Эволюция подоходного налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих и распределительных функций;

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 69.82 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2.История возникновения налога на доходы физических лиц.

Подоходный налог или НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения.

В соответствии с постановлениями Временного Правительства России от 12 июня 1917 г. срочно были сочинены три чрезвычайно важных новеллы в области прямого обложения: изменены некоторые основания взимания и повышены ставки подоходного налога, а также налога на прирост прибылей и вознаграждения; введен новый «единовременный» налог.

В связи с его введением и повышением старых ставок прямое обложение в совокупности было доведено до 90% общего дохода плательщика.

Подобное обложение, ставшее как бы «национализацией» доходов имущих классов, следовало рассматривать лишь как временную меру, вызванную крайним истощением финансовых ресурсов государства. Однако новые законы были приняты в развитие нормативно-правовых актов о государственном подоходном налоге от 6 апреля 1916 г. и о временном налоге на прирост прибыли от 13 мая 1916 г.

Постановлением Временного Правительства от 12 июня 1917 г. «О повышении окладов государственного подоходного налога» освобождался от обложения этим налогом доход, не превышающий 1 тыс. руб. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от 1 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Низшая ставка зафиксированной в ведомости суммы налога составляла 1%, высшая — 33%. Доход, превышавший 400 тыс. руб., облагался в размере 120 тыс. руб. с прибавлением к этой сумме по 3 тыс. руб. на каждые полные 10 тыс. руб. сверх 400 тыс. руб.

В 1917 г. плательщики обязаны были, не дожидаясь получения окладных листов, внести в территориальные казначейства или специальные кассы не позже первого августа половину суммы подоходного налога, причитавшегося с дохода, показанного в их заявлениях. По получении же окладного листа им предписывалось довнести недоплаченную сумму налога не позже 2-го октября.

Плательщики, не подавшие заявлений, должны были внести исчисленные с них суммы подоходного налога единовременно и полностью не позже 2-го октября. Принятием данного нормативного акта Временное Правительство пыталось адаптировать к финансовой конъюнктуре 1917 г. закон о подоходном налоге, установленный еще царской администрацией в начале 1916 г. и получивший одобрение как Государственной Думы, так и Государственного Совета.

Введением подоходного налога царское правительство признало то, что отрицало многократно: война не препятствует финансовым (как, впрочем, и другим) реформам. Подоходный налог призван был стать первым шагом и необходимым условием дальнейших податных реформ.

Как царское, так и Временное Правительство понимали, что реформа реальных налогов, замена их неимущественными немыслима без введения подоходного налога. Первые поступления от него планировалось получить в 1917 г. Однако если бы он был введен хотя бы в 1914 г., то власти в разгар военных действий имели бы точные сведения о доходах граждан Российской Империи, и этот налог заработал бы с полной нагрузкой. 

Этого не произошло, и в 1917 г. подоходный налог не принес в казну государства ни копейки. А произошедшие затем политические события и вовсе сломали налоговую систему России.

В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные  движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен  НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.

 

1.3. Становление налога на доходы с физических лиц в современных условиях

 

7 декабря 1991 г. Законом РФ № 1998-1 был установлен  подоходный налог с физических лиц. Определение плательщиков налога, данное в Законе в редакции Закона РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1, действовало до 1 января 2001 г. — ими признавались как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в РФ (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства).

Объектом налогообложения признавался совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имевших постоянное местожительство в РФ, — от источников РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имевших постоянного местожительства в РФ, - от источников в РФ. При налогообложении учитывался совокупный доход, полученный как в денежной (в валюте РФ и иностранной валюте), так и натуральной форме.

