Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга (начало X века). При этом древнерусские летописи именуют "данью" военную контрибуцию.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

Естественно, конкретные системы налогообложения  недвижимости в каждой стране отличаются своими особенностями.

Так, в Канаде единый налог на недвижимое имущество (real estate tax) существует во всех провинциях, обычно на местном уровне, и в целом основывается на ежегодно оцениваемой стоимости недвижимости (рыночной стоимости земли со всеми сооружениями, которые на ней находятся). Ставки различаются в зависимости от вида имущества и в различных административно-территориальных единицах. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной [ ].

По общему правилу, местные налоги на недвижимость могут служить основой  вычетов для целей подоходного  налога. Однако налоги на имущество  выплачиваемые на незастроенные  земли могут быть основой вычетов  только в размере валового дохода с этой земли. Исключение из этого  ограничения существует для компаний, чей основной бизнес заключается  в сдаче в аренду, найме, продаже  или застройке недвижимого имущества. Ограничения также применяются  к возможности вычетов на основе местных налогов на имущество  появившихся в результате постройки, реставрации или перестройки  здания.

В Великобритании взимается единый налог на имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности (national non-domestic rate - NNDR). Органы местного самоуправления взимают налог на недвижимость (universal business rate - UBR). Налогооблагаемая база в данном случае - предполагаемая сумма годовой арендной платы. Налог, выплаченный на недвижимость, занимаемую для целей торговли, бизнеса, профессиональной деятельности, может служить основанием вычета для налога на доходы компаний.

Во Франции есть три различных налога: налог на имущество - застроенные и незастроенные участки и налог на жилье. Налог на имущество и налог на жилье - это различные виды налогов и они могут налагаться одновременно. Таким образом, на собственника жилья могут налагаться оба налога.

Налог на застроенные участки применяется  к зданиям, расположенным во Франции, и исчисляется путем применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления коэффициентов  к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным  земельным реестром (cadastre). От уплаты этого налога освобождаются: государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; физические лица старше 75 лет и получающие пособия из общественных фондов и пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки (в  основном находящиеся в частной  собственности земельные и лесные участки) исчисляется путем умножения 80 % стоимости условной арендной платы  на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. От его уплаты освобождаются участки в государственной  собственности и могут временно освобождаться участки, предназначенные  под развитие сельскохозяйственного  производства.

Налог на жилье - это местный налог, выплачиваемый ежегодно любым лицом, проживающим в жилом помещении 1 января каждого года. Налог исчисляется путем умножения стоимости условной арендной платы жилья, определенного местным земельным реестром (cadastre) на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. Различные льготы предоставляются в зависимости от семейного положения налогоплательщика, от налога на жилье могут быть освобождены полностью или частично малообеспеченные лица в части их основного места проживания.

Во всех случаях, местные власти планируют ставку налога исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы [ ].

В Германии налог на недвижимость (Grundsteuer) налагается ежегодно органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения (коммерческое пользование или нет). Он налагается на налоговую стоимость имущества по общей федеральной ставке 0,35%. Результат умножается на местный коэффициент, который может составлять от 280 до 600%, в силу чего конечная ставка составляет от 0,98% до 2,1% налоговой стоимости имущества. Средняя ставка составляет около 1,5%. Для юридических лиц налог может служить основой вычетов для целей налога на прибыль компаний и налога на предпринимателей, для физических - налог может служить основой вычетов для только целей подоходного налога, если собственность используется в коммерческих целях или является источником дохода, к примеру сдается в аренду.

От уплаты налога освобождены государственные  предприятия, религиозные учреждения. Застроенные территории в пяти новых  землях (Lander) могут иметь меньшую стоимость, в случаях, если они арендуются как жилье или используются для проживания.

Недвижимое имущество, находящееся  в Дании может облагаться тремя видами налога на недвижимость:

1) местный налог на недвижимость (kommunal grundskyld);

2) окружной налог на недвижимость (amtskommunal grundskyld);

3) местный налог на недвижимость, используемую как офисы, отели,  заводы, мастерские и иные сходные  коммерческие цели (dœkningsafgift).

