Контрольная работа по "Налогам и налогообложению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источ-ников доходной части бюджета. Следует отметить, что это -- прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………….5
2.ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……..7
2.1. Плательщики налога……………………………………………………….…7
2.2.Объект налогообложения……………………………………………………..8
2.3. Налоговые ставки……………………………………………………...…….14
2.4. Особенности исчисления и уплаты налога предпринимателями………...16
2.5. Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами……….18
3. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ……………………………………………19
4. ЛЬГОТЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………….………20
4.1. Налоговые вычеты……………………………………………………………21
4.2. Налоговые освобождения……………………………………………..……..26
4.3. Иные налоговые льготы……………………………………………….……..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..….31
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Научная литература

Файлы: 1 файл

кадочников.docx

— 72.68 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Кафедра Экономической теории и мировой  экономики

 

Контрольная работа

по курсу «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ»

Вариант №4

 

 

 

                                       Выполнил:

                                                                  Студент группы ЭиУ-471

                                                                  Ф.И.О.Кадочников.Д.В

                                      Проверил:

 

 

 

Челябинск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3

1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ………………………………………………………….5

2.ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА  НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……..7

2.1. Плательщики налога……………………………………………………….…7

2.2.Объект налогообложения……………………………………………………..8

2.3. Налоговые ставки……………………………………………………...…….14

2.4. Особенности исчисления  и уплаты налога предпринимателями………...16

2.5. Особенности исчисления  и уплаты налога налоговыми  агентами……….18

3. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ……………………………………………19

4. ЛЬГОТЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ  НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ………………………………………………….………20

4.1. Налоговые вычеты……………………………………………………………21

4.2. Налоговые освобождения……………………………………………..……..26

4.3. Иные налоговые льготы……………………………………………….……..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..….31

ВВЕДЕНИЕ

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная  или светская десятина, барщина или  оброк. В России, как и в большинстве  стран мира, подоходный налог служит одним из главных источ-ников  доходной части бюджета. Следует  отметить, что это -- прямой налог  на совокупный доход физи-ческого  лица, включая доходы, полученные от исполь-зования капитала.

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов  налоговой системы любого государ-ства. Его доля в государственном бюджете  прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в миро-вой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значитель-ную  часть доходов государства. К  примеру, в США его вклад в  бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии -- 40%, несколько  меньше во Франции -- 17%.

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает  в основном ту часть населения, которая  имеет сред-ний уровень доходов  или ниже. В последние годы его  доля в бюджете не превышала 12--13%.

Такая ситуация свойственна  экономике пере-ходного периода. Чтобы, с одной стороны, сти-мулировать рост производства и потребления, а  с другой -- упростить налоговую  систему и тем самым снизить  склонность налогоплательщиков к занижению  налоговых обязательств, государ-ство вынуждено снижать ставки налогов  на до-ходы (имеются в виду доходы всех экономиче-ских агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извле-кают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому  главной проблемой подоходного  налогообложения является дос-тижение  оптимального соотношения между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от на-логообложения.

Согласно ст. 57 Конституции  РФ, а также ст. З и подп. I п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -- НК РФ) каждое лицо обязано  уплачивать законно установленные  налоги и сбо-ры. Законодательство о  налогах и сборах основывается на призна-нии всеобщности и равенства  налогообложения. При установле-нии  налогов учитывается фактическая  способность налогоплатель-щика к  уплате налога. В связи с этим прежняя редакция подп. 1 п. 1 ст. 23 содержала  дополнение «исходя из принципа справедливос-ти», но поскольку понятие «принцип справедливости»  в действу-ющем законодательстве -- как налоговом, так и гражданском -- абсолютно не развито, то указанное  дополнение было исключено.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, ре-лигиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки на-логов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собствен-ности, гражданства  физических лиц или места происхождения  ка-питала. Кроме того, не допускается  устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Фе-дерации, в том числе  прямо или косвенно ограничивающие свобод-ное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать пре-пятствия не запрещенной законом экономической деятельности фи-зических лиц и организаций.

Важно подчеркнуть такой  момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сбо-рах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ

Подоходный налог или  НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые  он был введен в Англии в 1798 г. в  виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних  признаках (обзаведение мужской  прислугой, владение ка-ретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном  его введе-нии в 1842 г. он уже более-менее  отвечал основным критериям, по-ложенным в основу принципа подоходного налогообложения11 См.: Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии: Экономические и обществен-ные условия его существования // Уч. зап. Императорского московского уни-верситета. -- М„ 1898. -- Вып. 16..

В других странах НДФЛ стали  применять с конца XIX-- начала XX в. (Пруссия -- с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что  касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с  доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный  закон о подоходном налоге был  принят лишь 6 апреля 1916г., и там наибо-лее  полно воплотились принципы подоходного  налогообложения22 См.: Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. -- М., 1995. -- С. 198.. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка по-степенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене на-логов с заработной платы рабочих и служащих».

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных  странах косвенно учитывали доходы граждан при пост-роении реальных налогов. Например, размер домового налога зави-сел от числа окон, этажей и  комнат, от параметров фасада дома и  от других признаков, которые позволяли  судить об общественном по-ложении  и доходах плательщика.

