Камеральная проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля. Несмотря на сравнительно широкий спектр форм налогового контроля, основными из них являются налоговые проверки. Последние делятся на выездные и камеральные. В нашем случае мы рассмотрим камеральную проверку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 5
Методы проведения камеральных налоговых проверок 9
Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.16 Кб (Скачать файл)

- специальные  методы, применение которых характерно  для данного вида деятельности - экономико-правовой и экономический  анализ, исследования документов, построение  аналитических таблиц, детализация».

Не  основываясь на всем многообразии методов, выделяется три основных метода –  «это негласный метод, метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, логически-дедуктивный метод», сущность которых состоит в следующем:

1.Негласный  метод.

В этом случае информация о подготавливаемом или совершенном нарушение поступает  в результате оперативно-розыскной  деятельности компетентных органов. В  случае достоверности она может  и должна быть причиной проведения различных мероприятий, прежде всего  выездной налоговой проверки. При  надлежащем процессуальном оформлении она может являться основанием расследования.

2. Метод  поиска несоответствия в накопленной  информации о деятельности хозяйствующего  субъекта.

Данный  метод основывается на сравнении  информации о деятельности хозяйствующего субъекта, полученной из различных  источников, в том числе и от него самого. Очевидно, что если налогоплательщик показывает снижение объемов производства, а налоговый орган располагает данными о росте потребления электроэнергии, воды и других ресурсов, то это должно быть причиной повышенного к нему внимания.

Другим  аспектом данного метода является поиск  несоответствия в налоговой и  бухгалтерской отчетности на основе контрольных соотношений. Сущность заключается в том, что для  расчетов разных налогов используют одни и те же показатели или их составные  части, которые в явном или  скрытом виде содержатся в разных формах бухгалтерской или налоговой  отчетности. Например, для НДС и  налога на прибыль основой является выручка, для единого социального  налога и налога на доходы физических лиц - размер фонда оплаты труда и  т.п. Несоответствие одноименных величин  или их производных в различных  налоговых декларациях, бухгалтерской  и другой отчетности должны дать повод  для проверки этих отклонений.

Данный  метод в настоящее время все  шире находит применение в практике налоговых органов при камеральной  проверке отчетности налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц.

3. Логически-дедуктивный  метод.

Наиболее  общий метод выявления нарушений  в налоговой сфере, суть которого заключается в следующем. Если организации  находятся в одинаковых экономических  и информационных условиях, а бухгалтера применяют одни и те же методы и  приемы начисления, то целесообразно  сформировать модель налогоплательщика. Резкие отклонения параметров анализируемого предприятия от «усредненного варианта» (эталонной структуры и размеров налоговых платежей) могут и должны давать повод для проведения этих отклонений.

Данный  метод позволяет выявить отрицательное  поведения отдельных налогоплательщиков без указания на конкретику подобного  поведения. Для уточнения результатов  необходимо пользоваться методами первой и третьей группы» [7].

В свою очередь, к группе основных методов  также относят «финансово-аналитический  метод, сущность которого заключается  в выявлении нарушений в налоговой  сфере через исследование динамики определенных финансовых потоков, дополненных  изучением информации от других органов, прежде всего осуществляющих регистрацию  сделок с недвижимым имуществом и  автотранспортом, долей участия  учредителей и акционеров и участия  в других организациях, движения денежных средств по счетам.

Сигналом  для повышения внимания к конкретному  хозяйственному субъекту может быть:

- значительные  отличия ожидаемых и фактических  объектов налоговых платежей  налогоплательщика, существенные  несоответствия в накопленной  информации;

- тенденция  в поведении показателей предприятия,  указанных на определенные «махинации»  при осуществлении хозяйственной  деятельности;

- резкие  изменения показателей, приводящие  к существенному отличию показателей  налогоплательщика от средних  по сегменту, или выход их значений  за границы нормального диапазона,  указывающие на ухудшение финансового  состояния налогоплательщика. 

Формально логический дедуктивный и финансово-аналитический  методы можно описать следующим  образом:

-обнаружение  аномального поведения с помощью  аппарата математической статистики - типичные действия, описанные в  шаблоне, отклонения от которого  и признаются аномалией требующей  вмешательства соответствующих  органов (субъектов);

- обнаружение  нарушения, основное на сигнатурах, последовательных действиях, характеризующих  нарушения.

Подобные  подходы широко используются в сфере  информационных технологий при построении систем информационной базы, что делает занимательным использование достижений в этой области для повышения  эффективности камерального налогового контроля.

Несомненно, наибольшей эффект возможен при совместном использовании всех четырех групп  методов, их последовательности и сочетания. Результаты могут предоставить дальнейшее действия по восстановлению нарушенных интересов государства и наказанию  виновных лиц [4].

Для достижения максимальной эффективности  и результативности камерального контроля Федеральная налоговая служба России издает обязательные для внутреннего  применения документы (приказы, инструкции, методические рекомендации, регламенты и др.), а также заключаются  межведомственные соглашения о порядке  взаимодействия и обмене информации.