Налоги на недвижимость могут служить  основой вычетов для целей  подоходного налога (для физических лиц они могут быть основой  вычетов только в случаях, когда  собственность используется в коммерческих целях). Владелец недвижимости обычно является налогоплательщиком. Для целей  местных и окружных налогов на недвижимость налогооблагаемая база - это стоимость только земли, здания и прочая недвижимость в нее не включается. Для местного налога на недвижимость, используемую в коммерческих целях, налогооблагаемая база - это стоимость здания, но не земли.

Ставка муниципального налога на недвижимость может в среднем быть от 0,6% до 2,4%. Ставка окружного налога на недвижимость составляет 1%. Ставка местного налога на недвижимость на здания, используемые в определенных целях не может  превышать 1%. Предоставляемые по налогу льготы относятся только к объектам недвижимости [ ].

В Голландии налог на недвижимость (onroerende zaakbelasting) ежегодно налагается местными органами. Налог состоит из части налагаемой на собственников недвижимости и части, налагаемой на пользователей недвижимости. Когда собственник и пользователь являются одним и тем же лицом, на это лицо налагаются обе части налога. Налогооблагаемая база устанавливается государственной оценкой. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок (налоговая ставка различается для каждого органа местного самоуправления, в целом между примерно 0,1% и 0,9% стоимости. Различные ставки могут применяться для собственности, используемой в коммерческих целях и частной собственности. Налог на недвижимость может быть основой вычетов для целей налога на прибыль компаний (для физических лиц, налог на недвижимость может быть основой вычетов если собственность используется в коммерческих целях).

Освобождение от уплаты налога предоставляется  по новостройкам на период строительства  здания.

В Испании налог взимается ежегодно органами местного самоуправления. Налогооблагаемая база - кадастровая стоимость. Она переоценивается каждые 8 лет Кадастровым управлением (государственной структурой, которая занимается переписью, оценкой и переоценкой имущества) со ссылкой на рыночную стоимость имущества, включая стоимость земли и сооружений. Это налог может быть основой вычета для целей налога на доходы компаний (для физических лиц он может быть основой вычета из дохода от аренды для целей подоходного налога физических лиц).

В среднем налоговые ставки составляют 0,4% для имущества, находящегося в  городе и 0,3% - в сельской местности, но могут применяться и более высокие ставки.

В Швеции государственный налог на недвижимость (statlig fastighetsskatt) налагается на все виды недвижимости, которая может быть использована для проживания, в коммерческих и производственных целях. Налогооблагаемая база – оцененная стоимость имущества на дату на два года ранее, чем соответствующий налоговый год (в случае частного жилого помещения за границей - 75% его рыночной стоимости). В данном случае обеспечивается преимущество, связанное с тем, что органы, проводящие оценку, могут проанализировать всю информацию, необходимую для оценки.

Налоговая ставка составляет 1,3% на дома, разделенные на арендуемые квартиры и блоки квартир (hyreshus), 1,0% на помещения, используемые в коммерческих целях и 0,5% на промышленную собственность. Новые жилые помещения освобождаются от налога на первые 5 лет, на следующие 5 лет ставка снижена на 50%. Вообще, все предоставляемые льготы относятся к объектам недвижимости. Налог может служить основой вычетов для целей налога на доходы компаний.

В США и Швейцарии не существует единого налога на федеральном уровне. Налоги на недвижимость налагаются в некоторых штатах (США), либо кантонах (Швейцария) либо уровне кантонов – штатов, либо на местном уровне. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Они наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок. В швейцарском кантоне Базель-штадт, ставка налога на недвижимость составляет 0,4% рыночной стоимости, сниженная ставка в 0,2 % применяется к некоторым компаниям. В городе Уинтон (штат Иллинойс, США) – налогооблагаемая база равна 1/3 рыночной стоимости, владелец получает раз в 4 года письмо с уточненной оценкой его собственности. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4 %. Налог поступает в бюджеты графства, города, школьных и парковых округов. В двух штатах США освобождение от уплаты налога предоставляется по новостройкам в течение нескольких лет.

