Контрольная работа по налогам и налогооблажению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Сущность налогов и принципы налогообложения.…………..………….4
2. Классификация налогов………………………. …………………….…….9
3. Значение и характеристика регулирующих налогов……………………11
Список использованной литературы……………………………………….14
Задача………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Налоги и налогооблажение.docx

— 135.70 Кб (Скачать файл)

 

КРАСНОЯРСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ  
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

 

 

 

 

 

      Факультет:

«Экономики и финансов»

Специальность:

«Экономика»

 

 


 

 

 

КОНРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Налоги и налогообложение.

 

          Тема: Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса,

5-19731/4-3  группы

заочной формы обучения

Левкина О. В.

Проверила:

Преподаватель

Михиенкова Н. Л.


 

 

 

 

 

г. Канск, 2013 г.

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Сущность налогов и принципы налогообложения.…………..………….4

2. Классификация налогов………………………. …………………….…….9

3. Значение и характеристика регулирующих налогов……………………11

Список использованной литературы……………………………………….14

Задача………………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Налог – обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

 Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги взимаются государством с хозяйствующих субъектов и  с граждан по ставке, установленной  в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в любом обществе с  момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда отражается на налоговой  системе и сопровождается ее преобразованием. Преследуя цели пополнения казны  и другие задачи, государство стремится  разнообразить вводимые налоги.

Для нормального существования  и развития государства каждый человек  должен уплачивать налоги. Данное положение  закреплено, в том числе и в 57 статье Конституции РФ: “Каждый  обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют”.

Ни одно современное общество не может обойтись без налогов, потому что налоги – это основной источник доходов государства. Кроме финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. Государство  способно стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения  налоговых ставок, предоставления или  отмены налоговых льгот, что способствует экономическому развитию страны.

Во всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые. Под  влиянием различных факторов часто  вносятся изменения и дополнения по налогам и сборам. Все это  резко увеличивает поток информации по налогообложению, тем не менее  необходимо своевременно получать и  использовать эту информацию. Ведь незнание законов не освобождает  от ответственности за их невыполнение.

Кроме того масштабы уклонения  от уплаты налогов в России создают  угрозу для экономической безопасности государства. Очень актуальными  становятся следующие задачи: совершенствование  налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.

В настоящее время в  России в сфере налогообложения  сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая  культура общества, недоверие граждан  и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как  данные о росте правонарушений и  преступлений, связанных с сокрытием  доходов от налогообложения, в том  числе в крупных и особо  крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный  для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными.

 По результатам социологического исследования, на вопрос "Нужны ли нам налоги?" всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают, что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования жителей по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низком уровне.

Поэтому стоит рассмотреть  налоги и сборы, установленные законодательством, дать их общую характеристику, способы  установления и вопросы, связанные  с их уплатой. Это позволит ориентироваться  в данном вопросе и лучше воспринимать возможные изменения в законодательстве, связанные с налогами и сборами, а также формировать и развивать  налоговую культуру населения.

 

1.   Сущность налогов и принципы налогообложения.

 
Первая форма проявления сущности налогов — это денежные взносы граждан, необходимые для  содержания публичной власти. Так  что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. 
Сейчас налоги — важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики. 
Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства. 
Функции налогов 
Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. 
 
Выделяют три важнейшие функции: 
1)фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов; 
2)регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков; 
3)социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. 
Элементы налога 
Все налоги содержат следующие элементы: 
—объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению; 
—субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 
—источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог; 
—единица обложения — единица измерения объекта (денежная единица страны); 
—ставка налога — величина налога с единицы объекта налога (%); 
—налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min); 
—налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами. 
Виды налогов 
Налоги  бывают двух видов.  
Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. 
Второй вид налогов — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. 
Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. 
Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. 
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. 
Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. 
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода. 
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. 
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. 
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. 
Налоги — это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.  
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. 
С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий. 
 Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги 
представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. 
 
