Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

Говоря  о роли предварительного контроля, следует отметить, что такая форма  контроля должна обеспечивать в первую очередь не поступление в бюджет санкций и штрафов за выявляемые нарушения, а именно превенцию налоговых  нарушений. Поэтому в настоящее  время специалисты отдела предварительного контроля работают в тесном контакте с главными бухгалтерами плательщиков, и такое взаимодействие носит  характер сотрудничества. Практика показывает, что в последнее время достаточно большая часть нарушений налогового законодательства связана с вопросами  применения налоговых льгот.

Все вышесказанное касалось в основном совершенствования налогового законодательства (в том числе и в области  вопросов контроля) и методологии  проведения проверок. Но анализ свидетельствует  о том, что допричисленные в результате контрольных мероприятий суммы  в общих налоговых поступлениях занимают достаточно малую долю [13, с. 73].

Поскольку весьма значительную часть налогоплательщиков составляют физические лица и индивидуальные предприниматели, то нельзя забывать о  повышении эффективности контрольной  работы в отношении этой категории  плательщиков. Так, в части физических лиц необходимо повысить результативность контроля за их расходами. Такой вид  контроля должен быть законодательно урегулирован нормами налогового законодательства. В частности, следует ввести положения  о контроле за приобретением физическими  лицами валютных ценностей в результате совершения операций, превышающих определенную сумму.

Что касается работы с индивидуальными  предпринимателями, то здесь приоритетным направлением  в последнее время  является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить. Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций  является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно  увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой  инспекции на территорию другой инспекции.

Наиболее  частым нарушением у индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках и иных точках розничной торговли, является неуплата единого налога. Причем в некоторых случаях налоговым  инспекторам приходится привлекать к содействию сотрудников правоохранительных органов. Однако принимаемые налоговыми органами меры по контролю за уплатой  единого налога, в том числе  путем организации постоянно  действующих постов контроля с участием работников правоохранительных органов, не позволили в полной мере пресечь  неуплату единого налога и привлечь к уплате граждан при разовой  реализации. Поэтому необходимо предусмотреть  обязанность собственников рынка  по ограничению допуска индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц к реализации на предоставленных  для торговли местах без уплаты единого  налога. Данную обязанность следует урегулировать законодательно [43, с. 46-47].

Как уже подчеркивалось ранее, важное значение в аспекте совершенствования  контроля налоговых органов имеет  работа с кадрами: регулярная организация  и проведение семинаров по разным вопросам контроля, курсов повышения  квалификации и т. п. Также здесь  полезным могло бы быть введение системы  балльных оценок работы инспекторов-контролеров. Сущность такой оценки, состоит в  том, что в зависимости от категории  каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также  отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор  должен набрать определенное минимальное  количество баллов. Количество набранных  баллов может служить основанием для вывода о его служебном  соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой  для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в  части наиболее оптимального распределения  нагрузки между отдельными инспекторами [35, с. 62].

При проведении камеральной проверки, налоговый орган вправе истребовать  у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Налоговый кодекс  Республики Беларусь не содержит точного перечня документов, которые могут быть истребованы  налоговыми органами дополнительно  в ходе этой проверки. Данным положением налоговые органы достаточно часто  пользуются, требуя представить большое  количество самых разнообразных  документов касающихся финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика. Эти  требования порой весьма затруднительны для выполнения налогоплательщиками, поскольку для подбора запрашиваемых  документов требуется определенное время, а также совершение целого ряда технических мероприятий.

Как показывает практика налогового администрирования, именно за не предоставление иных документов о деятельности налогоплательщика, он достаточно часто привлекается к  административной ответственности  за совершение налогового правонарушения, что нельзя в полной мере признать верным.

Для предупреждения различного рода злоупотреблений  со стороны должностных лиц налоговых  органов, индивидуальному предпринимателю  следует знать, что требования налоговых  органов относительно количества, а  также перечня требуемых документов для проведения камеральной налоговой  проверки имеют чёткие границы. Исследование позволяет сделать вывод о том, что основной целью камеральной  налоговой проверки является выявление ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций.

Кроме того, негативным моментом является весьма невысокий уровень оплаты труда  работников налоговых органов. В  прошлом существовала практика более  активного материального стимулирования налоговиков посредством того, что  в распоряжении налоговой инспекции  оставался определенный процент  от сумм, доначисленных и взысканных в результате проводимых контрольных  мероприятий. Возврат такого рода поощрения  результатов контрольной работы инспекции достаточно позитивно  сказался бы на качестве работы специалистов налогового контроля. Как правило, мотивация  труда в данной ситуации играет не последнюю роль. Тем более что  зачастую контрольная работа налогового инспектора сопряжена с определенными  трудностями и даже риском.    

Задача  оптимизации налоговой системы  не может иметь однозначного и  окончательного решения. Совершенствование  налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а было и есть непрерывный процесс, обусловленным  изменениями экономических ситуаций. Стабильными и неизменными остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые  системы являются воплощением налоговой  политики государств, которая проводиться  в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.     

Реформирование  налоговой системы нельзя рассматривать  как одномоментный акт. Его целесообразно  осуществлять поэтапно с ориентацией  на принятые приоритеты. При этом требуется  абсолютно четкость экономической стратегии государства, определение регулирующей роли и границ хозяйственных функций.    