Введение этого налога в той или иной стране было обус-ловлено  ее внутренними причинами. При всем различии этих при-чин может быть выделена общая причина, характерная  для всех стран. Острая потребность  государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала  покрываться реальными налогами, размер которых зача-стую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устране-ния  несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными  и богатыми и более тяжело ложившегося  на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении  равнонапряженности налогообложения  на основе прямого определе-ния доходов  каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются  под влиянием экономичес-ких, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно  связаны с развитием экономики. Воз-никновение корпоративных форм организации производства, рост общественного  благосостояния, расширение круга собствен-ников, появление новых форм получения  дохода -- эти и другие, факторы  самым непосредственным образом  оказали и оказыва-ют эволюционирующее воздействие на развитие системы  подо-ходного налога.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические  от-ношения обусловил создание к 1992 г. новой налого-вой системы, которая  состояла более чем из 60 видов  налогов и сборов. В частности  Верховным Советом РСФСР был  принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О  по-доходном налоге с физических лиц". Основными прин-ципами этого налога являлись: единая шкала прогрес-сивных ставок с совокупного годового дохода, пере-чень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строитель-ством  или приобретением жилья, предпринимательс-кой  деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон  были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменя-лась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минималь-ная ставка оставалась в  размере 12%, а максимальная ставка в  разные годы изменялась от 60% до 30% годо-вого совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономи-ческих отношений  потребовало создания Налогового кодекса  и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

НК Российской Федерации  состоит из 2-х частей -- общей и  специальной.

Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федераль-ными законами от 31.07.98 № 146-ФЗ и № 147-ФЗ в ре-дакции Федеральных  законов от 09.07.99 № 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует  с 1999 года и дает определения, касающи-еся  таким понятиям, как, например: "налоги", "сбо-ры", "налоговая база", "налоговый агент", "налогоплательщик", "налоговые ставки", "налоговые  органы", "налоговый контроль", "налоговые деклара-ции", "налоговые  правонарушения" и др., а также  уста-навливает процедуры налогообложения, налогового контроля, привлечения к  налоговой ответственности и  ее меры, обжалования действий налоговых  органов.

Часть вторая (специальная) НК РФ принята Феде-ральным законом  от05.08.2000 №117-ФЗ ("Российская газета" от 10.08.2000) и состоит пока из 4 глав (21, 22, 23, 24), которыми определен порядок  исчисления и уплаты конкретных 4-х  основных налогов (НДС, ак-цизы, НДФЛ, единый соци-альный налог).

Глава 23 Н К РФ называется "Налог на доходы фи-зических лиц" (ст. 207-233) и Федеральным законом  от 05.08.2000 № 118-ФЗ11 Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст.3341 она вводится в действие с 1 ян-варя 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физичес-ких лиц. Таким образом, формально изменено назва-ние налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.

Основными чертами новой  системы нало-гообложения являются:

· отказ от прогрессивной  ставки налога и введение единой мини-мальной  налоговой ставки в размере 13% для  большей части дохо-дов физических лиц;

· значительное расширение применяемых налоговых льгот  и вы-четов;

· внесение изменений в  определение налогооблагаемой базы.

2. ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА  НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. Плательщики налога

По мнению А.В. Брызгалина, «Налогоплательщики - это субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств»11 Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: «Аналитика-Пресс», 1997г..

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физичес-кие лица, получающие доходы от источников и Российской Федера-ции, но не являющиеся ее налоговыми резидентами.

Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.

Налоговы-ми резидентами  РФ признаются физические лица, находящиеся  на территории России не менее 183 дней в ка-лендарном году.

Нерезидентами согласно п. 1.1.1 Инструкции Банка России от 12 октября 2000 г. № 93-И «О порядке открытия уполномоченными  банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операции по этим счетам» 22 Российская газета. -- 6.12.2000., зарегистрирован-ной Минюстом России 28 ноября 2000 г. № 2469, являются физические лица, имеющие постоянное местожительства за пределами Рос-сийской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российс-кой Федерации, т.е. менее 183 дней в календарном году.

Законодательство о налогах  и сборах не предусматривает каких-либо ограничений по признанию физических лиц плательщиками НДФЛ в зависимости  от их возраста. Следовательно, плательщика-ми НДФЛ становятся физические лица с  момента возникновения у них  объекта налогообложения вне  зависимости от их возраста.

На практике нередко  возникает вопрос уплаты НДФЛ несовершеннолетними  лицами в случаях, например, оплаты за их обучение в учебном заведении  организацией или получения ими  призови воз-награждений за участие  в различных конкурсах. В этих и подобных случаях налогоплательщиком является лицо, непосредственно по-лучающее доход, т.е. несовершеннолетний гражданин. Однако зако-нодательством о налогах  и сборах пока не предусмотрен порядок  уплаты НДФЛ указанными лицами. Поэтому  данный вопрос может регулироваться следующим образом. Сумма налога с совокупного дохода несовершеннолетнего  удерживается по соглашению с заработной платы родителя или вносится по приходному ордеру в кассу организации. Кроме  того, гл. 4 НК РФ «Представительство в  отно-шениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах» пре-дусмотрена возможность участия в налоговых  отношениях, в том числе и при  уплате НДФЛ, представителя налогоплательщика. За-конным представителем налогоплательщика -- физического лица согласно п. 2 ст. 27 НК РФ признается лицо, выступающее  в каче-стве его представителя  в соответствии с гражданским  законодатель-ством РФ, т.е. это могут  быть родители либо усыновители, попечи-тели и опекуны. При отсутствии таковых  в случаях, когда судом ро-дители лишены родительских прав или по иным причинам, в силу которых дети остались без родительского попечения (в частности, когда родители уклоняются от воспитания либо защиты их прав и интересов), над детьми устанавливается опека или попечительство.

Информация о работе Контрольная работа по "Налогам и налогообложению"