральные;

       - выездные, в том числе дополнительные;

       - выездные встречные проверки плательщиков.

Камеральная налоговая проверка всегда предшествует документальной. Проводится она налоговыми органами по месту их нахождения, без привлечения первичных документов, на основе данных бухгалтерской отчетности, расчетов, налоговых деклараций и других документов, связанных с уплатой налогов, представленных налогоплательщиком. При этом виде налогового контроля используются следующие методы:

        - визуальный (формальный) метод контроля;

        - проверка своевременности представления расчетов, отчетов, балансов;

        - метод арифметической проверки;

        - метод логической проверки;

        - метод проверки обоснованности применения ставок и наличия документов, подтверждающих право на льготы;

        - метод проверки полноты и своевременности поступления налогов.

Визуальный (формальный) метод предполагает контроль за правильностью оформления документов: наличие всех необходимых реквизитов, подписей и их расшифровки (указание фамилий, инициалов и должностей лиц, поставивших подпись), соблюдение установленных форм расчетов

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей