Эволюция принципов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение принципов налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и историю становления принципов налогообложения;
- исследовать современные принципы налогообложения и их реализацию в Российской Федерации;
- выявить проблемы в налогообложении в современной России.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и историческое развитие принципов налогообложения...5
1.1. Сущность принципов налогообложения …………………………...........5
1.2. Эволюция принципов налогообложения …………………………………6
Глава 2. Анализ современных принципов налогообложения ………………13
2.1. Сущность современных принципов налогообложения ……………….13
2.2. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации……19
2.3. Реализация принципов налогообложения в современных условиях
в Российской Федерации ………………………………………………………24
Заключение ……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы …………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Экономики, Управления и Природопользования

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

Теория и история налогоообложения

Тема: «Эволюция принципов налогообложения»

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель                                                                             И. В. Давыдова

                                                             подпись, дата            инициалы, фамилия

Студент  ЗЭЭ10-08          № 131016185                                     В.В. Калиновская

              номер группы  №зачетной книжки  подпись, дата инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение …………………………………………………………………………..
 
Глава 1. Сущность и историческое развитие принципов налогообложения...5 
 
1.1. Сущность принципов налогообложения …………………………...........5 
 
1.2. Эволюция принципов налогообложения …………………………………6 
 
Глава 2. Анализ современных принципов налогообложения ………………13 
 
2.1. Сущность современных принципов налогообложения ……………….13 
 
2.2. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации……19        
 
2.3. Реализация принципов налогообложения в современных условиях  
 
в Российской Федерации ………………………………………………………24 
 
Заключение ……………………………………………………………………..30 
 
Список использованной литературы …………………………………………32 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
  Государство, выражая интересы общества в различных  сферах  жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и  субъектагосударственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный  и ценовой механизмы. 
Финансово-бюджетная система охватывает  отношения  по  поводу  формирования  и  использования финансовых ресурсов государства — бюджета ивнебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную  реализацию  социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. 
  А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его русский последователь Н.И.Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения. 
  Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу». 
  В настоящее время в налогообложении существует множество пробелов и проблем, что свидетельствует об актуальности изучения принципов (основополагающих начал) налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации. 
Объектом курсовой работы являются принципы налогообложения. 
Предметом курсовой работы является история становления и современное состояние принципов налогообложения в Российской Федерации. 
Цель курсовой работы – изучение принципов налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации. 
  Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 
- изучить сущность и историю становления принципов налогообложения; 
- исследовать современные принципы налогообложения и их реализацию в Российской Федерации;   
- выявить проблемы в налогообложении в современной России. 
  В ходе исследования необходимо использовать различные методы: метод классификации, систематизации, анализа научной литературы и законодательных актов, касающихся налогов и налогообложения. 
Для написания курсовой работы использовалась различная литература. Полезными стали работы таких авторов, как Демин А., Тедеев А.А., Парыгина В.А., Ляпина Т.М., Кашин В.А., Пинская М.Р. и др. Широко применялись статьи Налогового кодекса РФ, Конституции РФ, а также практика Конституционного суда РФ.   
   
         
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  
ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

    1. Сущность принципов налогообложения

  Проведение научно обоснованной, эффективной налоговой политики во многом определяется тем, как сформулированы цели и принципы налогообложения. Длительное время финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы цели и принципы обложения, т.к. на первом этапе налоги в доходах казны носили второстепенный, даже чрезвычайный характер.  Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями текущего момента. На втором этапе налоги становятся главным источником государственных доходов, что определяет необходимость научных исследований в области налогов[1]. 
  Из анализа периодической литературы следует, что цели налогообложения бывают двух разновидностей: фискальные и нефискальные[2]. 
Фискальная цель означает достижение как можно более высокой чистой доходности, определяемой как разница между валовыми налоговыми поступлениями и издержками на собирание налогов. Эта цель не должна быть явно доминирующей целью налогообложения. К нефискальным целям относятся: 
- конъюнктурная или определение величины влияния налогов на конъюнктурный цикл, а также установление, не препятствуют ли налоги инвестиционной активности хозяйствующих субъектов; 
- распределительная, что предполагает исследование влияния налогов на распределение дохода и имущества налогоплательщиков; 
- обеспечение заметности некоторых налогов (например, муниципальных). 
  Определение и четкое формулирование целей налогообложения во многом обеспечивает реализацию принципов налогообложения. 
Само слово «принцип» переводится с латинского (principium) как основа, первоначало чего-либо[3]. Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. 
 
Принцип налогообложения может быть определён как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Цель принципов налогообложения – поставить препоны налоговому произволу, создать основы справедливого, соразмерного и умеренного налогообложения. Не случайно в Постановлении от 21.11.1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» Конституционный суд РФ отметил: «Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина»[4]. 

