Камеральные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе камеральной налоговой проверки. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

курсовая проверки.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых  налоговыми органами в борьбе с недобросовестными  налогоплательщиками. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.[9]

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  в настоящее время камеральные  проверки - приоритетное направление  контрольной работы налоговых органов. Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности  лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в  том, что уклонение от налогообложения  будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

В механизме налогового контроля камеральная налоговая  проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе камеральной налоговой проверки. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.

Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих  задач:

- дать понятие камеральной налоговой проверки и определить этапы ее проведения;

- изучить организационно-экономическую  характеристику ИФНС России №  2 по г. Краснодар

- определить правовые  и организационные проблемы камеральной  налоговой проверки и найти  пути их совершенствования.

Предметом исследования является правовые, теоретические и методические проблемы проведения камеральной налоговой проверки.

         Объектом исследования является инспекция ФНС №2 по городу Краснодару.

Методами  исследования являются такие методы как анализ, монографический метод и другие.

Информационной  базой для написания данной работы послужили нормативно-правовые акты в области налогов и налогообложения, статьи, учебники и учебные пособия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Порядок проведения камеральных налоговых проверок

 

    1. Понятие камеральной налоговой проверки. Этапы проведения камеральных налоговых проверок

 

 Камеральные налоговые проверки - важнейшая форма регулярного массового налогового контроля, в результате которых проводится также отбор плательщиков для проведения выездных проверок. Во всех налоговых инспекциях действуют отделы камеральных проверок. Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности плательщика.[3]

       Несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка - проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.[2]

Камеральную проверку, пожалуй, можно признать основной формой проведения налогового контроля

Камеральная проверка представляет собой проверку налоговых деклараций (расчетов) и других документов, по которым фирма рассчитывает и уплачивает налоги (ст. 88 НК РФ). Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму.

          Основными этапами камеральной проверки являются:

  1. Проверка полноты представления плательщиком отчетности;

         День сдачи в налоговую инспекцию налоговой декларации (расчета) является датой начала камеральной проверки. Именно в этого числа и надо считать трёхмесячный срок. Во время проведения проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика пояснения и подтверждающие документы.

         Необходимо всегда помнить, что налоговый орган имеет право истребовать только документы, подтверждающие льготы, заявленные в налоговой декларации, или документы, подтверждающие право на вычет по НДС, если в декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению из бюджета. Согласно п.7 ст.88 НК РФ иные документы налоговый орган в рамках проведения камеральной проверки затребовать не в праве.[2]

       Приостановление камеральной налоговой проверки не предусмотрено.

    2. Визуальная проверка правильности ее оформления - полнота и четкость заполнения всех необходимых реквизитов;

   3.   Проверка своевременности представления налоговой отчетности.

      Обычно эти проверки, как указывалось выше, проводятся на стадии принятия налоговых деклараций;

    4. Проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;

При этом проверяется  правильность:

- исчисления налоговой базы;

-арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимосвязи показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

- правильность примененных  налогоплательщиком ставок налога  и льгот, их соответствие действующему законодательству.

    5. Проверка обоснованности ставок налогов и льгот.

Главный этап - проверка правильности исчисления налоговой  базы, для чего проводится анализ, включающий в себя:

   1. Проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями;

   2. Проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

   3. Проверку соответствия показателей бухгалтерской отчетности и деклараций с данными о финансово-хозяйственной деятельности плательщика, полученными из других источников, - об объемах потребления электро- и тепло энергии, водных, сырьевых и других материальных ресурсов;

   4.   Сопоставление динамики показателей отчетности со средними данными по аналогичным организациям: ежеквартально по крупнейшим и основным плательщикам, ежегодно - по всем остальным.[7]

Предметом камеральной  проверки скорее является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками  данных, проводимый в процессе текущей  деятельности налоговых органов  по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций). Необходимо отметить, что прямое упоминание в ст. 88 НК РФ только камеральных налоговых проверок налогоплательщиков не лишает налоговые органы права проводить налоговые проверки налоговых агентов и плательщиков сборов, т.к. на то есть указание в ст. 87 НК РФ.[2]

 

 

1.2.  Оформление результатов камеральной налоговой проверки

 

          В п. 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.[2]

        Результатом камеральной проверки является один из следующих выводов налогового инспектора:

- налогоплательщик допустил  нарушения налогового законодательства

- налогоплательщик не  допустил нарушений налогового  законодательства.

      Если по результатам проведения камеральной проверки не выявлено никаких нарушений, налоговый инспектор не обязан составлять какой-либо итоговый документ (ст. ст. 88, 100 НК РФ). Результат проверки остается неоформленным.         

      При этом Налоговый кодекс РФ не требует от налогового органа уведомлять налогоплательщика о результатах проведенной камеральной проверки и дате ее завершения.

    Исключение - камеральная проверка декларации по НДС при применении заявительного порядка возмещения налога. Если в результате такой проверки налоговый орган не выявил нарушений, он должен уведомить об этом налогоплательщика в письменном виде в течение семи дней после окончания проверки (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

     Однако зачастую налоговики в ходе проведения камеральных проверок выявляют факты нарушений налогового законодательства. По окончании такой проверки проводивший ее налоговый инспектор должен составить акт камеральной проверки. Эта обязанность предусмотрена п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.

       Камеральная проверка, в ходе которой инспектор выявил нарушения налогового законодательства, оформляется актом камеральной проверки (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

     Акт камеральной проверки выполняет две функции:

 - является одним из документов, которые в совокупности составляют материалы камеральной проверки. На его основании руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в основном и принимает решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ);

- информирует о предварительных результатах проверки налогоплательщика и служит основой для составления последним возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

      На сегодня не составление акта камеральной проверки является одним из оснований для отмены решения, вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки.[4]

      Поэтому, если инспектор утверждает, что провел камеральную проверку представленной вами декларации и нашел у вас нарушения, он обязан составить акт проверки. Если он не сделает этого, решение, которое будет вынесено по итогам рассмотрения материалов проверки, может быть признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

      В отношении акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ устанавливает следующие правила, которые должны соблюдать проверяющие:[2]

- акт составляется  в двух экземплярах по утвержденной  форме и должен содержать установленные  НК РФ сведения;

-акт подписывается как инспектором, так и проверенным налогоплательщиком;

- инспектор должен  составить акт в течение 10 рабочих  дней со дня окончания проверки (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

- экземпляр акта в  течение пяти рабочих дней  с даты его подписания вручается  налогоплательщику (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

 

 

 

 

2 Организационно-экономическая характеристика ИФНС России № 2 по г. Краснодар.

 

2.1Организационная структура  ИФНС России № 2 по г. Краснодар

 

Инспекция Федеральной  налоговой службы № 2 по г. Краснодару является территориальных органом  Федеральной налоговой службы и  входит в единую систему налоговых  органов.

Инспекция находится  в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Краснодарскому краю и подконтрольна ФНС России и УФНС России по Краснодарскому краю.

Инспекция имеет сокращенное  наименование: ИФНС России № 2 по г. Краснодар.

Инспекция является территориальным  органом,  осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательством РФ по налогам и сборам, за правильностью исчисления полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных  платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Инспекция является уполномоченным территориальных органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей,  требований РФ по денежным обязательствам.

Инспекция в своей  деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ,  правовыми актами ФНС России, правовыми актами органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, принимаемыми в пределах полномочий по вопросам налогов и сборов.

Информация о работе Камеральные налоговые проверки