Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:12, реферат
В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны.
Введение.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В наше время все сильнее
возрастает значимость эффективной
налоговой системы для любой
страны. Государство определяет эту
эффективность путем издания
законодательных актов и
Налогообложение прибыли
хозяйствующих субъектов
1.Экономическая сущность налога на прибыль и его роль в формировании финансовых ресурсов государства.
В Республике Беларусь разработан
Налоговый кодекс, который является
единым систематизированным сводом
законов Республики Беларусь, регулирующим
отношения в области
Налоговая система представляет не только систему налогов, сборов (пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.
По своей природе налог — это экономическая категория. Однако его экономическая сущность дополняется юридическими признаками, которые выступают в виде правовой конструкции.
Эти специфические юридические
конструкции иначе называются элементами
налога. Вся совокупность этих элементов
делится на две части: имеются
общие и специфические
Общие элементы налога составляют основное содержание всякого платежа. К общим элементам налогов относятся:
1.Субъект налога.
2.Объект (налоговая база) налога.
3.Единица обложения.
4.Ставка (или норма) налога.
5.Оклад налога.
6.Источник налога.
7.Ответственность.
К специфическим элементам налога относятся:
1.Порядок исчисления.
2.Порядок уплаты налога.
3.Сроки уплаты налога.
4.Льготы по налогу.
5.Налоговый период.
Эти специфические элементы выступают как дополнительные признаки налога, и они различны (т.е. специфичны для каждого) по отношению к каждому отдельному налогу.
Законодатель предусмотрел, что при установлении налога, сбора (пошлины) он считается принятым в случае определения плательщика и всех элементов налогообложения.
В главе 14 Особенной части Налогового кодекса нашли отражения как нормы, которые ранее были определены Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-ХП "О налогах на доходы и прибыль", так и нормы, которые действуют с 2010 г.
Указанной главой определены плательщики, объект, порядок определения выручки, состав внереализационных доходов и расходов, затрат, не учитываемых при налогообложении, льготы, налоговая база, ставки, сроки представления и уплаты налога.
Плательщиками налога на прибыль признаются организации, под которыми согласно пункта 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь понимаются:
-юридические лица Республики Беларусь;
-иностранные и международные
организации, в том числе не
являющиеся юридическими
-простые товарищества (участники
договора о совместной
-хозяйственные группы.
"Объектом налогообложения
налогом на прибыль признаются
валовая прибыль, а также
Валовой прибылью признается:
-для белорусских организаций
– сумма прибыли от реализации
товаров (работ, услуг), имущественных
прав и внереализационных
-для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в
Республике Беларусь через
Не являются объектом налогообложения налогом на прибыль дивиденды, начисленные общественным объединениям "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" унитарными предприятиями, собственниками имущества которых являются эти объединения.
В 2010 году льготы по налогу на
прибыль предоставляются
Льготы по налогу на прибыль установлены в виде освобождения от уплаты налога, уменьшения налоговой базы, установления пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок, в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Плательщик имеет право на использование льгот с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.
При использовании льгот плательщик должен представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине), представляемой по итогам налогового либо отчетного периода, в котором льготы были первоначально использованы, а также не позднее 20 июля календарного года, в котором использовались льготы, и 20 января календарного года, следующего за годом, в котором использовались такие льготы, если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь или иными актами налогового законодательства.
При первоначальном использовании льготы представляются документы, подтверждающие первоначальный объем данной льготы, а при наступлении последующих сроков представления таких документов плательщик может представить только документы, подтверждающие сумму льготы, использованных сверх первоначально подтвержденного объема.
При отсутствии перечня документов
плательщик по согласованию с налоговым
органом может определять перечень
документов для подтверждения
Ставка налога на прибыль установлена в размере 24 процента. Однако организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов, уплачивают налог на прибыль по ставке 10 процентов.
По ставке 5 процентов
уплачивают налог на прибыль члены
научно-технологической
Ставка налога на прибыль
в размере 12 процентов устанавливается
для организаций, включенных в перечень
высокотехнологичных
Средства, высвобождаемые в результате предоставления указанной льготы, направляются указанными организациями на финансирование технического переоснащения. В случае нецелевого использования этих средств их налогообложение производится в порядке, установленном законодательством.
Также по ставке 12 процентов облагается прибыль, полученная от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части.
По дивидендам, начисленным белорусскими организациями, и дивидендам, полученным от источников за пределами Республики Беларусь устанавливается ставка в размере 12 процентов.
Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.
Отчетным периодом налога
на прибыль, по выбору плательщика, признается
календарный месяц или
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – календарный квартал.
Плательщики налога на прибыль по итогам истекшего отчетного периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения.
Налоговая декларация (расчет) по суммам налога на прибыль с дивидендов представляется в налоговые органы налоговыми агентами не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.
Уплата налога на прибыль производится в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
2.Место налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета.
В январе-марте 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 10,4 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-марте 2009 года (в реальном выражении – меньше на 1,1%), рис 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 32,4% (в январе-марте 2009 года – 34,8%).
Рис. 1. Динамика поступления
доходов консолидированного бюджета.
Основными доходными источниками
были налог на добавленную стоимость,
доходы от внешнеэкономической
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.
Таблица 1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-март 2009-2010 гг., %.
Показатели |
|
|
1. Налоговые доходы - всего |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
в т.ч. - подоходный налог |
|
|
|
|
|
|
|
|
в т.ч. - НДС |
28,8 |
30,0 |
|
|
|
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2010 года профинансированы в сумме 11 161,8 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 8,8%.
Расходы консолидированного
бюджета в разрезе
Значительная часть расходов
бюджета по разделу «Социальная
политика» была направлена на возмещение
банкам процентов по кредитам, выданным
на жилищное строительство гражданам.
Эти виды расходов возросли на 25,3% в
реальном выражении по сравнению
с январем-мартом 2009 года. Удельный
вес расходов в целом по разделу
«Социальная политика» в
Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами.