Международное двойное налогообложение проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование теоретических основ системы урегулирования международного двойного налогообложения;
- выявление существенных закономерностей и общих подходов к выделению различных принципов, средств и методов избежания двойного налогообложения;
- изучение практики разрешения проблем двойного налогообложения на примере методов возврата и зачета налогов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Международное двойное налогообложение …………………….5
1.1. Понятие международного сотрудничества и международного налогообложения ……………………………………………………………….5
1.2. Двойное налогообложение …………………………………………………7
1.3. Международные договоры и соглашения……………………………….13
Глава 2. Пути решения проблемы двойного налогообложения в РФ ……..23
2.1. Возврат налога …………………………………………………………… 25
2.2. Зачет налога……………………………………………………………….30
Заключение …………………………………………………………………….36
Список использованной литературы …………………………………………37
Расчетная часть по основным налогам РФ

Файлы: 1 файл

Международное двойное налогообложение проблемы и решения.docx

— 55.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Международное двойное налогообложение …………………….5

1.1. Понятие международного сотрудничества  и международного налогообложения ……………………………………………………………….5

1.2. Двойное налогообложение …………………………………………………7

1.3. Международные договоры и соглашения……………………………….13

Глава 2. Пути решения проблемы двойного налогообложения в РФ ……..23

2.1. Возврат налога …………………………………………………………… 25

2.2. Зачет налога……………………………………………………………….30

Заключение  …………………………………………………………………….36

Список  использованной литературы …………………………………………37

Расчетная часть по основным налогам РФ

Введение

В настоящее время существует общее  стремление стран к взаимовыгодному  сотрудничеству на основе уважения интересов  и прав друг друга, к осознанной защите общих целей в деле сохранения мира и недопущения новой мировой  войны.

Среди основных барьеров, препятствующих такому сотрудничеству, в курсовой работе будет раскрыта проблема двойного налогообложения, возникающая в  отношении лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность в  двух или более странах. В настоящее  время особое внимание уделяется  этой проблеме и рекомендуемый путь ее решения – заключение межгосударственных (или межправительственных) налоговых  соглашений.

На путь заключения налоговых соглашений государства толкает, с одной  стороны, желание обеспечить максимально  благоприятные (налоговые) условия  и тем самым упрочить конкурентные позиции своих резидентов, действующих  в других странах, а с другой –  стремление хотя бы в какой-то мере ограничить рост уклонения от налогов  и «минимизировать» потери своих  бюджетов по этой причине.

Данная работа ставит своей целью  нахождение решения проблем, связанных  с заключением и применением  международных налоговых соглашений и устранением двойного налогообложения.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследование теоретических основ  системы урегулирования международного  двойного налогообложения;

- выявление существенных закономерностей  и общих подходов к выделению  различных принципов, средств  и методов избежания двойного налогообложения;

- изучение практики разрешения  проблем двойного налогообложения  на примере методов возврата  и зачета налогов.

Объектом исследования является проблема международного двойного налогообложения, его причины и пути решения.

Явление двойного налогообложения  само по себе уже проблема, причем международного характера. Налогоплательщик, вынужденный  уплачивать аналогичный налог в  двух или более странах, чувствует  себя уязвимым перед налоговым законодательством, т.к. зачастую не знает как решить эту проблему. Все это вызывает у него осознание несправедливости налогообложения, что оказывает существенное влияние на его деловую активность.

Предметом моего исследования являются методы «борьбы» с двойным налогообложением непосредственно самого налогоплательщика. Рассматриваются такие методы как  возврат и зачет налога. Освещено, как именно налогоплательщик должен действовать, чтобы добиться признания  сбора налога только в одной стране, какие документы он должен предоставить в подтверждение уже единожды уплаченного налога.

Отдельного рассмотрения требует  проблема двойного налогообложения  дивидендов, полученных от иностранных  компаний, компанией, применяющей упрощенную систему налогообложения (УСН). Иностранная  компания, выплачивающая дивиденды, обязана исчислять налог на прибыль  с суммы дивидендов. В связи  с новшествами в российском налогом  учете, организации, применяющие УСН, освобождаются от налога на прибыль, но в то же время обязаны уплачивать налог с полученных дивидендов. В то же время российские организации, переведенные на УСН, не имеют права производить зачет налога, уплаченного за границей.

Таким образом, если российская компания не предоставит документы, подтверждающие специальный режим налогообложения, сумма дивидендов может быть подвержена налогообложению в обеих странах.

ГЛАВА 1. Международное двойное  налогообложение

1.1. Понятие международного  сотрудничества и международного  налогообложения

В налоговом праве каждой страны, кроме национального законодательства, можно выделить отношения, в которых  каким-либо образом участвует иностранный  элемент. Под такие отношения  подпадают все ситуации, имеющие  место на территории данной страны, но в которых либо объект налогообложения, либо налогоплательщик являются иностранными, а также действия национальных лиц  на территории других стран.

Во многих государствах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый  режим для своих резидентов, работающих заграницей и иностранных лиц, действующих  в стране. В разных странах существуют неодинаковые налоговые системы, однако в то же время должно существовать сходство и принципиальное взаимопонимание  между ними.

Международное налогообложение –  отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговая  юрисдикция) и другие вопросы налогообложения. Они могут регулироваться в одно-, дву-, многостороннем порядке. Это регулирование необходимо применительно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.

Односторонний порядок – издание  законодательных актов, определяющих налоговые режимы как для иностранных  юридических и физических лиц  на территории страны, так и для  ее юридических и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом; соглашения, дополняющие или заменяющие соответствующие  нормы внутреннего законодательства. Особенно важное значение имеют соглашения, касающиеся налогов на доходы и капитал. Многие страны практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах).

Цели международного сотрудничества.

Существуют  две основных цели международного сотрудничества:

  1. устранение двойного налогообложения;
  2. устранение дискриминации налогоплательщиков.

Не  менее важными являются и другие цели:

- гармонизация налоговых систем  и налоговой политики;

- унификация фискальной политики  и налогового законодательства;

- разрешение проблем двойного  налогообложения;

- предотвращения уклонения от  налогообложения;

- избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;

- гармонизация налогообложения  инвестиционной деятельности.

Международная экономическая интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики и национального  налогового права в зарубежных странах. «Гармонизация – это процесс  приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств». [6]

Например, положение об унификации налогового законодательства стран  – членов ЕС (Великобритания, Италия, Франция, Испания и др.) зафиксировано  в Римском договоре в 1957 г. В процессе формирования единого рынка эти  страны стремились унифицировать фискальную политику (сначала в рамках таможенного  союза), затем разрешить проблемы двойного налогообложения, ликвидировать  условия налоговой дискриминации.

1.2. Двойное налогообложение

Понятие двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение — это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени. В результате возникает идентичность налогового платежа, тождественность объекта и субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов. Двойное (т. е. излишнее) налогообложение сдерживает деловую активность предпринимателя и способствует повышению цены на товары и услуги.

«Потенциальное двойное налогообложение  возникает потому, что одна страна претендует на право налогообложения  на основании факта проживания (гражданства) налогоплательщика, а другая – на основании места получения дохода. Двойное налогообложение может  возникать, когда обе страны утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каждая из двух стран  утверждает, что доход получен  именно в ней. Страны обычно стараются  предотвращать двойное налогообложение  либо односторонним внутренним законодательством, либо путем двусторонних договоров  о налогообложении с другими  странами». [7, c. 21]

Доходы, извлекаемые в одной  стране и затем переводимые в  другую страну (предпринимательские  прибыли, дивиденды, проценты и т. д.), обычно облагаются налогами в обеих  этих странах в соответствии с  их законодательством. В случае если налогообложение таких «международных»  доходов не координируется налоговыми властями обеих стран, может возникнуть «избыточное» по сравнению с национальными  законами (двойное) налогообложение. Это, в свою очередь, может привести к  нежелательным изменениям в перемещении  капиталов из одной страны в другую и общему снижению эффективности  использования капиталов.

Таким образом, двойное налогообложение  возникает в случаях, когда:

а) одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране (двойное  обложение всей суммы доходов);

б) один и тот же доход рассматривается  имеющим свой источник (происхождение) в двух (или более) странах (двойное обложение иностранного дохода);

в) один и тот же доход облагается в одной стране — на основе резидентства его получателя, а в другой — на основе правила об источнике дохода;

г) существуют различия между странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком (налогообложение  двух лиц по одному и тому же доходу).

Принципы налоговых систем, обуславливающих  отношение к международному двойному налогообложению:

1) принцип резидентства – обложение налогом лиц, имеющих в этих странах постоянное местопребывание, по всем доходам, включая полученные за рубежом.

2) принцип территориальности –  взимание налогов с доходов,  полученных на территории данных  стран, независимо от постоянного  местопребывания лиц, получающих  доходы.

Принципы международного двойного налогообложения формулируются  и закрепляются или в соответствующих  разделах обычных налоговых законов, или в НК, или в специальных  законах.

Всякий налогоплательщик, признаваемый резидентом или постоянным жителем  данной страны, подлежит налогообложению  в ней применительно ко всем своим  доходам из всех источников, в т.ч. зарубежных. Статус резидента устанавливается  законодательством отдельно для  граждан и отдельно для корпораций. ФЛ может быть определено резидентом в соответствии со своим гражданством по месту постоянного проживания или по другим подобным критериям.

Для ЮЛ статус резидентата определяется исходя из места регистрации, места нахождения руководящего органа и др.

Концепция резиденства имеет то преимущество, что она позволяет учесть все элементы материального и социального положения налогоплательщика, поскольку именно страна его пост-го пребывания или проживания имеет возможность наиболее полно оценить эти элементы и более справедливо обложить налогом доход лица.

В связи с проблемами уклонения  от налогообложения более предпочтительной может оказаться концепция территориальности  при условии, что ее применение не приведет к избыточному налогообложению  валового дохода относительно чистого  дохода. В случае конфликта концепций  возникают претензии 2-х или более  государств на взимание налогов и возникает международное двойное налогообложение.

Существует правило международного двойного налогообложения, по которому взимание налогов с доходов осуществляется первоначально в стране, с которой имеется территориальная связь, а затем в стране гражданства или места пребывания.

Вопросы налогообложения лиц –  резидентов одного государства в  отношении их доходов, выплачиваемых  в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том  числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает  двойное налогообложение иностранных  организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет  имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой  возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной  организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в  Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также  объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего  законодательства государства - получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого  из государств по налогообложению организаций  одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные  в государстве – источнике  дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого  государства, могут засчитываться  при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется  аналогичный порядок, предусмотренный  статьей 232, 311 НК РФ.

Информация о работе Международное двойное налогообложение проблемы и решения