Элементы налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:25, реферат

Описание работы

Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Основной задачей данной работы является рассмотрение элементов налогообложения, оценка необходимости каждого из элементов и всех в совокупности. А цель - выявить недостатки налогового механизма России, в рамках данной темы.

Содержание работы

Введение
1. Обязательные и факультативные элементы налогов
2. Субъекты налоговых отношений. Налогоплательщики и плательщики сборов
3. Объекты налогообложения, их характеристика
4. Налоговая база и налоговый период
5. Ставка налога и метод налогообложения
6. Налоговые льготы
7. Порядок исчисления и срок уплаты налогов и сборов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

налоги васильева.doc

— 189.40 Кб (Скачать файл)

Местом реализации товаров (работ, услуг) признается Российская Федерация и (или) не Российская Федерация. Моментом фактической реализации является момент отгрузки, реализации, передачи прав собственности, переуступки требований на товар, выполнения работ, оказания услуг или момент оплаты товара, работы и услуги путем безналичного перечисления денежных средств на счета и внесения наличных денег в кассу (по кассовому методу).

Важнейшим положением, касающимся реализации товаров (работ, услуг), является положение о рыночной цене (ст. 40 НК РФ). Для целей налогообложения в качестве таковой принимается цена, указанная сторонами сделки. Считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока налоговым органом не доказано обратное.

Налогоплательщик не обязан доказывать факт соответствия цен его товаров рыночным ценам.

В тоже время налоговые органы вправе проконтролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

- между взаимозависимыми лицами;

- по товарообменным (бартерным) операциям;

- при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Другими объектами налогообложения являются доходы, в том числе дивиденды и проценты. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Разновидностью дохода является прибыль, оплата труда и т.д.

Наконец, каким либо другим экономическим основанием в качестве объекта налогообложения, не относящимся ни к одному из рассмотренных объектов, можно рассмотреть перемещение товаров через таможенную границу страны, природные ресурсы, используемые налогоплательщиками, документы, подлежащие юридической регистрации и т.д.3

 

 

4. НАЛОГОВАЯ БАЗА И НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД

 

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Налоговая база выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения, в других случаях не входит в состав предмета налогообложения. Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существуют два основных метода:

1) кассовый метод - доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название - метод присвоения;

2) накопительный метод - доходом признаются все суммы, право на получение, которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В российском налоговом законодательстве кассовый метод используется, например, при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, а также доходов физических лиц. В некоторых случаях налогоплательщик в праве сам выбирать метод признания доходов и расходов.

В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения базы налога. К ним относятся:

- прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях (данных бухгалтерского и налогового учета);

- косвенный способ, основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков, расчет ведется по аналогии;

- условный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода;

- паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога.4

 

5. СТАВКА НАЛОГА И МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога есть норма налогового обложения. Относительно данного элемента налога в ст. 53 Налогового кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы…Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах установленных Налоговым кодексом РФ»

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

- равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

- твердые ставки налога, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;

- процентные ставки, когда с каждого рубля, например прибыли, предусмотрено 24% налога.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:

- общие ставки;

- повышенные ставки;

- пониженные ставки;

В зависимости от содержания различают ставки:

- маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

- фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

- экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают четыре метода налогообложения:

- равное - для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога;

- пропорциональное - для каждого налогоплательщика равна ставка налога;

- регрессивное - с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога;

- прогрессивное - с ростом налоговой базы растет ставка налога. При использовании сложной прогрессии доходы делятся на ступени, каждая из которых облагается по своей ставке.

 

6. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

 

Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ)5

Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа. При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

- изъятия - это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков;

- скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные и нелимитированные. Скидки бывают общими и специальными; стандартными и нестандартными. Так в России при налогообложении граждан льготы подразделяются на 4 группы: 1. стандартные налоговые вычеты; 2. социальные налоговые вычеты; 3. имущественные налоговые вычеты; 4. профессиональные налоговые вычеты;

- налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада, отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат раннее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога, целевой налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада может быть частичным или полным, а на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога - перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Налогового кодекса.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование - налоговая амнистия. Дополнительные виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах - это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

 

7. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И СРОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

 

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (внебюджетный фонд), определяется, как правило, путем произведения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку. В случае применения разных ставок общая сумма налога определяется сложением налоговых сумм, исчисленных по каждой ставке в отдельности.

Налог, причитающийся к уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством. По некоторым налогам (налог на имущество физических лиц, налог на недвижимость и некоторые другие), а также при нежелании налогоплательщика исполнять налоговое обязательство, отсутствии у него учета объекта налогообложения, доходов и расходов и в других случаях суммы налоговых платежей, подлежащих взносу в бюджет (внебюджетный фонд), исчисляются налоговым органом. Налогоплательщик при этом получит от налогового органа налоговое уведомление, согласно которому он обязан заплатить причитающуюся сумму налога в указанный срок.

Отдельные налоги, например государственная пошлина, исчисляются и включаются в цену услуг органом, уполномоченным совершать юридически значимые и иные действия в пользу другого лица.

В соответствии с налоговым законодательством часть налогов взимается по методу «у источника выплаты» доходов налогоплательщику (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль в части дивидендов и др.). В таких случаях налог исчисляется, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет налоговым органом.

Срок уплаты налоговых платежей устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. Если он нарушается, налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Срок уплаты налогов и сборов определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершено. Например, уплата налога 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, или в срок, установленный для подачи налоговой декларации. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается по каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.6

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Нестабильность наших налогов, проведение налоговых реформ, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Если характеризовать Налоговый кодекс РФ в целом, то можно сказать, что он обобщил теорию и практику налогообложения, учел опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом. Хотя постоянное внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ говорит о существенных недоработках в его содержании.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2).
  2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2008.
  3. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. Учебное пособие - М.: Экономистъ, 2009.
  4. Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. Учебное пособие - С-П.: Питер, 2010.
  5. Полный сборник кодексов Российской Федерации. - М.: «Информэкспо», Воронеж: издательство Борисова, 2009.
  6. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011.
  7. Петрова. Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательство Норма (Издательская группа Норма - Инфа - М),2011
  8. Справочная правовая система “Помощник бухгалтера”.
  9. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М, 2011.

Информация о работе Элементы налогов