Математические модели и методы для анализа параметров налоговых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц.
В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные положения и история развития системы налогоообложения доходов физических лиц 5
1.1. Подходы к налогообложению доходов физических лиц 5
1.2. Развитие системы налогообложения доходов физических лиц 8
2. Математическое моделирование определения налогов в системе налогообложения доходов физических лиц 12
2.1. Математическая модель определения НДФЛ при плоской системе налогообложения для физических лиц 12
2.2. Математическая модель определения НДФЛ при прогрессивной системе налогообложения 17
3. Сравнение эффективности систем налогообложения доходов физических лиц 26
3.1 Расчет НДФЛ при плоской системе 26
3.2 Расчет НФЛ при прогрессивной системе 28
3.3 Сравнение плоской и прогрессивных шкал.…… 29
Заключение 32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  КИБЕРНЕТИКИ И ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ

 

 

 

Математические  модели и методы для анализа параметров налоговых систем

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

студентка 492 группы,

Дубовицкая Юлия Евгеньевна

__________________________

Научный руководитель:

к.т.н., доцент

Пронь Сергей Петрович

__________________________

«Допустить к защите»

Зав.кафедрой ТКПМ     Работа защищена:

Д.т.н., профессор

Оскорбин  Николай Михайлович     «___»___________________2012 г.

 

______________________________   Оценка:_______________________

 

«___»___________________2012 г.   Председатель ГАК:

 

______________________________

 

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание

 

 

 

Введение.

 

Темой настоящей работы является исследование одного из самых  распространенных налогов в налоговых  системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц.

В России, как и в  большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных  источников доходной части бюджета. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и  местные бюджеты. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Его доля в государственном  бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах  он составляет значительную часть доходов  государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17% [1].

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает  в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Таким образом, актуальным является – выявление наиболее лучшей налоговой ставки.

Объектом исследования в курсовой работе является – налоговые  системы (плоская и прогрессивная шкалы).

Предметом исследования –  математическое моделирование эффективности налогов при плоской и прогрессивной шкале.

Целью исследования является построение математической модели для  сравнения эффективности различных  систем налогообложения доходов физических лиц.

Достижение указанной  цели подразумевает решение следующих  основных задач:

- изучение предметной  области в исторической ретроспекции;

- обзор мнений экспертов  о состоянии и направлениях  реформирования системы налогообложения физических лиц в РФ;

- построение математической  модели собираемости НДФЛ при  прогрессивной системе налогообложения;

- построение математической  модели собираемости НДФЛ при  плоской системе налогообложения;

- разработка расчетных  электронных таблиц для построенных моделей и сравнения эффективности моделируемых систем.

 

1. Основные положения и история развития системы налогообложения доходов физических лиц

1.1. Подходы к налогообложению доходов  физических лиц

 

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [2].

Подоходный налог - основной вид прямых налогов. Исчисляется  в процентах от совокупного дохода юридических и физических лиц  за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим  законодательством [3].

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами.

Подоходный  налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает 3 место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения.

Главным документом, регулирующим взимание подоходного  налога, является Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года номер 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями)[4].  Методические разъяснения норм  Закона содержатся в Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от  29 июня 1995 года номер 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"[5].

Метод налогообложения  – это порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения  налоговой базы. В зависимости  от изменения налоговой базы используют четыре метода налогообложения:  

 равное;

·  пропорциональное;

·  прогрессивное;

·  регрессивное.

Равное налогообложение  предполагает установление фиксированной  суммы налога, взимаемой с налогоплательщика, что обусловлено использованием налоговой ставки в твердом размере, равном для всех налогоплательщиков. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой.

Данный вид  налогообложения – это самый  простой и примитивный, но удобный  вид обложения. Использовался в  качестве целевых временных или  чрезвычайных налогов, которые устанавливались дополнительно к постоянным. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. Его платили еще в Китае в XII в. В России подушное налогообложение было введено при Петре I в 1724 г. Этот метод не учитывает ни имущественного положения, ни размера дохода налогоплательщика. Исключение может составлять применение различных налоговых ставок к душам мужского и женского пола, а также в зависимости от звания и чина.

Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки в долях или процентах, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального  метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей  от величины полученной прибыли): 2% –  федеральная составляющая и 18% –  максимально возможная ставка субъектов Федерации. По НДС установлены три ставки – 18, 10 и 0%. Причем ни одна не зависит от объемов налоговой базы. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения по ставке 13%.

Прогрессивное налогообложение – это метод  налогообложения, при котором с  ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

В настоящее  время выбор прогрессивного налогообложения  в большой степени основан  на понятии дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных, жизненно-необходимых потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица.

В рамках моделей  налогообложения самостоятельное  направление представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать  как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее, российская налоговая система, начиная с 2001 г., использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога. Принципиальное значение имеет установление для всех налогоплательщиков – работодателей единого порядка исчисления налоговой базы по этим платежам, в качестве которой предусматривается общая сумма доходов в виде выплат, вознаграждений и иных доходов, начисляемых в пользу наемных работников.

1.2. Развитие системы налогообложения доходов физических лиц в РФ

 

Под налогами – понимаются обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке[6].

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226–1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689–1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723–1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы.

НДФЛ появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения – Великобритания. Она ввела этот налог в 1678 году как временную меру. Но с 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах он функционирует с конца 19 – начала 20 века.

Объектами подоходного  налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Подоходный налог в России был введен 1916 году и распространялся на граждан, чей доход превышал прожиточный минимум – 850 рублей в год. Платежи распределялись на 91 категорию граждан, ставки колебались от минимальной – 6 рублей (с дохода свыше 850 рублей до 900 рублей) до максимальной до 48000 рублей (с дохода свыше 400000 рублей). В период натурализации хозяйства и обесценения денег поступления подоходного налога резко снизились и его практически отменили. При НЭПе взимание подоходного налога возобновилось параллельно с имущественным обложением под общим названием подоходно-имущественный налог (1922 год). В 1943 году был введен новый подоходный налог, его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР.

До 1990 года сущность подоходного  налога в СССР существенно не менялась, а ставки устанавливались путем  внесения изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения».

В настоящее время  налоги выполняют свою историческую функцию: являются основным источником формирования доходной части бюджета  Российской Федерации. Не последнюю  роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица за двадцатилетний период истории РФ облагались несколькими видами налогов, которые с развитием государственности и совершенствованием законодательной базы видоизменялись, совершенствовались, но, фактически не менялись.

В налоговой системе  пореформенной России (с начала 90-х гг. ХХ в.) существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

1. Федеральные налоги.

2. Региональные налоги.

3. Местные налоги и  сборы.

Налоговую основу России составляют следующие налоги:

Федеральные налоги:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • нyалог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • водный налог;
  • госпошлина;
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • сборы за пользование объектами животного и водно-биологического мира;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

Местные налоги:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Налог на доходы физических лиц (подоходный) является самым массовым и затрагивает каждого гражданина РФ.

Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) – один из самых выразительных критериев «левизны и правизны» или «социалистичности и либеральности» экономики[7]. За годы реформ максимальная ставка дважды снижалась с 60% до 30% (с «периодом реставрации» в 1992), а затем остановилась на 35% и оставалась одной из самых низких в Европе. С 1 января 2000 максимальная ставка еще раз снижена – до 30%, а с 1 января 2001 введена «плоская» шкала с единой ставкой 13%.

Информация о работе Математические модели и методы для анализа параметров налоговых систем