Позиция правительственных структур, как  правило, основывается на интересах  бюджета и склоняется к необходимости  лишь частичных корректировок налоговой  системы, тогда как представители реального сектора экономики отстаивают существенный пересмотр налогового законодательства исходя из интересов отдельных отраслей и предприятий [12, с. 34].    

В этой полемике четко отражается двойственная природа налогов. С одной стороны, основная задача налоговой системы — обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой — налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. Разрешить коллизию этих двух главных целей всегда трудно. Тем не менее, в мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношению к темпам роста производства, инвестиций и экспорта. Конкретно они выражаются в стандартном для разных стран минимуме и составе применяемых налогов и сборов, определенном их соотношении и методах взимания каждого из основных налогов.

Упрощение налоговой системы осуществляется, прежде всего, на основе сокращения числа  налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых  баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и  уплаты местных налогов и сборов. За последние годы были изменения и в каждой системе налогообложения индивидуальных предпринимателей [33, с. 24].       

Система налогообложения уплаты единого  налога представляет собой стабильный источник государственных доходов,  поскольку сумма налоговых платежей не зависит от фактических результатов деятельности предпринимателей. Применение единого налога стимулирует повышение эффективности деятельности индивидуального предпринимателя, так как издержки формирования и уплаты налога минимальны;  методика расчета налога предельно прозрачна и проста; создается возможность для оценки перспектив развития бизнеса, поскольку уровень налоговых изъятий является практически стабильным и прогнозируемым [44, с. 95].    

Все вышеперечисленные очевидные позитивные изменения в области определения  правил ведения бизнеса, а так  же в области налогообложения  субъектов хозяйствования, направлены на улучшение делового климата и  развития предпринимательства в  республике.     

Но  как показывает практика развития предпринимательства в Беларуси, мало принять хорошее законодательство в области предпринимательской деятельности, необходимо еще обеспечить реализацию его положений. Можно и не запрещать заниматься предпринимательской деятельностью, но установить такие барьеры, которые просто остановят многих желающих организовывать свой бизнес. Фактически одно время такие барьеры были установлены в Республике Беларусь, которые можно в такие группы как: 

   - экономические — высокие ставки  налогов, неудобная система налогообложения, высокие таможенные пошлины и иные платежи, сложность осуществления внешнеторговых сделок и операций, трудности кредитования.

        - административные — чрезмерное лицензирование многих видов деятельности, получение иных разрешений, сложная процедура регистрации субъектов предпринимательства, повышенный государственных контроль (надзор) за их деятельностью

           - правовые — сложное и нестабильное  законодательство.     

Результатом наличия таких барьеров стало  сдерживание развития предпринимательства  в Беларуси. Вместе с тем, по мере стабилизации экономики, а также приобретения опыта управления экономикой, ориентированной на развитие рыночных отношений, государство стало активно регулировать предпринимательскую деятельность в стране, пытаясь предоставить всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантируя при этом равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.    

Следует отметить, что в Беларуси характерной  чертой малого предпринимательства  является его полутеневой характер — около половины рассматриваемых субъектов совершают операции, не отражаемые в официальной отчётности. Суть проблемы в основном во внешних условиях деятельности субъектов малого предпринимательства, которая проходила и проходит периоды реформирования, в связи с коренной перестройкой экономики Беларуси, и зачастую далеко не всегда учитывала специфику данных субъектов. К внешней среде относится: законодательная база, налоговая система, информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, которые непосредственно влияют на деятельность субъектов малого предпринимательства.   

В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется  значительное внимание: принимаются соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях. Для решения задач, поставленных перед государством, в рамках  мер по поддержке и развитию малого предпринимательства на 2010 - 2012 годы необходимо продолжать намеченную тенденцию по либерализации условий экономической деятельности субъектов предпринимательства [45, с. 73].

Так целью единого налога с индивидуальных предпринимателей является борьба с  уклонением от уплаты налогов со стороны  таких налогоплательщиков, деятельность которых непрозрачна в финансовом отношении. Государство вынуждено  оценивать их фактический доход  и определять соответствующую сумму  налогов. Во многих странах к данным налогоплательщикам, как правило, относятся  индивидуальные предприниматели. Это  справедливо и в отношении  Республики Беларусь.

В настоящее время в соответствии с законодательством, регулирующим порядок использования торговых автоматов, создается система контроля налоговыми органами этого торгового  оборудования - автономных автоматов  с купюроприемниками по продаже  кофе, чая, воды, других продуктов питания  и потребительских товаров. С 1 июля 2012 года применение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  торговых автоматов без встроенного  кассового оборудования либо без  использования данной системы запрещается. В этой связи МНС напоминает субъектам  предпринимательской деятельности о том, чтобы они своевременно позаботились о подключении своих  торговых автоматов к системе  контроля. Чтобы не допустить приостановления  своей деятельности предпринимателям, использующим торговые автоматы, стоит  заблаговременно принять меры и  подать в РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" заявку на установку средства контроля налоговых органов (далее СКНО). Тогда их торговые автоматы подключат к этой системе и они смогут нарабатывать положительный опыт  функционирования СКНО по взиманию платежей  до 1 июля 2012 года.

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей