Контрольная работа по предмету: Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и виды юридической ответственности налогоплательщиков и других субъектов налогового права.

За совершение правонарушений в сфере налогообложения возможно применение четырёх «классических» видов юридической ответственности: уголовной, административной, материальной и дисциплинарной, применяемой в порядке служебной подчиненности.

Файлы: 1 файл

Налоговое право вариант 1.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « Юриспруденция», сокращенная форма

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я     Р А Б О Т  А

 

По предмету:   Налоговое право

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  _3__ курса

__5_______ семестр

Романова Светлана Викторовна

№ студенческого билета 326051

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень,  2009г.

 

Содержание

 

 

 

1. Задание    …………………………………………..……….………………… 3

     2. задача  ……………………………………….………………………………. 11

     3. Литература………………………………………………………….……..… 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание

Виды  ответственности в системе налогообложения.

 

1. Понятие и  виды юридической ответственности  налогоплательщиков и других  субъектов налогового права. 

 

За совершение правонарушений в сфере налогообложения возможно применение четырёх «классических» видов юридической ответственности: уголовной, административной, материальной и дисциплинарной, применяемой в порядке служебной подчиненности.

О природе, видах, содержании и основаниях юридической ответственности  написано множество работ досоветских, советских, постсоветских и зарубежных авторов. Однако тема не потеряла актуальности и практического значения в связи с непрекращающимися попытками внедрения в теорию и правоохранительную практику все новых и новых ее разновидностей, что чревато расширением оснований применения ответственности и разрастанием административно - принудительных функций государства. Применительно к налоговому праву речь идет о налоговой ответственности за нарушение актов законодательства о налогах и сборах, которая была введена с 1. 01. 1999 г. в части первой НК РФ. Обоснованность, а, следовательно, легитимность ее скороспелого «рождения», как нового вида юридической ответственности, были весьма сомнительны и совсем не случайно в теории права такая новация законодателей в большинстве своем поддержки не нашла, что побудило законодателей с 1.01. 2007 г. из текста НК РФ прилагательное «налоговой» исключить, что повлекло трансформацию налоговой ответственности в ответственность по налоговому законодательству, но не добавило ей родовой определённости и не снимает вопроса о ее правовой природе. Поэтому существует объективная потребность в более пристальном и всестороннем исследовании теоретических, правовых и правоприменительных аспектов юридической ответственности, с тем, чтобы дать конкретные ответы о ее правовой природе, характере и основаниях применения.

Нуждается в уточнении  само понятие ответственности по налоговому законодательству Российской Федерации, так как нет ясной  и четкой законодательной информации об этом важнейшем из институтов налогового права.

Термин юридическая  ответственность, как в теории, так и в праве используется в собирательном значении, объединяя ее классические виды, через которые она реализуется.

 

2.Административная, налоговая и уголовная ответственность  за нарушения налогового законодательства, их общие признаки и особенности, фактические и юридические основания.

 

В теории права принято  различать нормативное, фактическое, и юридическое (процессуальное) основания  ответственности субъектов правонарушения.

Нормативным основанием административной ответственности по налоговому законодательству является налоговое законодательство и его основной закон – Налоговый кодекс Российской Федерации (главы 14 – 20).

Её фактическим основанием признается факт совершения деяния, в котором содержатся признаки определенной в законе юридической конструкции – конкретного состава правонарушения. Ряд авторов выделяют состав налогового правонарушения в качестве самостоятельного юридического основания юридической ответственности. В качестве ее юридического основания рассматривается решение руководителя налогового органа или его заместителя, которое выносится в особой процессуальной форме - производства по делу о налоговом правонарушении.

В НК РФ установлен ряд общих правил привлечения к ответственности, которые признаются в качестве дополнительных гарантий обеспечения законности в налоговых правоотношениях. В гл. 15 НК РФ они названы общими положениями об ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговая ответственность  выполняет определенные цели, которые  прямо в налоговом законодательстве не указаны, но выводят из целей и задач самого НК РФ. Предостерегая  организации и физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует следующие две цели:

- охранную, посредством  которой общество от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

- стимулирующую,  посредством которой поощряется  правомерное поведение субъектов  налогового права.

налоговая ответственность  представляет собой обязанность  лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного  определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:

- материальные, характеризующие налоговую ответственность  в качестве охранительного налогового  правоотношения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта: установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК РФ; определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительные налоговые правоотношения. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и высказываются только в судебном порядке;

- процессуальные, характеризующие механизм реализации  материального охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, осуществляемого компетентным органами согласно нормам НК РФ;

-      функциональные, отражающие целенаправленность  существования и применения налоговой  ответственности. 