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность. 
Принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»: 
1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение; 
2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»'; 
3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику; 
4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; 
5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. 
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: 
1) принцип справедливости; 
2) принцип соразмерности; 
3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков; 
4) принцип экономичности (эффективности). Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении. 
 Принцип справедливости 
Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Однако содержание этого принципа настолько многогранно, неоднозначно и широко, что требует своего специального исследования. 
 Принцип соразмерности 
Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны. 
Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет. 
Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности. 
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др. 
Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности. В России экономические сложности переходного периода конца 1993 года вызвали введение в 1994 году двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местным органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38%. 
 Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков 
Данный принцип является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. По словам Н. И. Тургенева (1789-1871 гг.): «Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей... Если у земледельца потребуется подать тогда, когда его хлеб еще не продан, то он должен или отдать свой хлеб за бесценок, или занимать деньги и платить проценты». 
Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления и уплаты налога. 
 Принцип экономичности (эффективности)  
Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования этого принципа может стать налог на имущество граждан. Усилия налоговых органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога, извещению граждан и контролю едва покрываются суммами уплачиваемого налога, а уж о взыскании мизерных сумм налога в судебном порядке не может быть и речи. 

 

 

 

2.Классификация налогов

Налоги можно классифицировать по различным признакам (схема 1.1).

Издавна по методу установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая  возможность переложения налогов  на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто  получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных  налогов - потребитель товара, на которого налог перекладывается путем  надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика, а  косвенные включаются в цену товаров (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на потребление.

Критерий переложения  налога на потребителя для признания  его прямым или косвенным впоследствии был признан неточным, поскольку  при определенных условиях прямые налоги также могут быть переложены на потребителей продукции или услуг через  механизм роста цен, а бремя косвенных  налогов, напротив, не всегда полностью  перекладывается на потребителя, если спрос на реализуемые товары оказывается  достаточно эластичным и объем реализации уменьшается при повышении цены . Поэтому для разделения налогов  на прямые и косвенные перестали  использовать критерий переложения.

В настоящее время все  подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарение, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и  т. п.) относятся к прямым , а все  налоги на потребление - к косвенным.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно для плательщиков; их размер зависит от масштабов объекта  налогообложения. Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бремени, при котором больше платят те члены  общества, которые имеют более  высокие доходы. Такой принцип  налогообложения большинство экономистов  считают справедливым. Но форма прямого  налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают  проблемы учета объектов налогообложения  и уклонения от уплаты. Поэтому, невзирая на справедливость прямых налогов, налоговая  система не может ограничиться только ими.

Поскольку косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов. Их основной недостаток, за который они постоянно подвергаются критике, - регрессивный характер, или обратно пропорциональная зависимость от платежеспособности потребителей. Вследствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массового потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на приобретение продуктов питания и других товаров первой необходимости.

 

3. Значение и характеристика регулирующих налогов

 

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги – необходимое звено экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. В современном  цивилизованном обществе налоги –  основная форма доходов государства.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке  уплачивают в доход государства  юридические и физические лица –  предприятия, организации, граждане.

Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами  различных уровней с целью  покрытия дефицита. К таким налогам  относятся, например, НДС, акцизы, налог  на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц. Распределение  сумм регулирующих налогов между  различными бюджетами происходит при  утверждении федерального бюджета  на конкретный год.

Налоговые отношение –  отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также  зависит общественный прогресс. В  то же время они, основываясь на первичных  распределительных (денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности состоянию экономического базиса. Вся  совокупность производственных отношений (экономических, финансовых, бюджетных  ценовых, кредитных, налоговых) зависит  от уровня производительных сил, самым  непосредственным образом определяет этот уровень. Таким образом, совершенствование  экономики – создание органичного  единства между всеми фазами воспроизводства: производством, распределением, обменом  и потреблением.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может  проводить энергичную политику в  развитии наукоёмких производств и  ликвидации убыточных предприятий.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. Финансово-бюджетная система  включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Информация о работе Контрольная работа по налогам и налогооблажению