Размер облагаемого совокупного дохода определялся в порядке и на условиях, установленных Законом РФ от 7 декабря 1991 г. Условия определения его размеров менялись практически ежегодно. Основные направления этих изменений:

  1. исключение отдельных видов доходов из списка доходов, не подлежащих налогообложению;
  2. включение в доходы, не подлежащие налогообложению, дополнительных видов доходов;
  3. исключение старых и введение новых вычетов из доходов, подлежащих налогообложению.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 1994 г. № 74-ФЗ были исключены пособие по безработице в части, не превышающей установленного законом МРОТ, и расходы на детей и иждивенцев, а также суммы стипендий, получаемых из Государственного фонда занятости населения РФ в период профессионального обучения и переобучения. До принятия Федеральным законом от 10 января 1997 г. № 11-ФЗ в облагаемый доход не включались суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, а также все виды денежной компенсации, выплачиваемой работникам при их увольнении с предприятий, из учреждений и организаций согласно законодательству о труде; предусмотренные законом компенсационные выплаты родителям, женам погибших военнослужащих; доходы, получаемые физическими лицами взамен бесплатно предоставляемых жилых помещений и коммунальных услуг; стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с действующим на территории РФ законом, а также выплачиваемые взамен его суммы.

Первоначально от налогообложения полностью освобождались доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от этого хозяйства в течение пяти лет, начиная с года его образования. Позже, согласно Закону РФ от 16 июля 1992 г. в совокупный облагаемый доход не включались только доходы членов крестьянского хозяйства, получаемые от сельскохозяйственной деятельности.

В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1992 г. в совокупный облагаемый доход физических лиц в полном объеме не включались суммы, получаемые от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, кроме его продажи в процессе предпринимательской или иной деятельности с целью получения дохода. Однако с 1 января 1993 г. (в соответствии с Законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4178-1) в совокупный облагаемый доход физических лиц не включались только суммы, получаемые в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, автомобилей и других транспортных средств, драгоценностей и произведений искусства, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, не превышающие 500-кратного установленного законом МРОТ, а также суммы, получаемые в течение года от продажи иного имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, не превышающего 50-кратного размера МРОТ. Через год данная норма была предусмотрена, и с 1 января 1994 г. в совокупный облагаемый доход физических лиц не включались суммы, получаемые от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части не превышающей 5000-кратного МРОТ, а также суммы, получаемые в течение года от продажи иного имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, не превышающего 1000-кратного размера МРОТ.

В отдельные годы также проводились мероприятия, направленные на исключение из налогооблагаемой базы отдельных видов доходов (полностью или частично), что в целом сужало эту базу по подоходному налогу с физических лиц. В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 1994 г. № 29-ФЗ в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не стали включать следующие виды доходов:

  • средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательной кампании, а также учтенные в установленном порядке;
  • доходы, получаемые от избирательных комиссий членами этих комиссий, осуществляющими в них свою деятельность на непостоянной основе;
  • доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение ими работ, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании.

В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 1994 г. № 37-ФЗ в совокупный облагаемый доход перестали включать суммы заработной платы и других видов оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства; создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих; лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, международных организаций и правительств иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц, предоставляемых в соответствии с межгосударственными соглашениями и соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.

В соответствии с Федеральным законом от 27 января 1995 г. № 10-ФЗ в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, перестали включать суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1996 г. № 83-ФЗ из налоговой базы стали исключаться суммы, полученные физическими лицами в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными и иностранными учреждениями, а также международными и иностранными коммерческими и благотворительными организациями (фондами), зарегистрированными в установленном порядке и входящими в перечни, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за науку и техническую политику, а также за образование, культуру, искусство в РФ.

В 1999 г. в совокупный доход перестали включать:

  • доходы, получаемые физическими лицами в виде гуманитарной помощи (в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ);
  • суммы, полученные физическими лицами в виде международных, иностранных, российских премий за выдающиеся достижения в науке и технике, образовании, культуре, литературе, искусстве по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ, а также суммы материальной помощи, оказываемой пострадавшим от террористических актов на территории РФ 
    (независимо от ее размера и источника выплаты). Нормы введены Федеральным законом от 25 ноября 1999 г. № 207-ФЗ.

В 1990-е годы дважды (в 1995 и 2000 гг.) вводились исключения из совокупного дохода физических лиц суммы единовременной денежной помощи, выплачиваемые в эти годы инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, РСФСР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также инвалидам с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с действиями в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. либо с их последствиями (Федеральным законом от 26 июня 1995 г. № 95-ФЗ, 25 ноября 1999 г. № 207-ФЗ).

Информация о работе Эволюция подоходного налогообложения в Российской Федерации