Международное двойное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Не редко на практике существуют совершенно противоположные случаи, когда, например, субъект налогообложения являющийся резидентом государства, а осуществляет свою предпринимательскую деятельность за его пределами. В данном случае возникает вопрос, какому государству будут уплачиваться соответствующие налоги, по закону какого государства будет рассчитываться сумма налога, какой правовой режим возникает в случае двойного налогообложения, а также пути разрешения возникших вопросов. Поднятие и рассмотрение данного вопроса, я считаю, является необходимым и немаловажным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Цели международного сотрудничества в области налогообложения……....5
2. Международное двойное налогообложение и основные методы его устранения…………………………………………………………………………9
2.1. Устранение двойного налогообложения в Российской Федерации……..14
2.2. Принципы налогообложения доходов иностранных организаций……....16
2.3. Прибыль от коммерческой деятельности в другом государстве……..….17
3. Оффшорные механизмы в международном налогообложении……………19
Заключение………………………………………………………………..……...26
Список использованной литературы………………………………………...…27

Файлы: 1 файл

налоговый менеджмент.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Государственная академия экономики и сервиса

Кафедра Экономики и  управления

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Налоговый  менеджмент

На тему: «Международное двойное налогообложение»

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Гр. ЭЗК-3 Набиуллина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Цели международного сотрудничества в области налогообложения……....5

2. Международное двойное налогообложение и основные методы его устранения…………………………………………………………………………9

2.1. Устранение двойного налогообложения в Российской Федерации……..14

2.2. Принципы налогообложения доходов иностранных организаций……....16

2.3. Прибыль от коммерческой деятельности  в другом государстве……..….17

3. Оффшорные механизмы в международном налогообложении……………19

Заключение………………………………………………………………..……...26

Список использованной литературы………………………………………...…27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как известно, целью любой  предпринимательской деятельности является получение прибыли (дохода), направляемые в последствии, в конечном итоге, на удовлетворение личных нужд и потребностей.

Такой вывод о цели предпринимательской деятельности мы делаем, прежде всего, из нашего законодательства, а именно из Гражданского кодекса Российской Федерации «Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

Таким образом, как мы видим, в основе такой деятельности лежит удовлетворение личных интересов (правило). Однако, кроме таковых интересов, в каждом государстве существуют и интересы всего общества в целом, тем более что не все граждане ввиду, не зависящих от них обстоятельств, не могут иметь такой источник дохода (пенсионеры, инвалиды, дети сироты, семьи с низким уровнем жизни и др.) Поэтому такая задача лежит, прежде всего, на государстве, а значит и на каждом её гражданине в отдельности.

Субъектами налогообложения  являются как физические, так и  юридические лица и одним из видов объекта налогообложения является налог на различные виды деятельности.

Таким образом, осуществляя  предпринимательскую деятельность, их субъекты обязаны платить налоги в бюджет, после чего они естественно. Однако таким образом вопрос будет решаться в том случае, если предпринимательская и иная деятельность (в том числе получение дохода, наличие капитала), находятся в пределах территории одного государства.

Не редко на практике существуют совершенно противоположные  случаи, когда, например, субъект налогообложения являющийся резидентом государства, а осуществляет свою предпринимательскую деятельность за его пределами. В данном случае возникает вопрос, какому государству будут уплачиваться соответствующие налоги, по закону какого государства будет рассчитываться сумма налога, какой правовой режим возникает в случае двойного налогообложения, а также пути разрешения возникших вопросов.

Поднятие и рассмотрение данного вопроса, я считаю, является необходимым и немаловажным. Это  объясняется, прежде всего, тем, что в нашем случае речь идёт о налогообложение и связанным с ним развитии предпринимательства, развитие рыночных отношений, от чего в конечном итоге зависит уровень развития нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Цели международного сотрудничества в области налогообложения

 

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов. В налоговом праве любой страны есть две части: первая регулирует отношения, полностью подпадающие под национальную юрисдикцию, вторая регулирует отношения, устанавливаемые двусторонними и многосторонними налоговыми соглашениями между разными странами. Вторая часть является международным налоговым правом.

Отношения международного налогового права с другими отраслями права складываются следующим образам. Конституционное право страны имеет основополагающее значение для налогового права. При взаимодействии норм налогового и бюджетного права приоритет отдается налоговому праву. Кроме того, налоговое право соприкасается с таможенным и взаимодействует с административным правом.

Основными источниками  налогового права любой страны являются национальные нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления и т.д., а также международно-правовые договоры.

В последние десятилетия  в связи с резким расширением  функций государства и соответствующим  ростом государственных расходов растет значение налогов в жизни общества, проводятся серьезные налоговые  реформы, уточняются и расширяются  пределы налоговых юрисдикций государств. При этом государство может по разному определять пределы своей юрисдикции в зависимости от вида применяемых налогов. Определение национальной налоговой юрисдикции в отношении подоходных налогов осуществляется обычно на основе двух важнейших критериев: резидентства и территориальности.

Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты  данной страны подлежат налогообложению  в отношении абсолютно всех своих  доходов, получаемых как от источников на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты – только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).

Критерий территориальности, напротив, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, получаемые от источников на ее территории. Соответственно любые доходы, получаемые от источников за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.

Первый критерий, таким  образом, принимает во внимание исключительно пребывание (проживание) налогоплательщика на национальной территории, второй основывается исключительно на национальной принадлежности источника получения дохода.

Любой из этих критериев  при условии его единообразного применения во всех странах исключал бы всякую возможность двойного налогообложения, т.е. обложения одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов двух, а возможно, и более странах.

Но наряду с территориальной налоговой юрисдикцией многие страны претендуют также на налогообложение объектов, находящихся за пределами их национальной территории, т.е. пытаются вторгаться в национальную юрисдикцию других стран.

Любое лицо (физическое или  юридическое), осуществляя свою деятельность на территории некоторого государства, потенциально является налогоплательщиком этого государства.

Другое государство, которое  считает это лицо «своим», исходя из тех или иных признаков, ничего поделать с этим фактом не может. Но оно может попытаться дополнительно обложить налогами зарубежную деятельность этого лица, основываясь на его желании сохранить свою «принадлежность» к государству своего происхождения.

Столкнувшись с фактом такого двойного налогообложения, налогоплательщик может пойти двумя путями – либо попытаться искать защиты для себя через использование конституционных норм, обычно запрещающих облагать налогами один и тот же объект дважды, либо решиться на разрыв своих связей с этой страной (путем отказа от ее гражданства, переезда на постоянное жительство в другую страну или устранения других причин, связывающих его с этой страной с точки зрения налоговых законов). Оставляя своих граждан перед такой альтернативой, всякое государство рискует потерять своих налогоплательщиков (в первую очередь, наиболее состоятельных и мобильных) в пользу других государств.

Для стран, граждане и  компании которых получают значительные суммы  доходов от их зарубежной деятельности и капиталов, помещенных за рубежом, желательнее разграничение налоговых юрисдикций в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает отстаивание критерия территориальности. Поэтому промышленно развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.

На практике большинство стран применяют различные сочетания этих двух критериев. США, Великобритания, Германия и другие страны за основу берут критерий резидентства, который по мере необходимости и в зависимости от конкретных интересов данной страны дополняется системой обложения доходов «у источника» (т.е. критерием территориальности). В то же время некоторые развивающиеся страны (в основном страны Латинской Америки) устанавливают свою налоговую юрисдикцию на основе преимущественного применения критерия территориальности. Критерию территориальности (в отношении юридических лиц) придается важное значение в налоговой практике таких стран, как Франция, Швейцария и др.

Основная цель международного сотрудничества в налоговой сфере – устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Кроме того, преследуются и другие цели:

  • гармонизация налоговых систем и налоговой политики (процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств);
  • унификация фискальной политики и налогового законодательства (положение об унификации налогового законодательства стран –членов ЕС – зафиксировано в римском договоре 1957 года);
  • разрешение проблем двойного налогообложения;
  • предотвращение уклонения от налогов;
  • избежание дискриминации налогоплательщиков – нерезидентов;
  • гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.

Международная экономическая  интеграция обусловила тенденции международного сотрудничества в налоговой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Международное двойное налогообложение и основные методы его устранения

 

Доходы, извлекаемые в  одной стране и затем переводимые  в другую (предпринимательские прибыли, дивиденды, проценты, роялти и т.д.), обычно облагаются налогами в обеих  странах в соответствии с их законодательством. Если налогообложение таких доходов не координируется налоговыми властями обеих стран, может возникнуть «избыточное» по сравнению с национальными законами (двойное) налогообложение.

Международное двойное  налогообложение — это обложение  сопоставимыми налогами в двух государствах (или более) одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени, в результате чего возникают идентичность налогового платежа, тождественность объекта налогообложения, субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов.

Двойное (т.е. излишнее) налогообложение сдерживает деловую активность предпринимателя и способствует повышению цен на товары и услуги, а также может привести к нежелательным изменениям в перемещении капиталов из одной страны в другую и общему снижению эффективности использования капиталов.

Осложнения с двойным  налогообложением связаны с тем, что многие государства в своей  налоговой политике стали применять  прогрессивные налоговые ставки, т.е. повышение размера налога в  зависимости от увеличения объекта  обложения. Применение прогрессивных налоговых ставок обычно объясняется требованиями «налоговой справедливости» и имеет своей целью обложение по более высоким ставкам получателей особо высоких доходов или собственников капитала в особенно крупных размерах (по налогам на сделки прогрессия ставок применяется крайне редко). Поэтому прогрессивные ставки характерны только для налогов с общей суммы доходов или имущества налогоплательщика, т.е. конкретно для подоходных налогов, для налогов на состояния (на общую сумму имущества) и для налогов на дары и наследства. Естественно, что при применении прогрессивных налоговых ставок в состав налогооблагаемых доходов (имущества) необходимо включать и доходы, получаемые за рубежом (имущество, находящееся за рубежом). И налогоплательщики с иностранными доходами (имуществом) получат преимущество перед налогоплательщиками, которые все свои доходы получают (имеют имущество) только внутри своей страны.

Подавляющее большинство  стран, претендующих тем или иным образом на обложение налогами зарубежной деятельности своих граждан, одновременно предусматривают и соответствующие меры, чтобы смягчить или полностью устранить возникающее для них в результате такой практики двойное налогообложение. Для них выход видится в одном – уменьшить свои налоговые претензии. Для смягчения (или устранения) эффекта двойного налогообложения, как правило, используют методы устранения двойного налогообложения. Методы устранения международного двойного налогообложения приведены на рис. 1.

Рис. 1. Методы устранения двойного налогообложения

Применяют как односторонние  меры избежания двойного налогообложения, связанные с нормами внутреннего  налогового законодательства, так и  многосторонние меры, реализуемые с  помощью соответствующих международных  соглашений и конвенций.

Информация о работе Международное двойное налогообложение