Япония - налог уплачивается юридическими и физическими лицами по единой фиксированной ставке - 1,4 % стоимости имущества. Переоценка его производится один раз в три года, в налогооблагаемую базу входит как земля, так и все недвижимое имущество на ней. Освобождение от уплаты налогов дается по новостройкам в течении нескольких лет. Предоставляемые в Японии льготы относятся к исключительно объектам недвижимости.

На современном этапе налог  на недвижимое имущество существует приблизительно в 130 странах, но значимость его различна. В большинстве стран  поступления от этого налога составляют от 1 до 3% от общих налоговых поступлений  на всех уровнях структур власти. В  США эта цифра составляла около 9,15%, в некоторых других англоязычных странах его значимость так же велика (Австралия - 4,63%, Великобритания - 10,43%, Германия - 1,06%, Дания - 1,85%, Испания - 0,21%, Канада - 8,16%, Нидерланды - 1,81%, Франция - 2,17%, Швейцария - 0,46%, Швеция - 0,89%, Япония - 5,7%). Поскольку в подавляющем большинстве зарубежных стран данный налог является местным, поступления от него составляют основную статью доходов бюджетов местных органов власти. К примеру, в некоторых штатах Австралии поступления от этого налога составляют более 90% местного бюджета, в США - до 75 %, (В гор. Нью-Йорк - 40% собственных доходов бюджета) Канаде - до 80% [ ].

Несомненно, что мировой  опыт должен использоваться в налоговом  законодательстве и налоговой практике, но с учётом различий, связанных  с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем  правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных принципах, нежели российская.

Вместе с тем, их консультации весьма полезны по многим вопросам, связанным с подготовкой налоговых  нормативных актов.

В частности, очень интересен  и поучителен для нас опыт разработки общенормативных налоговых инструкций не только наличием специальных процедур и органов, ответственных за эту работу, но, главным образом, широким и юридически оформленным участием общественности в оценке проектов, её влиянием на конечный результат работы. У нас подобная практика не имеет широкого распространения, нормативно не закреплена.

Однако, не смотря ни на что, накопленный западными странами опыт применения налоговых систем для  обеспечения финансового благополучия и регулирования экономики имеет  большое практическое значение. Например, система косвенного налогообложения  в России построена с учётом западноевропейского  опыта. В России был введён налог  на добавленную стоимость (НДС); совокупность акцизов заменила часть дохода от налога с оборота.

Применение опыта развитых стран в построении налоговой  системы не ограничилось введением  отдельных налогов или простым, необдуманным копированием некоторых  видов налогов. Работа по применению опыта в организации налоговой  системы России ведётся и довольно активно и в настоящее время.

Таким образом, сделаем  вывод о том, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги, что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.

Широко используемое в  современном налоговом законодательстве понятие "имущественные налоги" является, по существу, собирательным. Под общей шапкой скрывается целый  конгломерат налогов и сборов по отношению к различным видам  имущества. Наиболее общий, объединяющий их признак состоит, во-первых, в  том, что все они принадлежат  к числу прямых. Во-вторых, их плательщиками  являются лица, владеющие имуществом. В-третьих, объектом обложения служит имущество само по себе, а не как  источник дохода. В остальном можно  говорить об огромном разнообразии и  многовариантности имущественных налогов. Различия касаются их наименования, круга субъектов и видов облагаемого имущества, способов исчисления, порядка уплаты налогов и прочее. Среди них есть как регулярные (систематические, текущие), взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом (например, земельный налог), так и разовые, уплата которых связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке наследования и дарения, сделки купли-продажи и другие операции с имуществом).

Информация о работе Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России