Эволюция налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение теоретической базы налоговой политики, а также этапы ее эволюции на примере РФ и различие налоговых политик разных стран.
Задачами данной работы являются:
- определить понятие и сущность налоговой системы;
- рассмотреть устройство налоговой системы и ее роль в экономике;
- определить функции налоговой системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие и сущность налоговой системы……………….………………5
1.2. Устройство налоговой системы и ее роль……………………………..……8
1.3. Функции налоговой системы…………………………………….……..…..13
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Предпосылки формирования налоговой системы РФ ……………………18
2.2. Этапы развития налоговой системы РФ……………………………...……21
2.3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ……..……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Эволюция налоговой системы РФ (2).doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие и сущность налоговой системы……………….………………5

1.2. Устройство налоговой системы и ее роль……………………………..……8

1.3. Функции налоговой системы…………………………………….……..…..13

ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. Предпосылки формирования налоговой системы РФ ……………………18

2.2. Этапы развития налоговой системы РФ……………………………...……21

2.3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ……..……28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия.

С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоговые же поступления служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.

Реформирование  экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание  роли налогов и их воздействия  на различные стороны жизнедеятельности  общества и государства. Налоги выступают  основным источником доходов бюджетной  системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи, с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретической базы налоговой политики, а также этапы ее эволюции на примере РФ и различие налоговых политик разных стран.

Задачами данной работы являются:

- определить понятие и сущность налоговой системы;

- рассмотреть устройство налоговой системы и ее роль в экономике;

- определить функции налоговой системы;

- проанализировать предпосылки формирования налоговой системы РФ;

- рассмотреть этапы развития налоговой системы РФ;

- выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.

Нормативную основу курсовой работы составили Конституция РФ и федеральное законодательство, затрагивающее вопросы налоговой системы. Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: С.М. Борисов, П.А. Коротков, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, О.И. Лаврушина, Е. Ф. Жукова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие и сущность налоговой системы

Налоги - это  одно из основных понятий экономической  науки. Сложность понимания природы  налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное  и правовое явление реальной жизни.

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и  не носит характер наказания или  контрибуции. Налоги устанавливаются  законодательной властью в одностороннем  порядке.

Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее  налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. [13]

Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства  в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

 Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет  налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Посредством изменения  механизма налогообложения можно  придать налоговой системе качественно  новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов.

Законодательными  актами государство  устанавливает  конкретные методы исчисления  и  способы уплаты и взимания налогов.

Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения  – это операции по реализации  товаров (работ , услуг), имущество  или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

- налоговая  база – стоимостная, физическая  или иная характеристика объекта  налогообложения;

- налоговый  период – определенный период  времени, по окончании которого  определяется налоговая база  и исчисляется сумма налога, подлежащая  уплате;

- налоговая  ставка  – величина налоговых отчислений с единицы объекта  налога.

Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,

- порядок  исчисления налога – конкретный  порядок уплаты налога, который   устанавливается законодательством о налогах;

- порядок и  сроки уплаты налога - срок, в который  должен быть уплачен налог,  и который оговаривается в  законодательстве, а за его нарушение,  не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока. [6]

Задачи  налоговой системы - обеспечение  государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

  1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
  2. Минимизация расходов по взиманию налогов.

  Эффективность налоговой системы  определяется как чистый доход государства от поступления  налогов, т.е. как разница между взысканными  налогами  и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

Существует  три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система шире применяется в западных государствах. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем. [8]

Таким образом, налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

1.2. Устройство налоговой системы и ее роль

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного 
регулирования социально-экономического развития, инвестиционной 
стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в 
производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства. [15]

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они  составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы, ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги,  государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. [7]

Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость  определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ

Налоги классифицируются по различным признакам.

1. По способу  изъятия различают два вида налогов:

- прямые налоги  взимаются непосредственно с  доходов и имущества (налог  на прибыль, налог на имущество,  налог на доходы);

- косвенные  налоги устанавливаются в виде  надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких  налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию  налоги подразделяются на:

- пропорциональные  – это налоги, ставки которых  устанавливаются в фиксированном  проценте к доходу или стоимости  имущества;

- прогрессивные  – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

- дегрессивные  или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с  ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению  различают:

а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

Информация о работе Эволюция налоговой системы в РФ