Далее отдельно хотелось бы остановиться на следующем. При проведении камеральных  налоговых проверок рекомендуется  уделять повышенное внимание двум категориям хозяйствующих субъектов:

1. Крупнейшим  налогоплательщикам, которые обеспечивают  основную часть налоговых поступлений.  Их целесообразно проверять таким  образом, чтобы с учетом ограничений  статей 87 и 88 Налогового кодекса  Российской Федерации не допустить  периодов, не подлежащих проверке. Внимание к данной категории  в большей степени обусловлено  их фискальной значимостью, а  не целенаправленным поиском  нарушения.

2. Налогоплательщика, прошлые проверки, которых обеспечили наибольшие доначисления.

На  взгляд автора проверка вышеуказанных  групп налогоплательщиков в меньшей  степени связано с выявлением нарушений в налоговой сфере, а, прежде всего, реализует функцию  контроля. Проверки первых преследуют фискальные цели (как тот или иной особой значимый для бюджета налогоплательщик исполняет свои налоговые обязательства). При проверках вторых выявляются, имеют ли место нарушения, аналогичные  выявленных ранее. Немаловажным в этих случаях является и профилактический эффект.

Основными этапами камеральной проверки являются:

- проверка  правильности исчисления налоговой  базы и суммы налогов, исчисленных  и уплаченных в бюджет;

- проверка  правильности арифметического подсчета  данных, отраженных в налоговой  декларации, путем сопоставления  показателей строк и граф, предусмотренных  ее формой;

- проверка  обоснованности заявленных налоговых  вычетов;

- проверка  правильности примененных налогоплательщиком  ставок налога и льгот, их  соответствие действующему законодательству.

На  этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный  анализ, включающий:

- проверку  логической связи между отдельными  отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

- проверку  сопоставимости отчетных показателей  с аналогичными показателями  налоговой отчетности предыдущего  отчетного (налогового) периода;

- взаимоувязку  показателей бухгалтерской отчетности  и налоговых деклараций, а также  отдельных показателей деклараций  по различным видам налогов;

- оценку  данных бухгалтерской отчетности  и налоговых деклараций с точки  зрения их соответствия имеющимся  в налоговом органе данным  о финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщика, полученным из  других источников;

- анализ  соответствия уровня и динамики  показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства  и реализации товаров (работ,  услуг), с уровнем и динамикой  показателей объемов потребления  налогоплательщиком энергетических (электро-теплоэнергии), водных, сырьевых  и иных материальных ресурсов.

С учетом изложенного на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что при проведении камерального контроля можно выделить четыре основных метода – это 1) негласный метод; 2)метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта; 3) логически-дедуктивный метод; 4) финансово-аналитический метод.

Конкретные  методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно.

 

  Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок

 

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который вы представили  отчетность То есть налоговики при  камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика. Вместе с тем это не означает, что они не могут обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). При этом специальное решение руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется. Она может идти как один день, так и все три месяца Главное правило: налоговики должны завершить все процедуры по проверке в этот срок. [1]

При этом согласно ст.80 НК РФ налоговая  декларация может быть представлена в налоговый орган лично или  через его представителя, направлена в виде почтового отправления  с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Так, согласно ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Данное нарушение влечет и наложение штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц организации (ст. 15.5 Кодекса об административных налоговых правонарушениях Российской Федерации). При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и  полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику  с требованием представить в  течение пяти дней необходимые пояснения  или внести соответствующие исправления  в установленный срок. (п.3 ст.88 НК РФ).

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган  пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно  представить в налоговый орган  выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность  данных, внесенных в налоговую  декларацию (расчет) (п.4 ст.88 НК РФ). Налоговый  инспектор, который проводит камеральную  проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после  рассмотрения представленных пояснений  и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый  орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного  нарушения законодательства о налогах  и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт  проверки в порядке, предусмотренном  ст. 100 НК РФ. Если налоговый орган  не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется (п.5 ст.88 НК РФ), т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой  декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к  возмещению из бюджета, то налоговый  орган проводит углубленную камеральную  проверку и имеет право истребовать  в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (п.6, 8, 9 ст.88 НК РФ).

Если налогоплательщик не использует налоговые льготы, не заявляет НДС к возмещению из бюджета, то налоговый  орган не вправе истребовать у  него дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст.88 НК РФ или если представление таких  документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым  Кодексом (п.7 ст.88 НК РФ).

У многих организаций возникает  вопрос, если они подают налоговую  декларацию (расчет) нем как налогоплательщики, а как налоговые агенты, подвергается ли такая отчетность камеральным проверкам? Увы, но все правила, предусмотренные для налогоплательщиков, распространяются и на налоговых агентов, а так же на плательщиков сборов (п.10 ст.88 НК РФ).

Информация о работе Камеральная проверка