Малый бизнес, его роль в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Следует отметить, что в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике…………………….......5
1.1 Понятие малого бизнеса……………………………………………..….........5
1.2 Значение и задачи малого предприятия……………………………………..6
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, их взаимодействие……………………………………………………………………9
2. Социально-экономическая роль малого предпринимательства……….......13
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ………………….15
II. Практическая часть
Задача 1…………………………………………………………………………...21
Задача 2…………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………….24

Файлы: 1 файл

мой реф 3.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:

 

" Налоговое планирование в малом бизнесе "

 

на тему:

«Малый бизнес, его роль в современной российской экономике»

 

                                                                                                             

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тихвин

2013г.

Содержание

I. Теоретическая часть

Введение……………………………………………………………………………3

1. Малый бизнес в современной рыночной экономике…………………….......5

1.1 Понятие малого бизнеса……………………………………………..….........5

1.2 Значение и задачи  малого предприятия……………………………………..6

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, их взаимодействие……………………………………………………………………9

2. Социально-экономическая роль малого предпринимательства……….......13

3. Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса в  РФ………………….15

II. Практическая часть

Задача 1…………………………………………………………………………...21

Задача 2…………………………………………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая часть.

 

Введение

 

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет  основным компонентом экономической  системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Следует отметить, что  в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под  свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Для развития предпринимательства  нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной  экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малый бизнес в современной рыночной экономике.

 

1.1 Понятие  малого бизнеса.

 

Как следует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек. Также важным критерием является и независимость предприятия.

В России малое предпринимательство  было разрешено в 1988 году. Сперва к  числу малых относили государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право, на определение количественного значения которого, предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принципы отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве1.

Средняя, за отчетный период, численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера, и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной  численности работников данное предприятие  лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в течение  которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовой объеме прибыли.

В Российской Федерации по федеральному закону, к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

 

1.2. Значение и задачи малого предприятия.

 

Для Российской экономики  деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. Для  нашей страны, находящейся на первоначальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на преграды, малое предпринимательство развивается, решая многие проблемы страны.

Если говорить о значении малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сделать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

•  привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  России2.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

 

 

1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупными, их взаимодействие.

 

Субъекты малого предпринимательства, как субъекты рыночной экономики, имеют как преимущества, так и недостатки. Сравнивая зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

● более быстрая адаптация  к местным условиям хозяйствования;

● большая независимость  действий субъектов малого предпринимательства;

● гибкость и оперативность  в принятии и выполнении принимаемых  решений;

● относительно невысокие  расходы, особенно затраты на управление;

● большая возможность  для индивидуума реализовать  свои идеи, проявить свои способности;

● более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

● относительно более  высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

● более высокий уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на рынке;

● зависимость от крупных  компаний; недостатки в управлении делом;

● слабая компетентность руководителей;

● повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

● трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;

● неуверенность и  осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов  США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

● некомпетентность;

● несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный  коммерсант);

● нехватка опыта в  коммерции, финансах, поставках производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

Информация о работе Малый бизнес, его роль в современной российской экономике