Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа
Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.
Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89
Говоря
о роли предварительного контроля,
следует отметить, что такая форма
контроля должна обеспечивать в первую
очередь не поступление в бюджет
санкций и штрафов за выявляемые
нарушения, а именно превенцию налоговых
нарушений. Поэтому в настоящее
время специалисты отдела предварительного
контроля работают в тесном контакте
с главными бухгалтерами плательщиков,
и такое взаимодействие носит
характер сотрудничества. Практика показывает,
что в последнее время
Все вышесказанное касалось в основном совершенствования налогового законодательства (в том числе и в области вопросов контроля) и методологии проведения проверок. Но анализ свидетельствует о том, что допричисленные в результате контрольных мероприятий суммы в общих налоговых поступлениях занимают достаточно малую долю [13, с. 73].
Поскольку
весьма значительную часть налогоплательщиков
составляют физические лица и индивидуальные
предприниматели, то нельзя забывать о
повышении эффективности
Что
касается работы с индивидуальными
предпринимателями, то здесь приоритетным
направлением в последнее время
является активизация деятельности
инспекции по выявлению незарегистрированной
предпринимательской
Наиболее
частым нарушением у индивидуальных
предпринимателей, работающих на рынках
и иных точках розничной торговли,
является неуплата единого налога.
Причем в некоторых случаях налоговым
инспекторам приходится привлекать
к содействию сотрудников правоохранительных
органов. Однако принимаемые налоговыми
органами меры по контролю за уплатой
единого налога, в том числе
путем организации постоянно
действующих постов контроля с участием
работников правоохранительных органов,
не позволили в полной мере пресечь
неуплату единого налога и привлечь
к уплате граждан при разовой
реализации. Поэтому необходимо предусмотреть
обязанность собственников
Как уже подчеркивалось ранее, важное значение в аспекте совершенствования контроля налоговых органов имеет работа с кадрами: регулярная организация и проведение семинаров по разным вопросам контроля, курсов повышения квалификации и т. п. Также здесь полезным могло бы быть введение системы балльных оценок работы инспекторов-контролеров. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами [35, с. 62].
При проведении камеральной проверки,
налоговый орган вправе истребовать
у налогоплательщика
Как показывает практика налогового администрирования, именно за не предоставление иных документов о деятельности налогоплательщика, он достаточно часто привлекается к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, что нельзя в полной мере признать верным.
Для
предупреждения различного рода злоупотреблений
со стороны должностных лиц
Кроме
того, негативным моментом является весьма
невысокий уровень оплаты труда
работников налоговых органов. В
прошлом существовала практика более
активного материального
Задача
оптимизации налоговой системы
не может иметь однозначного и
окончательного решения. Совершенствование
налогов в разных государствах не
было разовым мероприятием, а было
и есть непрерывный процесс, обусловленным
изменениями экономических
Реформирование налоговой системы нельзя рассматривать как одномоментный акт. Его целесообразно осуществлять поэтапно с ориентацией на принятые приоритеты. При этом требуется абсолютно четкость экономической стратегии государства, определение регулирующей роли и границ хозяйственных функций.
Позиция
правительственных структур, как правило,
основывается на интересах бюджета и склоняется
к необходимости лишь частичных корректировок
В этой полемике четко отражается двойственная природа налогов. С одной стороны, основная задача налоговой системы — обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой — налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. Разрешить коллизию этих двух главных целей всегда трудно. Тем не менее, в мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношению к темпам роста производства, инвестиций и экспорта. Конкретно они выражаются в стандартном для разных стран минимуме и составе применяемых налогов и сборов, определенном их соотношении и методах взимания каждого из основных налогов.
Упрощение
налоговой системы
Система налогообложения уплаты единого налога представляет собой стабильный источник государственных доходов, поскольку сумма налоговых платежей не зависит от фактических результатов деятельности предпринимателей. Применение единого налога стимулирует повышение эффективности деятельности индивидуального предпринимателя, так как издержки формирования и уплаты налога минимальны; методика расчета налога предельно прозрачна и проста; создается возможность для оценки перспектив развития бизнеса, поскольку уровень налоговых изъятий является практически стабильным и прогнозируемым [44, с. 95].
Все
вышеперечисленные очевидные
Но как показывает практика развития предпринимательства в Беларуси, мало принять хорошее законодательство в области предпринимательской деятельности, необходимо еще обеспечить реализацию его положений. Можно и не запрещать заниматься предпринимательской деятельностью, но установить такие барьеры, которые просто остановят многих желающих организовывать свой бизнес. Фактически одно время такие барьеры были установлены в Республике Беларусь, которые можно в такие группы как:
- экономические — высокие ставки налогов, неудобная система налогообложения, высокие таможенные пошлины и иные платежи, сложность осуществления внешнеторговых сделок и операций, трудности кредитования.
- административные — чрезмерное лицензирование многих видов деятельности, получение иных разрешений, сложная процедура регистрации субъектов предпринимательства, повышенный государственных контроль (надзор) за их деятельностью
- правовые — сложное и нестабильное законодательство.
Результатом наличия таких барьеров стало сдерживание развития предпринимательства в Беларуси. Вместе с тем, по мере стабилизации экономики, а также приобретения опыта управления экономикой, ориентированной на развитие рыночных отношений, государство стало активно регулировать предпринимательскую деятельность в стране, пытаясь предоставить всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантируя при этом равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Следует отметить, что в Беларуси характерной чертой малого предпринимательства является его полутеневой характер — около половины рассматриваемых субъектов совершают операции, не отражаемые в официальной отчётности. Суть проблемы в основном во внешних условиях деятельности субъектов малого предпринимательства, которая проходила и проходит периоды реформирования, в связи с коренной перестройкой экономики Беларуси, и зачастую далеко не всегда учитывала специфику данных субъектов. К внешней среде относится: законодательная база, налоговая система, информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, которые непосредственно влияют на деятельность субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: принимаются соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях. Для решения задач, поставленных перед государством, в рамках мер по поддержке и развитию малого предпринимательства на 2010 - 2012 годы необходимо продолжать намеченную тенденцию по либерализации условий экономической деятельности субъектов предпринимательства [45, с. 73].
Так
целью единого налога с индивидуальных
предпринимателей является борьба с
уклонением от уплаты налогов со стороны
таких налогоплательщиков, деятельность
которых непрозрачна в
В
настоящее время в соответствии
с законодательством, регулирующим
порядок использования торговых
автоматов, создается система контроля
налоговыми органами этого торгового
оборудования - автономных автоматов
с купюроприемниками по продаже
кофе, чая, воды, других продуктов питания
и потребительских товаров. С 1 июля
2012 года применение юридическими лицами
и индивидуальными
Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей