Международное сотрудничество в сфере налогообложения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 07:38, реферат
Описание работы
Налоги - сложный социальный институт, имеющий длительную историю. Они непосредственно отражают уровень культурного, экономического, политического развития общества. Кроме того, налоги оказывают мощное обратное воздействие, прежде всего на состояние политической и экономической системы. В частности, значение налогов как политического инструмента нередко связывают с феноменом государственной власти, с проблемой государственного суверенитета.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ………………………………………………………….4 ГЛАВА 2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ…………………..6 ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ…….9 ГЛАВА 4. ОФФШОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ……………………………………………………….12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
по налогообложению на
тему: «Международное сотрудничество
в сфере налогообложения»
Набережные Челны
2012
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ………………………………………………………….4
ГЛАВА 2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ…………………..6
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВОЙНОЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ…….9
ГЛАВА 4. ОФФШОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ
НАЛОГООБЛОЖЕНИИ……………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………17
ВВЕДЕНИЕ.
Во многих государствах существуют налоговые
правила, регулирующие налоговый режим
для работающих за границей резидентов
и действующих в данном государстве иностранных
лиц. И хотя налоговые системы в разных
странах неодинаковы, между ними необходимо
сходство и принципиальное взаимопонимание.
Налоги - сложный социальный институт,
имеющий длительную историю. Они непосредственно
отражают уровень культурного, экономического,
политического развития общества. Кроме
того, налоги оказывают мощное обратное
воздействие, прежде всего на состояние
политической и экономической системы.
В частности, значение налогов как политического
инструмента нередко связывают с феноменом
государственной власти, с проблемой государственного
суверенитета.
Среди основных барьеров, препятствующих
такому сотрудничеству, проблема двойного
налогообложения, возникающая в отношении
лиц и организаций, осуществляющих свою
деятельность в двух или более странах.
В настоящее время особое внимание уделяется
этой проблеме и рекомендуемый путь ее
решения - заключение межгосударственных
(или межправительственных) налоговых
соглашений.
В абсолютном большинстве случаев при
заключении международных соглашений
государства исходят из принципа взаимности.
По-прежнему принято считать, что именно
двусторонние соглашения наилучшим образом
учитывают специфику отношений между
конкретными договаривающимися государствами.
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ.
Страна может потребовать, чтобы весь
доход, получаемый налогоплательщиком,
подлежал налогообложению вследствие
его юридической связи с этой страной
(юрисдикция на основании гражданства).
Помимо этого налогоплательщик должен
участвовать в расходах на управление
страной, обеспечивающей получение дохода
(юрисдикция на основании территориальности).
Именно поэтому возникает возможность
двойного налогообложения.
Основные
цели международного сотрудничества в
налоговой сфере - устранение двойного
налогообложения и дискриминации налогоплательщиков.
Однако не менее важными являются и другие
цели:
· гармонизация налоговых систем
и налоговой политики;
· унификация фискальной политики
и налогового законодательства;
· гармонизация налогообложения
инвестиционной деятельности.
Международная экономическая
интеграция обусловила тенденции гармонизации
налоговой политики и национального налогового
права в зарубежных странах. Гармонизация
- это процесс приведения к соответствию
и взаимной соразмерности налоговых систем
различных государств.
Положение об унификации налогового
законодательства членов ЕЭС (Великобритания,
Италия, Франция, ФРГ, Испания и др.) было
зафиксировано в Римском договоре в 1957
году. В процессе формирования единого
рынка эти страны сначала ориентировались
на унификацию фискальной политики (в
рамках таможенного союза), затем перешли
к разрешению проблем двойного налогообложения,
предотвращению уклонений от налогообложения
и ликвидации условий по налоговой дискриминации.
В ходе согласования налогового
законодательства стран-участников ЕЭС
была проведена обязательная и постепенная
унификация взимания косвенных налогов.
Некоторые акцизы отменили вообще (на
чай, соль, сахар), другие косвенные налоги
стали взимать по единым ставкам. В дальнейшем
возникла идея постепенно перейти от проведения
общей налоговой политики к созданию территории
с единым налоговым режимом.
ГЛАВА 2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.
Отношения в сфере налогообложения
в отдельной стране регламентируются
нормами национального законодательства
и нормами международного права. Формой
реализации второй части законодательства
выступают международные договоры и соглашения.
Национальные правовые системы
различаются в зависимости от того, что
имеет большую юридическую силу: внутригосударственные
законы или международные договоры. Для
определения влияния норм национального
законодательства на налоговое соглашение
важно знать правовой статус международных
договоров в данной стране.
Если соглашение, инкорпорированное
в национальное законодательство, имеет
равную с ним силу, возникают определенные
трудности. Решая подобные вопросы, государства
придерживаются двух принципов:
а) lex posterior derogat legi priori;
б) lex specialis.
Чаще государства соблюдают
первый принцип. В этом случае закон, инкорпорировавший
международный договор, вытеснит ранее
принятые внутригосударственные законы.
Согласно второму принципу
действуют в первую очередь специальные,
а не более общие нормы. Это правило применяется
до принятия национального закона, отменяющего
положения международного налогового
соглашения.
В России большую силу имеет
международное соглашение, а не внутригосударственный
закон. Так, в статье 7 Кодекса указано:
"Если международным договором Российской
Федерации, содержащим понятия, касающиеся
налогообложения и сборов, предусмотрены
иные правила и нормы, чем предусмотренные
настоящим Кодексом и принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами о
налогах и/или сборах, то применяются правила
и нормы международных договоров Российской
Федерации".
В системе налогового законодательства
международные соглашения по налогообложению
делятся на группы:
? международные соглашения
общего характера;
? собственно налоговые
соглашения:
- общие налоговые соглашения
и конвенции;
- ограниченные налоговые
соглашения;
- соглашения об оказании
административной помощи;
? договоры, в которых затрагивают
и налоговые вопросы:
- соглашения о налоговых
режимах и льготах;
- торговые договоры;
? специфические соглашения
по конкретным организациям.
Международные соглашения общего
характера, наряду с другими сферами сотрудничества,
устанавливают общие подходы сторон в
области налогообложения. Непосредственному
применению эти акты не подлежат, но содержащиеся
в них принципы используются в иных договорах
и в национальном законодательстве.
Собственно налоговые соглашения
двустороннего и многостороннего характера
имеют три подгруппы:
а) общие налоговые соглашения
(конвенции) - это международные договоры
рекомендательного характера, затрагивающие
все вопросы взаимоотношений сторон по
поводу прямых и косвенных налогов;
б) ограниченные налоговые соглашения,
распространяемые на конкретный вид налога,
плательщика и т. п.;
в) соглашения об оказании административной
помощи по налогообложению.
Договоры, в которых затрагиваются
и налоговые вопросы, обычно направлены
на установление благоприятного налогового
режима, предоставление различных льгот
и т. д. Например, в 1992 году в "Соглашении
о регулировании взаимоотношений государств
СНГ" одиннадцать стран обязались принять
меры по устранению двойного или многократного
налогообложения доходов от торговли.
По существу данный документ представлял
собой соглашение о налоговых режимах
и льготах для стран-участников СНГ.
К договорам, в которых помимо
прочих решаются налоговые проблемы, относятся
торговые договоры, предусматривающие
режим наибольшего благоприятствования
для товаров и услуг.
Существуют и специфические
соглашения по конкретным международным
организациям. Примером может служить
соглашение о размещении штаб-квартиры
ООН в Нью-Йорке, направленное на освобождение
от уплаты налогов в стране пребывания.
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВОЙНОЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.
Страны осуществляют свою юрисдикцию
в правовом отношении на основании либо
гражданства, либо территориальности.
Потенциальная возможность двойного налогообложения
возникает в случае претензий на налоговую
юрисдикцию, при наличии не взаимосвязанных
между собой законодательных норм в отдельно
взятых странах.
Двойное налогообложение возможно,
когда одна страна претендует на право
взимать налог на основании факта проживания
(либо гражданства) налогоплательщика,
а другая - на основании места получения
дохода . Также двойное налогообложение
может возникать, если обе страны считают
конкретного налогоплательщика своим
резидентом или каждая из двух стран полагает,
что доход получен именно на ее территории.
Международное двойное налогообложение
- это обложение сопоставимыми налогами
в двух (или более) государствах одного
налогоплательщика в отношении одного
объекта за один и тот же период времени.
В результате возникает идентичность
налогового платежа, тождественность
объекта и субъекта налогообложения и
сроков уплаты налогов. Двойное (т. е. излишнее)
налогообложение сдерживает деловую активность
предпринимателя и способствует повышению
цены на товары и услуги.
Антиналогообложение - это невключение
объекта или субъекта налогообложения
в налоговую систему двух (или более) стран.
Оно означает отсутствие или уменьшение
налогообложения. В этом случае снижается
интерес предпринимателя к участию в развитии
национальной экономики.
Как правило, применяются и
односторонние меры избежания двойного
налогообложения, связанные с нормами
внутреннего налогового законодательства,
и многосторонние меры, реализуемые с
помощью соответствующих международных
соглашений и конвенций. Методы устранения
международного двойного налогообложения
приведены в табл.1.
Табл. 1 Методы устранения двойного
налогообложения
Многосторонние соглашения
и конвенции
Односторонние акты национального
законодательства
1. Распределительный метод
2. Налоговый зачет (кредит)
3. Налоговая скидка
Государство отказывается от
обложения какого-либо объекта, ибо он
ужеоблагается в другой стране
Производится зачет уплаченных
за рубежом налогов в счет внутренних
налоговых обязательств
Уплаченный за рубежом налог
вычитается из суммы доходов, подлежащих
налогообложению
В соответствии с распределительным
методом (принципом освобождения) государство
А не облагает налогом доход, который,
по соглашению, облагается в государстве
Б. В договорах между сторонами перечислены
соответствующие виды доходов и объектов,
которые подпадают под их налоговую юрисдикцию.
Налоговый зачет (налоговый
кредит) означает, что государство А исчисляет
взимаемый им с резидента налог на основе
совокупного дохода, включая доход, полученный
в государстве Б, но далее из собственного
налога вычитает суммы налогов, уплаченных
в другом государстве.
Налоговая скидка уменьшает
облагаемую базу на сумму уплаченного
за рубежом налога, т. е. уплаченный налог
рассматривается как расход, вычитаемый
из суммы подлежащих налогообложению
доходов.