    1. Эволюция принципов налогообложения

  Принципы налогообложения привлекали особое внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов[5]. Например, Т.Гоббс критикует обложение имущества и доказывает, что косвенное обложение – самое равномерное и самое справедливое. 
  О.Мирабо полагал, что всякое обложение должно отвечать трем принципам: 
1)быть основанным непосредственно на самом источнике доходов; 
2)быть в известном постоянном соотношении с доходами; 
3)оно не должно быть слишком обременено издержками взимания. 
Ф.Кенэ, глава школы физиократов, указывал: 
-на плохую форму обложения;                    . 
- на излишнее бремя налогов вследствие чрезмерных издержек по их взиманию; 
-на чрезмерные судебные расходы.                                  . 
   Заслуга физиократов состоит в том, что они первыми поставили вопрос о принципах налогообложения. Затем история финансовой и налоговой науки по вопросам принципов налогообложения представлена именами А.Смита и А.Вагнера. Принципы налогообложения, разработанные ими, положены в основу современной налоговой системы.  Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776г. книге «Исследование о Природе и причинах богатства народов» следующим образом:

  «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. 
  Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности. 
  Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. 
  Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями, другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением. Вопреки всем обычным принципам справедливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, кто поддается ему, и притом он усиливает наказание соответственно тому самому обстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчать его, а именно соответственно искушению совершить преступление. Очевидная справедливость и польза этих положений обращали на себя большее или меньшее внимание всех народов»[6].  
  Итак, А.Смит выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»: 
1. Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.  
2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.  
3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.  
4. Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.  
5. Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.  
 
  Сегодня сформулированные великим ученым постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства. 
Следует отметить, что эти правила, превратившиеся в аксиомы, уже во времена А.Смита не являлись исключительным новшеством. Француз О.Мирабо (1761г.), немец Ф.Юсти (1766г.), итальянец П.Верри  
(1771г.) требовали равномерности обложения, точного определения налогов законом, удобства для плательщика, возможно меньших расходов взимания, т.е. налоги не должны чрезмерно обременять подданных. Таким образом, заслуга А.Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их[7].  
  В нашей стране впервые вопрос о принципах налогообложения начал изучать Н.И.Тургенев (1789 – 1871гг.). В своей работе «Опыт теории налогов»  (1818г.) ученый пришел к выводу, что подданные государства должны давать средства, необходимые для достижения цели общества или государства, причем каждый по возможности и соразмерно своему доходу и заранее установленным правилам (сроки платежа, сроки взимания), удобным для плательщика[8].  
  Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов А. Вагнера представлена в таблице 1. 
  Одним из важных понятий в учении А.Вагнера является эластичность налогов. Не все налоги обладают эластичностью, поэтому налоговая система должна заключать в себя и такие налоги, которые при увеличении потребностей можно было бы произвольно увеличить.  Кроме того А.Вагнер развивает идеи справедливости. Он занимает позицию, отличную от позиции А.Смита, на основе концепций Ж.Б.Сэя и Д.С.Милля, которые считали возможным обложение капитала, имея в виду налог на наследство. Тем самым усиливалось внимание ученых к вопросам равномерного распределения налогового бремени. 
  В частности, Ф.Нитти с учетом требований своего времени преобразовал идею А.Смита об отрицательном влиянии государственных расходов на развитие производства в связи с сокращением капитала из-за уплаты налогов в один из принципов налогообложения: «налоги не должны мешать развитию производства». Принцип, предлагаемый Ф.Нитти, сформулирован таким образом: «налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление и, следовательно, производство». Примером может служить введение в 19в. обложения окон в Англии, после которого резко сократилось количество окон в жилых домах. 
  Успешной реализацией достижений финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после первой мировой войны, в которых впервые были полно учтены научные принципы налогообложения и посредством которых создана конструкция современной налоговой системы. 
  На современном этапе принципы налогообложения – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, базовые положения, определяющие начала налогового права[9]. Общие начала налогообложения устанавливаются непосредственно в нормах налогового права. Указанные принципы представляют собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российское налоговое право, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития налогообложения.

 
Глава2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

2.1. Сущность современных  принципов налогообложения

  В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам: 
• налоговое законодательство должно быть стабильно; 
• взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер; 
• тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий; 
• взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков; 
• способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика; 
• существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации); 
• издержки по сбору налогов должны быть минимальны; 
• нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности; 
• доступность и открытость информации по налогообложению; 
• соблюдение налоговой тайны. 
  Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов. 
  Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства. 
  Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется. В соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу. 
  Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами. 
  Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления. 
  Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными. 
  Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени — уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения. 
  Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлении. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором. 
  Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков — важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика — это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие: 
-      каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

-  количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

-  законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

- тексты законов должны быть  понятны человеку со средним  для данной страны уровнем  образования;

- при изменении каких-либо норм  в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст. 
  Один из важнейших принципов построения налоговых систем — принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам. 
  К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран. 
  Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не вес поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности. 
 
  Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

Информация о работе Эволюция принципов налогообложения