История развития налогообложения во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:33, доклад

Описание работы

Франция - страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.
Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Содержание работы

Введение
1. История развития налогообложения во Франции
2. Общая характеристика налоговой системы Франции
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

налоги во франции.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1. История развития налогообложения  во Франции

2. Общая характеристика налоговой  системы Франции

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Франция - страна, в которой в  отдельных отраслях доминирует государственная  собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой  политики. Среди развитых стран Францию  отличает высокая доля налоговых  поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды  социального значения.

Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение  ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько  на централизованном перераспределении  фискальных ресурсов.

Среди главных черт французской  налоговой системы следовало  бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных  аспектов, гибкость системы в сочетании  со строгостью, широкая система льгот  и скидок, открытость для международных  налоговых соглашений.

 

  1. История развития налогообложения во Франции

 

 Согласно решению Генеральных штатов в 1314 г. впервые был задекларирован принцип, согласно которому новые налоги вводятся не королевским приказом, а парламентским законом. С 1341 г. вводится налог на соль в форме соляной регалии (позже откупа), а с 1439 г. — налог на земли и здания (талья). Кардинал Ришелье чётко сформулировал главную стратегию фискальной политики: «Не следует перегружать подданных налогами, но не следует и брать с них меньше, чем нужно для нужд государства».

В 1648—1652 гг во Франции разгорелась гражданская война, вошедшая в историю под названием Фронда. Непосредственной причиной Фронды стали непопулярны фискальные меры правительства, в частности введения обременительного налога на дома, что вызвало недовольство всех слоев населения. Подавление Фронды знаменовало победу королевского абсолютизма над оппозиционным ему парламентом, открыв путь к неограниченному произволу в сфере налогообложения.

Во Франции эпохи абсолютизма  получила широкое распространение  откупная система налогов — передача на договорной основе сбора налогов частным лицам, которые в порядке предоплаты вносили государству оговорённую сумму дохода в обмен на право собирать платежи с налогоплательщиков. Поскольку условия налоговых откупов не подлежали законодательной регламентации, открылись большие возможности для казнокрадства и коррупции. По оценкам современников, в XVIII веке в казну государства поступала лишь половина фактически собранных налогов, остальные оставалась откупщикам[1].

Жан-Батист Кольбер (1619—1683) находясь на посту министра финансов несколько облегчил бремя налогов для бедных и жестоко расправился с казнокрадами. Через сто лет Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) обратил внимание на проблему социальной несправедливости в налогообложении. Он предупреждал, что сословные привилегии в форме налогового иммунитета для дворян и духовенства разрушительны для государственных финансов и, кроме того, оказывают деморализующее влияние на общество. Он отказался от практики подношений генеральному контролёру (министру) финансов взятки в 100 тыс. ливров при ежегодном заключении откупного контракта.

Великая французская революция оказала значительное влияние на развитие налоговой системы Франции. В статье 14 «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалось: «Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания». Великая французская революция также принесла с собой отмену налоговых иммунитетов и церковной десятины.

В течение 1807—1850 гг во Франции состоялся налоговый кадастр всех земель, охвативший все наделы в пределах государства. В XIX в. во Франции, впервые в Европе, введены акцизы на отдельные виды товаров, а также введён налог на ценные бумаги. Следующее столетие было также отмечено новациями в налоговой системе: были введены налоги на прибыль, на оборот, а в 1954 г. впервые в истории был принят принцип налога на добавленную стоимость.

 

  1. Общая характеристика налоговой системы Франции

 

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов  и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система  обладает стабильностью в отношении  перечня взимаемых налогов и  сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений  экономико-социальной политики государства.

Законодательную базу налоговой системы  Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два  тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой  системы Франции являются:

- системность;

- гибкость. Принцип гибкости налогообложения  означает способность налоговой  системы реагировать на изменения  экономического положения, по  возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

- социальная направленность - этот  принцип тесно связан с принципом  социальной налоговой справедливости. Социальная налоговая справедливость  основывается как на перераспределении,  так и обеспечении налоговой  свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный  минимум, необходимый для поддержания  достойного человеческого существования  в обществе, не должен подвергаться  налогообложению. 

В налоговой системе Франции  можно выделить ряд характерных  черт, это:

- социальная направленность;

- преобладание косвенных налогов; 

- особая роль подоходного налога;

- учет территориальных аспектов;

- гибкость системы в сочетании  со строгостью;

- широкая система льгот и  скидок;

- открытость для международных  налоговых соглашений.

Налоговая система Франции интересна  тем, что именно в этой стране был  разработан и впервые в 1954 г. внедрен  налог на добавленную стоимость.

Отличительная черта налоговой  системы Франции - высокая доля взносов  в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН  в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно  превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Налоговые поступления в доход  бюджета центрального правительства  Франции составляет более 93 %.

Основной налог, дающий большую  часть поступлений - это НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью.

Налоговая система Франции довольно эластична. Эластичность налоговой  системы заключается в том, что  ежегодно в соответствии с изменениями  политической и экономической конъюнктуры  законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

Все меры по налогообложению во Франции  находятся в компетенции Парламента (Национальной Ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки.

Для французской налоговой системы  характерны жесткая законодательная  регламентация, сочетающаяся, вместе с  тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.

К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести:

- стимулирование роста вложений  в науку науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения. ;

- налоговый авуар представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов;

- налогообложение доходов от  перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 42 %, если акт продажи произошел в течение двух лет владения; 15 %, если акт продажи произошел после двух лет владения.

Французские налоги взаимоувязаны  в целостную систему, в которой  существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют  достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Налогообложение опирается на государственную  систему бухучета, которая является обязательной.

 

Список используемой литературы:

 

1. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. Учебное пособие.- М. КноРус,2009. - 327с.

2. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение  Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп.- М. «Книжный мир», 2010. - 415с.

3. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. Налоги. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.-М. «Книжный мир», 2008.- 511с.

4.Маслов Б.Г., Попова Л.В., Дрожина И.А. Налоговые системы зарубежных стран.Учебник – М.: София, 2008 – 211 с.

5. Налоговый вестник, журнал

6. www.nalog.ru


Информация о работе История развития налогообложения во Франции