  • Не допускается одновременное привлечение физического лица за одно и то же деяние к разным видам юридической ответственности. Предпочтение отдается более суровой ее разновидности. Например, уголовная ответственность «поглощает» налоговую и административную ответственность. Исключение возможно в отношении организаций, которые не признаются субъектами преступления. Поэтому в случае неуплаты налога, совершенной умышленно, организация может быть привлечена к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ, а ее должностное лицо — к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. По другим основаниям ее должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Не исключено также одновременное привлечение лица к юридической ответственности по нескольким статьям НК РФ по совокупности правонарушений.

 

3. Принципы  применения ответственности в  налогообложении: законность, неотвратимость, гласность, оперативность, виновность  и др.

 

Принцип справедливости налоговой ответственности включает требования:

1) обоснованности; 2) соразмерности; 3) дифференциации;

4) индивидуализации; 5) неотвратимости; 6) гуманизма. 

Принципа обоснованности и соразмерности при ограничении  субъективных прав, в самом общем  виде он сформулирован в ч.3 ст.55 Конституции  РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Требования обоснованности, соразмерности и индивидуализации  налоговой ответственности есть  частные проявления общеправового  принципа обоснованности и соразмерности  правовых ограничений.

Требование обоснованности налоговой ответственности реализуется  в сфере налогового правотворчества и выражается в целесообразности придания тому или иному поведению статуса налоговых деликтов.

Своеобразным аспектом обоснованности налоговой ответственности является установление законодателем трехлетнего  срока давности, по истечении которого наказание утрачивает актуальность и признается нецелесообразным. Поэтому истечение сроков давности согласно п.4 ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.

Соразмерность наказания означает, что размеры налоговых санкций должны соответствовать тяжести правонарушений и причиненным ими вредным последствиям, то есть наказание должно соответствовать содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера налоговой ответственности должна быть адекватна правонарушению.

 Например, ведение деятельности  организацией или индивидуальным  предпринимателем без постановки  на учет в налоговом органе  влечет взыскание штрафа в  размере 10% от доходов, полученных  в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20000 рублей, а ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев - взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней (ст.117 НК РФ).

 Требование дифференциации  ответственности предполагает нормативное  установление различных видов  ответственности и налоговых  санкций за различные налоговые  правонарушения. Таким образом, дифференцирование ответственности осуществляется по двум направлениям:

- установление за те  или иные нарушения налогового  законодательства налоговой, административной, уголовной либо дисциплинарной  ответственности;

- нормативное определение  разновидности и масштаба налоговых санкций, устанавливаемых за тот или иной состав налогового правонарушения.

Как видим, дифференциация, и индивидуализация налоговой ответственности различаются, прежде всего, по сфере их применения и субъектному критерию. Требование дифференциации реализуется в сфере правотворчества, оно обращено к законодателю, формулирующему нормативные модели налоговых правонарушений и соответствующие им санкции. Индивидуализация же реализуется на стадии правоприменения судами, налагающими санкции за конкретные налоговые правонарушения.

Индивидуализация  налоговой ответственности состоит  в учете всех существенных обстоятельств  дела при назначении наказания.

Принцип индивидуализации состоит в том, что при определении  наказания должны приниматься во внимание характер и тяжесть совершенного правонарушения, личностные характеристики виновного, форма его вины, поведение  до и после правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Справедливое наказание - это наказание индивидуализированное.

Важнейшей составляющей принципа справедливости налоговой  ответственности является ее неотвратимость. Каждое нераскрытое налоговое правонарушение убеждает нарушителя в слабости закона и государства и, таким образом, прямо способствует совершению противоправных действий в дальнейшем.

Требование  гуманизма в литературе иногда называют еще принципом "экономии мер принуждения" или "нерепрессивностью" налоговой ответственности. На необходимость гуманизации сферы государственно-правового принуждения неоднократно обращал внимание КС РФ. Разумеется, степень гуманизации правового регулирования всегда носит конкретно-исторический характер и обусловливается общим материально-духовным уровнем развития общества. "Суровость санкции нормы, хотя и определяется общественной опасностью посягательства, все же ограничена господствующими гуманистическими представлениями общества о возможном и должном наказании".

Необходимость снисходительного, гуманного отношения к налоговым правонарушениям вытекает, на наш взгляд, из самого существа налоговых правоотношений. Речь здесь идет не о всепрощении, но о понимании глубинных мотивационных факторов налоговых деликтов. Дело в том, что частная собственность является не просто важнейшей социально-правовой ценностью современной цивилизации, но и древнейшим инстинктом, причем инстинктом врожденным, а не приобретенным в процессе социальной адаптации.

 

4. Правовое  регулирование административной и налоговой ответственности за нарушение актов законодательства о налогах и сборах.

Правовое регулирование  ответственности за нарушение порядка  реализации налоговых отношений  относятся к объектам законодательства о налогах и сборах, и составляет институт налогового права. Понятия налоговой ответственности – одна из основных категорий налогового права: ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности.

Информация о работе Контрольная работа по предмету: Налоговое право